Экскурсия в природу как средство речевого развития учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В. Агапова

МКОУ СОШ №3,

п. Грибановский

Экскурсия в природу как средство речевого развития учащихся Экскурсия в природу - одна из наиболее благодатных форм работы для развития у младших школьников пытливости, ума, любознательности, творческого воображения. У них возникает потребность делиться своими впечатлениями, поэтому такая экскурсия является прекрасным средством речевого развития детей. С огромным интересом дети читают живую книгу родной природы. Не случайно школьники так любят писать сочинения, посвящённые сезонной тематике. Экскурсия в природу с целью речевого развития младших школьников в отличие от природоведческой имеет свои специфические особенности. Такая экскурсия должна учить искусству видеть и истолковывать увиденное через организованную передачу впечатлений. Специфика данной экскурсии выражается не только в её целевой направленности, но и в самой методике проведения, отвечающей указанным целям. Основные особенности её состоят в следующем. Заранее сообщается цель предстоящей экскурсии, определяется место её проведения, выбирается место для самостоятельной работы и отдыха детей. Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить младших школьников видеть окружающую природу и находить словесные средства выражения увиденному, уметь выражать свои чувства и настроения, научить ребёнка видеть краски того времени года, когда проводится экскурсия, активизировать и обогатить словарный запас учащихся. Экскурсия предусматривает подготовку к ней не только учителя, но и учащихся. Желательно вести подготовку к предстоящей экскурсии в течение недели. Это может быть форма как коллективной , так и индивидуальной работы. Коллективная работа предусматривает подготовку учащихся к непосредственному наблюдению окружающей действительности. Такая подготовка включает в себя анализ картин, диафильмов, кинофильмов на тему, аналогичную проводимой экскурсии. В дальнейшем это поможет детям более активно воспринимать увиденное на экскурсии и рассказывать об этом. Индивидуальные задания направлены на подбор иллюстративного материала, в том числе и фотографии. Дети готовят стихи, загадки, пословицы, прозу, небольшие инсценировки. Подобранные материалы заучиваются ребятами. Учитель проверяет ряд заданий по подбору и заучиванию материала, просматривает собранные детьми иллюстративные материалы по теме экскурсии и всё это в дальнейшем используется в процессе экскурсии. Репродукции картин, фотографии используются при подведении итогов экскурсии. В классе оформляются альбомы, иллюстрированные классные календари, пишутся сочинения… Самостоятельная работа детей в процессе самой экскурсии предусматривает сбор природных материалов, зарисовок, небольших записей об увиденном, сочинение небольших рассказов. Неизменным спутником такой экскурсии должно быть чтение детям или чтение детьми вслух литературно-художественных произведений. Привлечение на экскурсии литературных источников в качестве иллюстративного материала к наблюдаемым объектам помогает установлению контакта между словесными и зрительными образами, стимулирует дальнейшее наблюдение, помогает организации более активной речевой практики самих учащихся. В основе такой экскурсии лежат активные наблюдения, результатом которых является создание зрительных и словесных образов. Основная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей видеть, слышать, ощущать. Это чрезвычайно важно. Благодаря этому удаётся заметить массу мелочей, которые обычно ускользают от внимания. Научить школьников наблюдать, значит научить выделять в определённой последовательности признаки предметов. Заметить и выделить самое яркое в предмете, самое характерное, выделить и найти соответствующее словесное оформление увиденному. Заметить соответствующие характерные признаки предмета, выделить их в процессе наблюдения помогает сравнение. Если экскурсия проводится в парке или лесу, то дети могут сравнивать листья различных деревьев: по форме, окраске (познакомить с различными оттенками жёлтого, красного и голубого цветов), величине; сравнивать кроны, стволы деревьев. Словесные образы, созданные писателями и поэтами сравниваются со зрительными. Зрительные образы, увиденные детьми на полотнах мастеров живописи, сравниваются с образами, существующими в реальной действительности. В полотнах мастеров живописи мы находим своеобразный синтез зрительных образов, отражение действительности, но сквозь призму восприятия художника. Нечто аналогичное этому делает ученик в процессе наблюдения, готовясь затем рассказать или написать об увиденном. Ведь картины помогают создавать эмоциональный настрой. Ребёнок на примере живописного полотна учится отбирать и вычленять из общего числа наблюдаемых объектов то, что особенно удивило, взволновало; учится обобщать увиденное, систематизировать материал будущих наблюдений; ребёнок желает увидеть то, что взволновало художника. Если предложить ребёнку описать лес, речку, улицу, которую он видит, ребёнок не сумеет этого сделать, он растеряется в массе деталей, не сумеет выделить существенное, типичное. И вот картины могут помочь обучить их смотреть. Учитывая возрастные особенности младших школьников, в процессе таких экскурсий можно организовывать различные дидактические игры. Например, можно провести игру «Что и как видишь?» В основе игры лежит точное описание предмета без его названия. По форме эта игра напоминает загадку, поданную в прозаической форме. Одни учащиеся называют признаки одного из наблюдаемых предметов, сравнивают их с другими, похожими на него предметами, а остальные ребята отгадывают предмет. Такая двусторонняя связь в данной игре обеспечивает интерес к ней всех учащихся: и тех, кто загадывает, и тех, кто отгадывает. Очень полезно провести игру «Что и как слышишь?» для активизации в процессе наблюдения не только зрительных, но и слуховых восприятий. Для этого учитель организует «минуту тишины», дети внимательно вслушиваются в различные звуки, а затем рассказывают о том, кто что услышал. Проведение дидактических игр стимулирует высказывания учащихся о наблюдаемых объектах, обогащает их словарный запас, исправляет употребление неточных выражений, учит точности речи при передаче слуховых и зрительных восприятий. Таким образом, в основе всех видов работ, связанных с наблюдениями на экскурсии, лежит активная речевая практика младших школьников. На всех этапах основной деятельностью учащихся становится самостоятельная работа, организуемая и управляемая учителем. Список литературы

  1. Карпухина Г.Ю. Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсий в природу. - Начальная школа. 1988. №3.
  2. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 1970

© 2010-2022