- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи: «Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»»
Урок развития речи: «Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутенкова Н.А. |
Дата | 22.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине
Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Разработка: Кутенкова Н. А.
учитель начальных классов
Место выполнения работы:
г. Москва, ГБОУ СОШ № 384 имени Д.К. Корнеева
Для учащихся 2 классов
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
-
Познавательные
познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
-
Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
-
Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
-
Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
-
Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея),
портрет художника;
1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи);
опорный план для составления описательного рассказа по картине;
запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского;
запись песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова);
орфографический словарь.
Ход урока I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. II. Тема урока
- Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.
III. Беседа о художнике и его картине.
- Рассказ о художнике.
Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.
Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова) из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.
Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
- Выразительное чтение стихотворений.
* * *
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Первый снег
Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.
Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3. Беседа.
- О каком времени года идет речь?
-
Назовите зимние месяцы.
- Декабрь, январь, февраль - зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
- Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
- Объясните значение этих слов.
- Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
-
Рассматривание картины.
- Какие краски здесь преобладают?
- Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
- Ваши впечатления от представленной картины?
-
Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
5. Интеллектуальная разминка.
- Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш -
Обязательно картина
Называется - пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется - портрет.
А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?
(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)
-
Физкультминутка
(развитие мимических и пантомимических движений, релаксация).
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.
Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
- Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
- Где происходит действие картины?
- Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?
- Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
- Как бы вы назвали эту картину?
- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?
- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?
- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).
- Какие краски использует художник для изображения природы?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег - белый, легкий, как пух, …
Деревья - с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...
листья - желтые, зеленые, …
Кусты - спрятались под снегом, …
- Что вы видите на этой части картины?
-
Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине
С.А. Тутунова и заполним таблицу.
Что изображено
Рабочие материалы
Мальчик
маленький Время ранним утром, Зима волшебная, праздничная Снег пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные, Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви, Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом Земля, забор все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег, Воздух чистым, свежим воздухом Настроение Радостное, праздничное, восторженное
Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.
V. Составление плана. - Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?» - Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине). - О чем скажем в основной части? (опишем героя). - Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина) ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Мальчик у окна. 3. Зима. 4. Мое отношение к картине.
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя, время года по-своему.
VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.
VII. Итог урока.
-
Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?