Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.Классный час в 4 классе. Тема: «Сказка, как средство формирования толерантности» Цель: 1. Создать условия для развития интереса к чтению; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей; 2. Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев; развивать чувство толерантности. Планируемые результаты. Предметные:
  • достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • воспринимают художественное произведение на уровне главной мысли (идеи);
  • выделяют точку зрения автора и выражают свою;
  • выделяют художественные детали, раскрывающие образы героев.
Личностные:
  • имеют представления о ценности жизни для других;
  • определяют личностный смысл учения - желания приобретать новые знания,

Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
  • обобщают и классифицируют учебный материал, формулируют несложные выводы.
Регулятивные УУД:
  • определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
Коммуникативные УУД:
  • осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;



Ход занятия. 1) Вступительное слово.

Художественная литература - вид искусства, которому доступно осмысление действительности, восприятие и изображение её во всех проявлениях.

Л.Тимофеев - В литературе для детей множество произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности. О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…». В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…». В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его. Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания. Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны. Если рассмотреть, например, тему толерантности в литературе, то в глаза сразу бросится это различие. Терпение слишком широкое понятие, а толерантность может быть его разновидностью, но своеобразной, отличной от других проявлений терпеливого отношения. 2) Работа по теме. (Класс заранее поделила на 6 команд, название из сказок придумывают заранее) 1 вопрос: команде … - В какой сказке рассказывается о терпении, как об явлении физическом? А) «Русалочка» Андерсена Б) «Аленький цветочек» Аксакова В) «Сказка о царе Салтане» Пушкина (ответы детей, доказательства) - Представьте доказательства. (С помощью учителя, дети рассказывают о терпении Русалочки) В сказке Андерсена «Русалочка», одна из дочерей морского владыки, тоже терпит, терпит боль, более того боль нечеловеческую, терпит её ради любви к земному принцу. Несмотря, на то, что каждый шаг причиняет ей боль, девушка отказывается от рыбьего хвоста и «меняет» его на возможность быть рядом с любимым, возможностью этой и является приобретение человеческих ног вместо русалочьего хвоста. Но терпение в данном случае является личностным качеством, не распространяющимся на окружающих. Конфликта с ними так же нет, и быть не может, так как русалка онемела, сразу, как её хвост превратился в ноги. Конфликт возникает не из-за непонимания, а из-за безответной любви. Более того, с позиции взрослого человека, становится понятно, что не так-то она была и безответна. Просто принц, испытывая благодарность по отношению к принцессе, якобы спасшей ему жизнь, считал своим долгом отплатить ей тем же, и на благодарности возникает чувство. Сумей русалочка рассказать принцу свою историю, что именно она спасла его тонущего, принц естественно женился бы скорее на ней, чем на принцессе, но русалочка онемела из-за зелья колдуньи, превратившего её в земную девушку. Тем более нелогично его поведение, когда он привел девушку в замок, окружил русалочку заботой, теплом. Не любя, он никогда не поступил бы так и не привел незнакомую девушку в замок. О терпении, как о явлении физическом, в этой сказке идет речь. Русалочка терпит боль и немоту, страдания оттого, что принц женился на другой. Терпение русалочки здесь не является терпением толерантным, так как толерантность обязательно направлена на кого-то извне. 2 вопрос: команде … Какая сказка первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей? Где главная героиня проявляла и терпение, и толерантность? А) «Репка» Б) «Морозко» В) «Сказка о глупом мышонке» Многие знают, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей. Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А.Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный - неблагодарная (у А.Роу Марфуточка ) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями. Но, если все же говорить об этой сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь - падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности. Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение. 3 вопрос: команде … В какой сказке Александра Сергеевича Пушкина сын показывает образец толерантного отношения к отцу? А) «Сказка о попе и о работнике его Балде» Б) «Сказка о рыбаке и рыбке» В) ««Сказка о царе Салтане» В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовет их в гости, Их и кормит и поит, И ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно. 4 вопрос: команде … Кто из героев в сказке Аксакова «Аленький цветочек» проявлял толерантность? А) Купец Б) Настенька В) Все герои сказки В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно. Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос. Настенька - младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению. Настенька хотя и хочет вернуться домой к сестрам и отцу, но вслух говорит об этом, лишь, когда тоска её достигает такой точки, что терпеть разлуку с близкими уже невозможно: «Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров, лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных…». Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное отношение к своей гостье: «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день - во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высоких…». Девушка проявляет терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…»

5 вопрос - команде … В какой красивой детской сказке прослеживается умение идти на компромиссы и искусство уживаться? А) «Репка» Б) «Белоснежка и семь гномов» В) «Русалочка» В красивой детской сказке «Белоснежка и семь гномов» главная героиня помогает маленьким гномам, сходным своими характерами с детьми, работает для них: стирает, убирает, развлекает их, то есть учит всему тому светлому и доброму, что носит в своей душе. Здесь наглядно можно проследить умение идти на компромиссы и искусство уживаться. Ведь гномы сначала настороженно отнеслись к своей гостье, затем, видя старательность Белоснежки, её хозяйственность, внимание к маленьким хозяевам лесного жилища, принимают её как родную сестру и сильно привязываются и привыкают к ней. 6 вопрос - команде … Сказку Андерсена «Гадкий утенок» многие психологи используют, как материал для проведения занятий по национальной терпимости предлагаю задать ряд вопросов детям по данной сказке: 1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других; 2. кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными? 3. считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся? Гадкий утенок даже сам себе казался гадким, лишь тогда он осознал, что просто не общался с себе подобными, когда встретил лебедей и понял, что он один из них, ведь они приняли его в свое сообщество, отнесясь с уважением и почтением к молодому лебедю, которого долго считали среди уток и кур некрасивым переростком. (Задача взрослого на данном материале научить ребенка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы) То, что человек другой, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Издевкам могут подвергаться часто самые достойные дети, просто иногда не нашедшие свое место в коллективе.

3) Заключение. - Давайте сделаем с вами большой вывод о проделанной работе. Чему учат сказки разных писателей? (ответы детей - быть терпимыми к окружающим, делай добро другому, идти на компромиссы) - Таким образом, во многих художественных произведениях для детей легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии. - Задача взрослых - помочь детям увидеть эту тему, понять и принять её.

© 2010-2022