Технологическая карта по литературному чтению на тему: В. Д. Берестов «Кошкин щенок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 17.11.15 г. во 2 «Б» классе

МБОУ гимназия г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Кауновой Александрой Александровной




Учитель: А.В. Усик

Методист: М.Ю. Крикушенко

_____________________

(подпись)




Зерноград

2015

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: В.Д. Берестов «Кошкин щенок»

Класс: 2 «Б»

Цель: познакомить обучающихся со стихотворением В.Д. Берестова «Кошкин щенок»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Учебные задачи:

  1. Направленные на достижение личностных результатов:

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты и принятия образца «хорошего ученика»;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

  1. Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Выпускник научится:

  • определять главную мысль текста;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста.

Выпускник получит возможность научится:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
  1. Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Выпускник научится:

  • отличать особенности поэтического текста;

  • находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев;

  • правильно интонировать, читать по ролям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения текста.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебники.

Материалы для учителя: учебник, технологическая карта урока, ЭОР: презентация, аудиозапись стихотворения В.Д. Берестова «Кошкин щенок», физминутка «Котята».


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь!

- Меня зовут Александра Александровна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаньям будем мы идти.

- Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас на протяжении всего урока.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дарят друг другу улыбку. Внимательно слушают учителя.

Личностные:

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Этап актуализации пробного действия

На уроках литературного чтения вы успели познакомиться со многими жанрами.

- Давайте их вспомним.

- Да, действительно, вы правы.

Но есть в вашем учебнике замечательный раздел, который называется «О братьях наших меньших».

- Как вы думаете почему он так называется?

- Раздел так называется потому, что животные пытаются приспособиться к нам и мы должны им помочь.

- Что бы вы изобразили на первой странице этого раздела?

- Стихи писали многие поэты.

Давайте вспомним замечательную детскую писательницу Ирину Михайловну Пивоварову.

- Что вы о ней помните?

- Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве. Ее отец был врачом. Окончив школу, она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре вышла замуж за известного иллюстратора Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина Михайловна начала писать маленькие рассказы, стихи. И они очень понравились детям.

- Замечательно. А сейчас обратите внимание на доску.

- Что вы видите?

- Какие питомцы у вас дома? Расскажите о них.

- Случайно ли перед нами представлена такая выставка?

- Здорово! А именно мы сегодня познакомимся со стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова «Кошкин щенок».

- Валентин Дмитриевич Берестов - родился в 1928 в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя истории - человека доброго и талантливого. Свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства. Читать маленький Валентин начал в 4 года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла. Юный поэт прочёл свое первое слово - СССР!

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и баллады Жуковского. С удовольствием читал детские журналы "Чиж", "Дружные ребята", «Мурзилка». По специальности Валентин Берестов - археолог, а стихи начал писать, когда у него появилась маленькая дочка. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. А ещё Валентин Берестов писал добрые сказки.

- Это русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки, сказки.

- Потому что этот раздел о животных.

- Высказывают свои предположения.

- Рассказывают что помнят.

- Читают выразительно стихотворение «Жила-была собака…»



- Мы видим выставку фотографий наших любимых домашних питомцев.

- Кошки, собаки, попугаи и т.д.

- Нет, не случайно. Потому что сегодня мы будем говорить о животных, о братьях наших меньших.

Воспринимают информацию учителя на слух.






Личностные: у выпускника будут сформированы: -учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Выпускник получит возможность для формирования: устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Коммуникативные: выпускник научится: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: выпускник научится: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Работа над стихотворением

- Ребята, вы помните, как нужно читать стихотворение?

- Действительно, стихотворения нужно читать неторопясь и внятно, чтобы успеть представить картину, которую хотел показать нам поэт.

- Как же нам познакомиться со стихотворением В.Д. Берестова «Кошкин щенок»?

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Давайте разберем некоторые слова:

1. Приёмный

2. Мочала

3. Чистоплотное

4. Верзила

5. Плескайся

6. Дремлет

(слушают стихотворение)

- Вам понравилось стихотворение?

- Мне тоже очень нравится это стихотворение. Столько раз его читаю и все время удивляюсь, как можно так необычно и удивительно описать картину, которую можно увидеть в жизни.

- Мы поговорим еще о стихотворении, но сейчас наступила минутка отдыха.

(Видео физминутка)

- Да. Стихотворение нужно читать неторопясь, внятно.

- Его нужно прочитать.

- Высказывают свое предположение.



  1. Усыновленный сын.

  2. Мочалка

  3. Содержащее себя в чистоте, опрятное.

  4. Высокий и нескладный.

  5. Колыхаться, производить всплеск.

  6. Полуспит, состояние при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

- Да, понравилось.



Вместе с учителем выполняют движения.

Познавательные:

выпускник научится: понимать авторскую позицию.

Коммуникативные:

выпускник научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Беседа по стихотворению

Вернемся к нашему стихотворению.

- Каким был щенок?

- Как кошка ухаживала за ним?

- Какой была кошка-мать?

- Каким стал сынок?

- С какими трудностями встретилась кошка-мать?



- Какой выход нашла кошка-мать?

- Чем закончилось стихотворение?

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

- Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумайте свое название.

- Каким был щенок?

- Какой была кошка-мать?

Работа в парах.

Составьте рассказ о цыпленке.

- Замечательно!

- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детенышей?

- Недалеко от индийского города Лайхнау рабочий-железнодорожник Рауль заглянул в долго стоявший в тупике вагон и обнаружил там удивительное существо. Внешним видом это создание было похоже на человека, только вот взгляд был звериным. Человеческую речь он не понимал, передвигался только на четвереньках, а его колени и ладони были покрыты плотными мозолистыми наростами.

Человековолка отправили в больницу. Через несколько дней туда явился торговец фруктами, которого звали Прасад. Он попросил разрешения взглянуть на ребенка. Дело в том, что около восьми лет назад у него исчез маленький сын, которого, скорее всего, утащил волк. Это случилось так! Жена Прасада, устав от работы, заснула на циновке во дворе их дома, сын играл неподалеку. Когда женщина проснулась, ребенка нигде не было. Прасад добавил: «Если это все-таки мой сын, то на его виске должен быть небольшой шрам». И у ребенка действительно был шрам на виске, поэтому Рама (именно так звали мальчика) отдали отцу. Как его жизнь сложилась дальше, неизвестно.

- Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

- Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Язычком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.

- Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.

- Но подрос сынок приемный

И теперь он пес огромный.

- Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

-Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

- Сам плескайся и купайся,

Сам без мамы умывайся!

- Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

- Высказывают свое предположение.

- «Заботливая кошка», «Дружба», «Ласковый щенок».

- Щенок - ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

- Кошка-мать - заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

Работают в парах, составляют рассказ по рисунку про цыпленка.

- Нет.

- Воспринимают информацию учителя на слух.

Коммуникативные: выпускник научится: отрабатывать коммуникативные навыки при работе в парах, представлять себя на месте героев стихотворения. Личностные: у выпускника будет сформировано: умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения. Позитивное отношение к чтению других.

Этап рефлексии учебной деятельности

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто автор?

-Во сколько маленький Валентин начал читать?

- Благодаря кому он научился читать?

- Хорошо, ребята, а сейчас мимикой лица покажите настроение, которое на вас произвел урок. Хорошо подумайте все ли у вас получилось. Если урок понравился, то улыбнитесь, а если что-то было не понятно, то покажите серьезное лицо.

- «Кошкин щенок»

- Валентин Дмитриевич Берестов.

- Маленький Валентин начал читать в 4 года.

- Он научился читать благодаря своей слепой прабабушке.

- Мимикой лица показывают конечный результат своей деятельности на уроке.

Регулятивные: выпускник научится:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей и других людей.

Домашнее задание

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

Страница 130-131 стихотворение «Кошкин щенок» - вам нужно прочитать его выразительно.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.




© 2010-2022