- Преподавателю
- Начальные классы
- Однокоренные слова 2 класс
Однокоренные слова 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шейфер И.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 «В» классе
Шейфер И.В. Тема: Однокоренные слова. Цель: познакомить с понятием «однокоренные слова».
Задачи:
1) формировать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова; 2)развивать познавательную активность, мышление, речь, память, орфографическую зоркость; умение анализировать, сравнивать, группировать; 3) воспитывать аккуратность, интерес к знаниям. Тип урока: урок-путешествие. Форма: открытый урок. Оборудование: учебник, тетрадь, доска, наглядности.
Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Одна очень добрая волшебница пригласила в путешествие. Но чтобы узнать, как зовут эту добрую волшебницу нужно отгадать загадку:
Белые кони мчат по земле.
Белые кони расскажут мне:
Что в серебристой карете - царица,
Она белокожа и белолица.
Взмахом руки посылает метели,
Чтобы всю землю снегом одели...
Учитель:- Как же зовут эту волшебницу? Как вы догадались?
(Ответы учащихся: Зима. Потому что белая, царица. Кони - три зимних месяца. Зима - королева метелей и вьюг.)
2. Мотивация
Учитель: Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а урок - путешествие. Госпожа Зима приготовила для вас какой то конверт, нам лишь нужно добраться к месту, где он нас ждет. По дороге к вам я встретила помощника, и он предложил свою помощь - сопровождать нас в пути, по своей карте, указывать направление путешествия. Путь наш не простой, он полон заданий и испытаний.
3.Минутка чистописания
Учитель: А что бы узнать, кто же это сказочный помощник нам нужно разгадать шифр. Это и будет нашей минуткой чистописания.
С н е г о в и к 19 15 6 4 16 3 10 12 4.Словарная работа (снегопад)
Учитель: - Волшебница оставила нам с вами письмо. Вот оно:
«Дорогие ребята!
Сегодня вы отправитесь в Зимнее путешествие. Но чтобы попасть туда, нужно устроить маленький снегопад, ведь Зима не бывает без снега. А для того, чтобы создать волшебное настроение вам нужно отгадать мои загадки. В путь, друзья мои!
- Как же нам устроить снегопад?
Вот снежинки заискрились И в слова все превратились. А слова-то главные, Их зовём словарные! - Отгадай загадку на снежинке и запиши словарное слово-отгадку… 1) Что ни день, по одёжке Отдаёт нам Серёжка. А с последней расстался - Сам куда-то девался! (Календарь.) 2) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.) 3) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. И бураны, и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён Очень крепок и умён. (Декабрь.) 4) Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь.) 5) Самый вьюжный, самый снежный Этот месяц средь зимы. Снег кружится и метёт, Весне проходу не даёт. (Февраль.) 5. Подбор однокоренных слов. - Продолжаем наше путешествие… -Куда мы отправимся дальше? (Дом где живет снеговик) - Давайте узнаем кто же живет в одном доме со снеговиком? - Подбери к слову Снеговик родственные слова и выдели в них корень. Учитель: А кто мне скажет, что такое родственные слова? (слова близкие по значению) - Что такое корень? (общая часть слов, имеющих одинаковое значение) - А что такое окончание? (изменяемая часть слова которая служит для связи слов в предложении) (Снеговик, снег, Снегурочка, снежинка, снежный, снеговой…)
Учитель: А как вы думаете как по другому можно назвать эту группу слов?
Давайте обратимся к нашему учебнику и прочитаем правило на стр 118.
6. Физминутка
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям
7. Игра «Волшебное дерево»
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Волшебное дерево».
Ребята как вы считаете, какое самое волшебное дерево зимой? (елка)
А что с ней делают на новый год? (украшают)
Вот 3 дерева с корнями, а вы - украшения с этих деревьев ( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа - лёд -
ледок, ледышка, ледник, ледниковый
2 группа - холод -
Холодок, холодный, холодильник, холода
3 группа - мороз -
заморозил, морозильник, морозный
8. Работа с текстом
На доске вывешивается иллюстрация «Зима».
Учитель: Последнее наше с вами задание. Нужно придумать несколько предложений с использованием однокоренных слов. (На улице снежная погода. Идет снег. Маша и Вода слепили снеговика. На дереве висит кормушка. Маша кормит птичек.)
9.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ну вот и все! Мы дошли до конца пути! Всем интересно, что же за сюрприз нам приготовила Зима?
Для начала давайте вспомним, какие понятия мы вспомнили и закрепили на нашем уроке? ( Давайте еще раз закрепим наши знания )
Что же такое однокоренные слова?
10. Д.з с 119 упр 321
Самоанализ
урока русского языка во 2 «В»классе.
Шейфер И.В.
Тема урока: Однокоренные слова
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных ) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным учебным действиям.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.
Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.