Занятие: Земля наш общий дом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Земля наш общий дом. Цели:
  1. Формирование ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей.
  2. Расширение представлений о взаимодействии в системе «человек - общество - природа».
  3. Расширение кругозора учащихся, их знаний об экологических проблемах.
  4. Создание условий для развития умений работать в группе.
  5. воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: плакат «Земля наш общий дом», рисунки слова Е.Евтушенко, газетный материал, карточки-задания. Словарная работа: Экология, «о й к о с» - «логос», баланс

Ход занятия:

  1. Психологический настрой
Слова Е.Евтушенко
  1. Беседа об экологии
На нашем шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес- Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветёт, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят А в синем море толстый кит - Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан, С полянки - земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты - тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться. Слово "экология" происходит от двух грече­ских слов: "ойкос", что значит дом, и «логос» - нау­ка. Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего - четыре стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - моря, озера, реки. Значит у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета - Земля. А жить вместе в одном доме (как и в одной квартире) очень разным существам совсем непросто. Тут и поссорить­ся можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну меж­ду собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то ужива­ются, иначе говоря - сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает свое­образной, поскольку одни служат кормом для других, а те, в свою очередь, - для третьих и так далее. Вот наука экология и призвана изучить доско­нально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы на­шей большой "коммунальной квартиры" не только ужи­ваются, но и воздействуют друг на друга. Ведь, напри­мер, выруби лес - высохнет лесная речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода. Или, скажем, наобо­рот, погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядо­витыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше - всё опять по той же скверной цепочке. Вот как выглядела похожая история в Канаде. В Канаде в давние года В лесу на речке тихой Жила бобровая семья, Не предвкушая лиха. Плотины строили они, И речка небольшая Поила всех, кто рядом жил В черте лесного края. И птицы пели по утрам, И гризли - серый великан - Гулял там без опаски. И было все, как в сказке. И люди приходили в лес, И дань добычей брали, Но никогда баланс тех мест Они не нарушали. Потом другие вслед пришли, Кому все было мало. Бобров потомство извели И красоты не стало. Едва струился ручеек И лес поить уже не мог, Засохли клены, ели, И разбежались звери. Но вот явился человек, Который понял важность рек. Решил он все поправить И стал запруды ставить. Поставил, а через денек В ней сделал дырку ручеек. Строитель дырку залатал, А ручеек опять прорвал. Ах, как помощники нужны! И осенило тут - бобры! Не говоря ни слова, Все сделают толково... И первозданная краса Вернулась в дикие леса. Человек - самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой - разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития. В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров (как китайцы перебили всех воробьев) А вот другой пример воздействия человека на окружающий мир, воздействия, на первый взгляд, не­понятного, но которое помогла расшифровать как раз наука экология, изучающая связи всего живого. Однажды англичане Заметили в тумане - Известно, что у англичан На островах всегда туман, - Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете. Заботятся о кошках... Подумай-ка немножко - И вот загадка решена. Ответ - у ловкого кота: Мышей переловил давно, А мыши что едят? - Зерно. Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум. Итак, вы составили себе представление о том, что за наука экология и для чего она нам совершенно необходима. Теперь напишем резюме, А это значит, братцы, Все, что изложено в главе, Мы подытожим вкратце. Наука экология показывает нам, Что в мире все завязано по четырем углам: Растения, животные, земля и человек Не могут друг без друга существовать вовек Земля вкруг Солнца вертится, И жизнь идет по кругу, А "стол " наш тем и держится, Что мы "едим " друг друга. Чтоб в мире не было беды, Не рви больших кусков Ты- царь природы, Но -один из четырех углов.
  1. Динамическая минутка.
  2. Работа в группах
- Ситуации: Что ты будешь делать?
  1. В лесу вы видите непотушенный костер, разбросанные банки, бутылки, мусор
  2. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам и каким образом?
  3. Ты идешь в степь встретить корову и видишь, как малыши пытаются зажечь траву.
  4. Ты купаешься в реке, а у берега лежат бутылки, консервные банки.
- Жалобы обитателей садов, лесов, огородов Задание: Разобрать жалобы а) назвать имя жалобщика б) ответить обоснованная жалоба или нет 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросают или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь, какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если даже завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут. Во второй жалобе говорится о летучей мыши. Ни охотятся только ночью, но польза от них огромная.
  1. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик. Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной земли! Викторина: 1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве? (ископаемые)

2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой природы? (охрана) 3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях? (вода)

4. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва) 5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек) 6. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (с помощью компаса)

© 2010-2022