ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Замалдинова З.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Сегодня современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Поэтому направлением работы учителя является: повышение качества образования, используя личностно-ориентированный и деятельностный подход через внедрение активных методов обучения и современные педагогические технологии. Концепция модернизации образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская технология
  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  1. Технология развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения
  1. Здоровьесберегающая технология
К примеру, предлагаю систему действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом: (Таблица № 1)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности.

Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.

Планирование - анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Принятие решения -сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

Выполнение -выполнение проекта

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

Презентация -защита проекта

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы


Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации: (таблица №2)

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.

Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.

Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

2.Анализ проблемной ситуации.

Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.

Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

3.Поиск решения проблемы.

Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.

Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

4.Решение проблемы.

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки

Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.



Также в сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 3)

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Метод и приёмы

Актуализация

знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность.

Эвристическая беседа.

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок).

Алгоритмическая разминка.

Сообщение темы

и целей

урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах.

Эвристическая беседа.

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Работа по

теме

урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая, парная работа.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.

Развивающее обучение

Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.

Игровые технологии

Игровая ситуация.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания.

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Подведение итогов

урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод.

Подведение итогов в паре.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Здоровьесберегающая



Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно - воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
  • «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
  • электронная почта;
  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • составление отчётов, графиков, диаграмм;
  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;
  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
  • проведение родительских собраний и лекториев;
  • воспитательные события и социальные проекты;
  • тренажёры по предметам, тестирования;
  • развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения - важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. Уверена, что здоровый ребёнок - это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы. Технология внеклассной работы - метод коллективных творческих дел - сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно - исследовательских работ. Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в школах района, общаясь с коллегами. Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества. В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:
  • административных контрольных работ;
  • преобладание учебно-познавательных мотивов;
  • систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
  • участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Литература

[1] Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. -- М.: КНОРУС, 2010.

[2] Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.

[3] Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.

[4] Педагогические Интернет-ресурсы.



© 2010-2022