- Преподавателю
- Начальные классы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Замалдинова З.М. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Замалдинова З.М.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Сегодня современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Поэтому направлением работы учителя является: повышение качества образования, используя личностно-ориентированный и деятельностный подход через внедрение активных методов обучения и современные педагогические технологии. Концепция модернизации образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектно-исследовательская технология
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- Технология уровневой дифференциации обучения
- Групповые технологии
- Информационно-компьютерные технологии
- Технология развивающего обучения:
- Система развивающего обучения Л. В. Занкова
- Общие основы технологий развивающего обучения
- Здоровьесберегающая технология
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности.
Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.
Планирование - анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.
Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.
Принятие решения -сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.
Выполнение -выполнение проекта
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Оценка результатов - оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.
Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.
Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.
Презентация -защита проекта
Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
Докладывают о результатах своей работы
Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации: (таблица №2)
Этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.
Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.
Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.
2.Анализ проблемной ситуации.
Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы.
Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.
3.Поиск решения проблемы.
Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся.
Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.
4.Решение проблемы.
Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки
Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.
Также в сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 3)
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Метод и приёмы
Актуализация
знаний
Игровые технологии
Создание игровой ситуации.
Педагогика сотрудничества
Совместная деятельность.
Эвристическая беседа.
Здоровьесберегающая технология
Психофизическая тренировка (настрой на урок).
Алгоритмическая разминка.
Сообщение темы
и целей
урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
Работа в группах, парах.
Эвристическая беседа.
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)
Работа по
теме
урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая, парная работа.
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Компетентностно-ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.
Развивающее обучение
Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Игровые технологии
Игровая ситуация.
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации.
Физминутка
Здоровьесберегающая технология
Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.
Индивидуальная (самостоятельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разноуровневые задания.
Информационно-коммуникативные технологии
Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.
Подведение итогов
урока
Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре.
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
Создание ситуации успеха.
Здоровьесберегающая
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
- подготовка дидактического материала для учебно - воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- электронная почта;
- изучение основ информатики и вычислительной техники;
- составление отчётов, графиков, диаграмм;
- тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- проведение родительских собраний и лекториев;
- воспитательные события и социальные проекты;
- тренажёры по предметам, тестирования;
- развивающие игры по предметам;
- административных контрольных работ;
- преобладание учебно-познавательных мотивов;
- систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
- участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах
Литература
[1] Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. -- М.: КНОРУС, 2010.
[2] Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.
[3] Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.
[4] Педагогические Интернет-ресурсы.