- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по литературному чтению 2 класс Л. Ф. Климанова
Программа по литературному чтению 2 класс Л. Ф. Климанова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Севрюк С.Ф. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования к УМК Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели изучения курса: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется: -владением техникой чтения; -приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; -знанием книг и умением их выбирать; - сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Во 2 классе на изучение курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели),на внеклассное чтение 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; - знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; - восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - использование знаково-символических средств представления информации о книгах; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного чтения: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Вводный урок (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4ч) Р. Сеф. Читателю.
Устное народное творчество (14ч) Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу едёт…», Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8ч) Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К.Бальмонт. «Поспевает брусника», А.Плещеев, «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А.Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С.Есенин. «Закружилась листва золотая…», В.Брюсов. «Сухие листья», И.Токмакова, «Опустел скворечник», В.Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14ч) А.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И.Крылов. «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и Муравей». Л.Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12ч) Б.Заходер. «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова. «Жила-была собака…», В.Берестов. «Кошкин дом», М.Пришвин. «Ребята и утята», Е.Чарушин. «Страшный рассказ», Б.Житков. «Храбрый утёнок».
Из детских журналов (9ч) 1. Д.Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д.Хармс, С.Маршак. «Весёлые чижи»; 3. Д.Хармс. «Что это было?»; 4. Н.Гернет, Д.Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю.Владимиров. «Чудаки»; 6. А.Введенский. «Учёный Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9ч) И.Бунин. «Зимним холодом…», К.Бальмонт. «Светло-пушистая…», Я.Аким. «Утром кот…», Ф.Тютчев. «Чародейкою Зимою…», С.Есенин. «Поёт зима - аукает…», «Берёза».
Писатели - детям (17ч) Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским «Путаница», «Радость»; С.Я.Маршаком «Кот и лодыри»; С.В.Михалковым «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»; А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка - добрая душа»; Н.Н.Носовым «Затейники», «Живая шляпа».
Я и мои друзья (10ч) В.Берестов. «За игрой», Э.Мошковская. «Я ушёл в свою обиду…», В.Берестов. «Гляжу с высоты…», В.Лунин. «Я и Вовка», Н.Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю.Ермолаев. «Два пирожных», В.Осеева «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9ч)
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды». А.Плещеев. «Весна»,«Сельская песенка». А.Блок. «На лугу», С.Маршак. «Снег теперь уже не тот». И.Бунин. «Матери». А.Плещеев. «В бурю». Е.Благинина. «Посидим в тишине». Э.Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и в серьёз (14ч) Б.Заходер. «Товарищам детям», «Что красивее всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э.Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»; В.Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И.Токмакова. «В чудной стране»; Г.Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (12ч) Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». Сказки Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине», Э.Хогарт «Мафин и паук».
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель вбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может походить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
-осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
-умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
-безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если выполнено не менее 50% объёма работы;
«4» - если выполнено не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Материально техническое обеспечение образовательного процесса
-
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
-
Словари по русскому языку.
-
Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.
-
Классная доска.
-
Персональный компьютер с принтером.
-
Ксерокс.
-
Мультимедийный проектор.
Используемая литература:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2011
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1 (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
3.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2 (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская)
4.Рабочая тетрадь. 2 класс. Л.Ф.Климанова
5.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс/ Сост. С.В.Кутявина
6. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
7. Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс.