- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание в 1-м классе по теме
Родительское собрание в 1-м классе по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова А.Б. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительское собрание в 1-м классе по теме
"Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"
Цель: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностью Задачи собрания:
- Познакомить с видами проектов, структурой проектов;
- Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;
- Анкетирование родителей и обучаемых;
- Систематизация информации по данной теме;
- Создание презентации по данной теме;
- Разработка памяток - буклетов по данной теме;
Ход собрания 1. Вступительное слово учителя. Приложение 1 1 слайд Добрый вечер, уважаемые родители. На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте». 2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания. При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование детей и родителей. Подведём анализ анкет.
Анкета для родителей
- Знаете ли вы о проектно-исследовательской деятельности?
- Нужно ли в школе заниматься проектно-исследовательской работой?
- С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
- Нужна ли вам информациями по данной теме?
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок занимался проектами и исследованиями?
- Окажете ли вы ему помощь?
- Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
- С кем бы ты хотел сотрудничать?
- По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?
- раскрытие творческого потенциала
- умение работать в группе
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
- умение презентовать свою работу
- Актуальность темы
- Проблема
- Предмет и объект исследования.
- Формирования навыков сотрудничества
- Формирование принципов повседневной жизни
- Просвещение в отдельных вопросах
- Формирование навыков исследовательской работы
- Организовать в классе проектную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями.
- Принимать активное участие в жизни класса и школы.
Приложение 2
Памятка № 1
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность родителей
1. Погружение в проект Цель - подготовка учащихся к про-ектной деятель-ности. Задачи: - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности пе-дагога и обуча-ющихся; - создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. Отбирает воз-можные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у уча-щихся интерес к теме проекта. Помогает сфор-мулировать: • проблему про-екта; • сюжетную си-туацию; • цель и задачи. Мотивирует уча-щихся к обсуж-дению, созданию проекта. Организует поиск учащимися опти-мального способа достижения пос-тавленных целей проекта. Помогает в ана-лизе и синтезе, наблюдает, кон-тролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необ-ходимые специ-фические умения и навыки. Осуществляют вживание в си-туацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают допол-нительную ин-формацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самосто-ятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск опти-мального способа достижения цели проекта; • личностное при-своение проб-лемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель про-екта. Помогают в выборе тема-тического поля, темы; в форму-лировке проб-лемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Цель - попе-рационная разра-ботка проекта с указанием перечня конкретных дей-ствий и резуль-татов, сроков и ответственных. Задачи: - определение ис-точников инфор-мации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и воз-можных форм презентации ре-зультатов проек-та, сроков презен-тации; - установление процедур и крите-риев оценки ре-зультатов и про-цесса; - распределение задач (обязан-ностей) между членами группы. Направляет про-цесс поиска ин-формации учащи-мися (при необ-ходимости помо-гает определить круг источников информации, ре-комендует экспер-тов). Предлагает уча-щимся: • различные вари-анты и способы хранения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации; • организовать групппы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать воз-можные формы презентации ре-зультатов проек-та; • продумать кри-терии оценки ре-зультатов и про-цесса. Формирует не-обходимые спе-цифические уме-ния и навыки. Организует про-цесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятель-ности и ресурсов. Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ инфор-мации; • разбивку на групппы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презен-тации предпола-гаемых резуль-татов; • принятие реше-ния по установ-лению критериев оценивания ре-зультатов и про-цесса. Продумывают продукт групп-повой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) ре-зультатов данного этапа работы.
Консультируют в процессе поиска инфор-мации. Оказывают по-мощь в выборе способов хра-нения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации, в соста-влении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществле-ние деятельнос-ти по решению проблемы Цель - разра-ботка проекта. Задачи: - самостоятель-ная работа уча-щихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. - промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах, на кон-сультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, сове-тует, косвенно руководит дея-тельностью, отве-чает на вопросы учащихся. Контролирует со-блюдение правил техники безо-пасности. Следит за соблю-дением времен-ных рамок этапов деятельности.
Выполняют за-планированные действия само-стоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходи-мости консуль-тируются с учи-телем (экспер-том). Осуществляют промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соб-людением вре-менных рамок этапов дея-тельности. Оказывают помощь в сбо-ре информа-ции, оформле-нии матери-алов и порт-фолио проект-ной деятель-ности.
4. Оформление результатов Цель - струк-турирование по-лученной инфор-мации и интег-рации получен-ных знаний, уме-ний, навыков. Задачи: - анализ и синтез данных; - формулирова-ние выводов. Наблюдает, сове-тует. Направляет про-цесс анализа. Помогает в обес-печении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает со-циальную и лич-ностную важность достигнутого. Оформляют про-ект, изготавли-вают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализи-руют выполнен-ный проект, выясняют причи-ны успехов, неу-дач. Проводят анализ достижений пос-тавленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, соз-дает чувство успеха.
5. Презентация результатов Цель - демон-страция мате-риалов, предста-вление результа-тов. Задачи: - подготовка презентационных материалов; - подготовка публичного выступления; - презентация проекта. Организует пре-зентацию. Продумывает и реализует взаи-модействие с ро-дителями. При необходи-мости консуль-тирует учащихся по вопросам под-готовки презен-тации и офор-мления порт-фолио. Репетирует с учениками пред-стоящую презен-тацию резуль-татов проектной деятельности. Выступает в ка-честве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полу-ченные резуль-таты; • подводит итоги обучения; • оценивает уме-ния: общаться, слушать, обосно-вывать свое мне-ние, толерант-ность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий резуль-тат и др. Выбирают (пред-лагают) форму презентации. Готовят презен-тацию. Продолжают оформлять порт-фолио. При необходи-мости консульти-руются с учи-телем (экспер-том). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слуша-телей. Демонстрируют: • понимание про-блемы, цели и задач; • умение плани-ровать и осуще-ствлять работу; • найденный спо-соб решения про-блемы; • рефлексию де-ятельности и ре-зультата. Выступают в качестве экспер-та, т.е. задают вопросы и вы-сказывают крити-ческие замечания (при презентации других групп/ учащихся) на основе устано-вленных крите-риев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе фор-мы презента-ции. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эк-сперта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель - оценка результатов и процесса про-ектной деятель-ности. Задачи: - коллективное обсуждение ре-зультатов про-екта; - самоанализ проектной деятельности. Оценивает усилия учащихся, креа-тивность, исполь-зование источ-ников, неиспользованные возможности, потенциал про-должения, качес-тво отчета, моти-вирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. Осуществляют оценивание де-ятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. Консультируют в оформлении отчета.
Памятка № 2
Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке
- Перед поиском информации сообщите библиотекарю тему и цель своего запроса, что Вам известно о предмете поиска. Например: «Я пишу проект (исследовательскую работу). Мне нужна литература о ____. Об этом мне известно ____». Это облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.
- Если у Вас имеется рекомендательный список литературы к проекту, предложите его библиотекарю. Это тоже облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.
- Помните, что поиск литературы нужно начинать с изучения каталогов и картотек. Они содержат наиболее полную информацию о литературных источниках библиотеки.
- Знайте, что в библиотеке имеются разные помощники в выборе книг (журналов): справочно-библиографический уголок, рекомендательные списки, картотеки, каталоги.
- Каталожная карточка повторяет элементы титульного листа книги (имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц), шифр, под которым она расположена на книжной полке, иногда и краткие сведения о содержании произведения.
- Каталожная аннотированная карточка включает в себя: рисунок, аннотацию на книгу, сведения с титульного листа книги.
- Если Вам известен автор и название книги, и нужно установить наличие этой книги в библиотеке, обращайтесь к алфавитному каталогу. В нем все карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов.
- Если Вам нужно установить наличие в библиотеке какого-либо журнала, обращайтесь к картотеке периодики.
- Если нужно узнать, в каком журнале напечатана интересующая Вас статья, обращайтесь к систематическому каталогу статей.
- Если Вас интересует какая-то определенная тема (например, «солнечная система»), и Вы хотите узнать, какие книги или журналы есть в библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу или систематическому каталогу статей.
- Систематический каталог содержит сведения о книгах, имеющихся в этой библиотеке. В нем карточки расположены в соответствии с содержанием произведений (статей) по определенным отраслям знаний (по космонавтике, искусству, истории и т.д.). Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке.
- Помните, что систематический каталог связан с расстановкой книг на полке. По индексу того отдела каталога, где собраны интересующие Вас карточки, можно легко найти соответствующие книги на полке. Индекс - это «адрес» книги на полке.
- Рекомендательный библиографический указатель содержит сведения о лучших книгах, изданных за определенное время, а не имеющихся в этой библиотеке.
- Внимательно изучите каталог или картотеку. Из каталожной карточки выпишите фамилию автора, название книги, индекс отдела. Теперь можете приступать к поиску нужной книги на стеллажах.
- Помните, что книги на полке расставлены слева направо, корешком наружу, по разделам и по алфавиту фамилий авторов.
- Если Вы испытываете трудности в поисках книги, узнайте у библиотекаря, на каких стеллажах можно посмотреть литературу по интересующему вопросу.
- Помните, что тематику книги помогают определить заглавие книги и иллюстрация на обложке. Но лучше заглянуть в книгу и ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале и отобрать нужные Вам книги.
- Если Вам нужно узнать даты жизни и деятельности выдающегося ученого, обращайтесь к Большой советской энциклопедии.
- Вам нужно уточнить дату какого-либо исторического события, обращайтесь к исторической энциклопедии.
- Если нужно узнать значение какого-то слова, обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов. А если этимологию слова - к этимологическому словарю.
- Вам нужно подобрать литературу о творчестве какого-то писателя или поэта, обращайтесь к библиографическому указателю, систематической картотеке и справочной литературе.
- Помните, что для проекта в первую очередь нужно искать информацию в книгах и журналов последних лет изданий.
- Если в библиотеке в настоящее время нет нужной книги (журнала), заполните листок требования на книгу, библиотекарь вложит его в читательский формуляр, и в следующий раз Вы сможете поработать с нужной книгой (журналом).
Памятка № 3
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура
Требования к содержанию
1. Информационный раздел
1.1. Титульный лист
-
Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
-
Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
- Область научных знаний, рассмотренных проекте.
- Данные об авторе (Ф.И. - полностью, класс, школа).
- Данные о руководителе.
- Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).
-
Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).
1.2. Оглавление
-
Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
2. Описание работы
2.1. Введение
- Актуальность выбранной темы.
-
Проблема.
-
Цель проекта.
-
Задачи, поставленные для реализации проекта.
-
План (содержание) работы.
2.2. Описание проектной работы и ее результаты
- Теоретическая часть
- Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)
- Назначение и применение проекта.
- Выводы
- Список использованной литературы, электронные адреса.
- Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).
3. Рефлексия деятельности
- Оценивание степени достижения поставленных целей.
- Оценивание качества результатов.
- Приобретенные умения, знания, навыки.
Памятка № 4
Памятка для подготовки публичного выступления
- Общие рекомендации.
- Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
- Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
- Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
- Употребляйте только понятные вам термины.
- Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
- Подумайте и составьте возможные вопросы.
- Техника подготовки.
- Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
- Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
- Заранее продумайте детали своего рабочего места.
- Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
- Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
- Рекомендации выступающему.
- Начните свое выступление с приветствия.
- Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
- Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
- Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь.
- Старайтесь ответить на все вопросы.
- Вопросы оппонентов.
- Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
- Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
- На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
- Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
- Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
- После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
- Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Памятка № 5
Требования к составлению списка используемых источников Список использованной литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам. Ссылка на книгу
- Фамилия и инициалы автора; точка;
- Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;
- Место издания, точка и двоеточие;
- Название издательства, запятая;
- Год издания, точка;
- Тире, количество страниц в книге, точка;
- Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. - 266с. Ссылка на статью из сборника:
- Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
- Заглавие статьи, точка, //;
- Название сборника, точка, тире;
- Место издания, точка, двоеточие;
- Название издательства, запятая;
- Год издания, точка;
- Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - С. 102-104 Ссылка на статью из журнала:
- Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
- Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
- Название журнала, точка, тире;
- Год издания, точка;
- Тире, номер издания, точка;
- Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. -С. 52-63. Ссылка на источник, взятый из Интернета:
- Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка;
- Название документа (если есть), точка;
- Дата публикации (если есть), точка;
- URL ресурса (подчеркнуто), точка.
J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/
Памятка № 6
Требования к презентации
Параметры оценивания презентации ученика
Критерии оценивания Композиция, ее монтаж
- Интригующее начало.
- Нарастание темпов событий. - Полный калейдоскоп событий. Содержание - Содержание раскрывает цель и задачи исследования. Информация
- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).
- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).
- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).
- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
- Современность источника. - Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса). Текст
- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).
- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).
- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).
- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).
- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего). - Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено). - Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Оформление - Заголовки привлекают внимание. - Использование коротких слов и предложений. - Наличие иллюстраций по заданной теме. - Текст легко читается на фоне презентации. - Используются анимационные эффекты. - Все ссылки, анимационные эффекты работают. - Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя. - Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации. - Использование единого стиля оформления. - Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста). - Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий. - Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда. - «Читаемость» шрифта. - Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней). - Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде). - Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).
Памятка № 7
Требования к буклету
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
- Размещены наиболее важные сведения.
- Краткость изложения информации.
- Достоверность информации.
- Лаконичность текста.
- Завершенность.
- Доступность текста.
- Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
- Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
- Объем информации.
- Правильно подобранные шрифты.
- Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
- Наличие иллюстраций по теме.
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
- Указание автора и руководителя проекта.
- Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
- Эстетичность оформления.