Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа

имени С.А.Новгородова









Технологическая карта урока

по теме «Единственное и множественное число

имён существительных»














Автор материала (ФИО) Петрова Туяра Васильевна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель начальных классов по русскому языку. Образовательное учреждение МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А.Новгородова. Класс 2 Учебный предмет Русский язык Тип урока Знакомство с новой темой. Форма организации урока Урок - исследование. Вид ресурса (презентации, видео, текстовый документ и другие) презентация к уроку; «Русский язык» 2 класс, Т.Г.Рамзаева карточки с заданиями, ручки с зелёным стержнем. Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие) компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, документ-камера smart. Цели, Задачи материала.

- Развитие ценностных ориентаций личности ребёнка;

- формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных умений;

Предметные цели:

- совершенствование умений и навыков работы со словом, предложением, текстом;

- развитие устной и письменной речи.

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,

подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.

Организация пространства

Парты расставлены для работы в двух группах.

Правила работы на уроке

Правила работы в группе

Краткое описание работы с ресурсом ( на каком этапе предполагается применение, форма использования; индив, групповая и другое, на усмотрение автора.

Групповая работа предлагается на этапе работы со словарем, исследования.


Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Дополнительная информация

I. Мотивацион

ный этап.

Коррекция настроения.

Здравствуйте ребята! -Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу. А теперь подарите улыбку мне, а я вам свою.

Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. А для этого превращаемся в юных ученых и будем исследовать новое знание. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу.

-А девиз нашего урока:

«Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный »

-Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.

Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, потом к учителю, учитель улыбается детям.

Показывают веером какое у них настроение.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

СЛАЙД №1.

(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».

СЛАЙД №2

II. Актуали-зация опорных знаний.


1.Чистописание

2. Словарная работа.

Создать условия для актуализации необходимых знаний по данному материалу.





На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы

А

Б

К

У

Ф

И

М

Д

О

Ё

Г

Ю

Ы

Т

В

С

П

Ё

Ш

Э

Ж

Е

Я

З


-Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

-Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

Какая буква у вас осталась?

-Какие звуки обозначает буква эм?

Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка - мл мм мн мо (продолжить).

-Сейчас немножко поиграем «САМЫЙ ЗНАЮЩИЙ»

- Мы поиграем в игру «Угадай слово». Я загадаю вам загадки, а ваша задача красиво и правильно написать отгадки.

  • Дремучий лес к стеклу прирос

Нарисовал его…

  • Льётся речка - мы лежим

Лёд на речке - мы бежим

  • Летит, а не птица, Воет, а не зверь. Чтоб не мёрзнуть, Пять ребят в печке.

  • Вязанной сидят Зимой на ветках яблоки,

  • Скорей их собери!

Но вдруг, вспорхнули яблоки

Ведь это…

- Что объединяет все эти слова?

- Зима. Искрящийся снег, свежесть морозного воздуха -Молодцы! Ребята найдите на ваших листочках условные знаки(зима,весна) По условным знакам найдите свои группы.
- А давайте, вспомним правила работы в группе.

По инструкции учителя выполняют задание.


Буква М

Дети работают в тетради.

Мороз.

Коньки.

Ветер.

Варежка

снегири




Делятся на группы.


Правила работы в группе. -Работай дружно, по плану. -Умей выслушать другого -Уважай мнение других. -Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.




Регулятивные: целеполагание; умение различать способ и результат действий

коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

познавательные: умение находить ответ на вопрос , осуществлять анализ объектов.

СЛАЙД №3

(ИКТ-доска)


СЛАЙД №4

СЛАЙД №5

III. Постановка учебной проблемы.

Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.

- Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.

Внимание на экран.

-Что общего между этими словами?

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения.

- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

СЛАЙД № 6.

Лес, сугроб, дерево, шапка

(щелчок слайда):

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .

IV. Поиск решения, открытие нового знания.

- Все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

-Тогда тема нашего урока, каким сегодня будет?

- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.

Какие орфограммы выделили.

Укажите грамматическую основу предложения.

Какой часть речи выражено подлежащее?

Какими ещё членами предложения могут быть имена существительные?

- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов

- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

-Единственное и множественное число.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

СЛАЙД № 7

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

СЛАЙД №8

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

V. Физминутка.

-Вот мы отдохнули, набрались сил

Продолжаем.

-Внимание на экран

- В каком числе стоят слова первого столбика? Второго?

Изменилось число существительных.

- Слова первого столбика в единственном числе , второго- во множественном.

СЛАЙД № 9. (Сугроб- сугробы, дерево - деревья, шапка- шапки.

СЛАЙД № 10

Имена существительные изменяются по числам.

VI. Первичное закрепление


- Прочитайте задания, которые будете выполнять в группе.

- Задание № 1

Перед вами лежит картина с изображением предметов, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Ваша задача соединить стрелочками предметы которые отвечают на эти вопросы.

Какие слова отвечают на вопрос кто?и что? - Проверка работы групп. - Отлично справились. - Оценивание работы группы. (раздает жетоны) это изображение Чурапчинского фонтана. Задание №2 читаем второе задание. Эстафета(записывает слова на доске) В течение 2-х минут вы по очереди должны к этим словам написать противоположные слова (антонимы) и близкие по смыслу(синонимы).И поставить во множественном числе. Написать их на доске. Какая группа напишет быстрее? Эстафетной палочкой будет мел, который передаёте друг другу по очереди. -Оценивание работы групп (раздает жетоны).
Задание №3 - читаем третье задание.

- Вставьте в текст имена существительные в единственном и множественном числе.

- Прочитайте текст. Назовите существительные в единственном и множественном числе.

- Почему птицам зимой трудно? - Птицы зимой погибают не столько от холода, сколько от голода.

- Что можем мы с Вами сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? - Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!

-Оценивание работы групп (жетоны)



Проказник, друг, ученик.

Проказник-тихоня

Друг-враг, ученик-

Проказник-шалун, друг-товарищ, ученик-школьник.

Проказники-шалуны, друзья-товарищи, ученики-школьники.

Записывают по очереди на доске.

Холодно, нет пищи, насекомых нет, растений нет, семян не осталось на деревьях, только рябина да семена клена кое -где остались.

Повесить кормушки, сыпать корм).

Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, умение высказывать своё предположение, целеполагание.

Познавательные УУД: формирование познавательной цели ;поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: Умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Документ камера.




Интерактивная доска.

Вот и пришла ________. Пушистый ______ укрыл ________. Дует холодный___________. Покрылись людом реки и озера. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________.

VII.

Творческая работа..

-Ребята вы хотите сделать добро птицам?

-А как мы можем призывать всех людей?

Сто можно для этого сделать?

-А нарисовать можем?

-Рисунок с призывом называется плакат. А давайте нарисуем и одним предложением попробуем всю нашу любовь и желание беречь, передать в нашем плакате. Можете пользоваться дополнительным материалом.

На всю эту работу даю 10минут.

-Вот такие красивые плакаты у вас получились!

-Оценивание групп.

Теперь каждая группа защищает свой плакат. На защиту даю по 1 мин.

-Оценивание работ групп.

Да!

Можно через инетрнет,книгу,

газету….

VIII. Итог урока

Оценка обучащихся.

-Что было самое главное на нашем уроке?

-По сколько у вас жетонов?

-

-Вот и отличная работа. Я очень рада нашему уроку юные исследователи! И каждому даю номинацию «Юный исследователь»

-Всем спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы.

Самооценка собственных действий.



А

Б

К

У

Ф

И

М

Д

О

Ё

Г

Ю

Ы

Т

В

С

П

Ё

Ш

Э

Ж

Е

Я

З

Мы вошли в зимний … .

Кругом большие пушистые … .

На высоких … лежат

снеговые … .


© 2010-2022