Рабочая программа по математике УМК Перспектива 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 546

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГБОУ СОШ № 546

Санкт-Петербурга

И.Н.Богомолова

«____» _________2015г.СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УР

Крамаренко А.М._________

«____» _________2015г.ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ МО

Руководитель МО

Грицынина М.А._______________

«____» _________2015г

Рабочая программа

учебного курса «Математика» для 4-го класса

на 2015-2016 учебный год

УМК «Перспектива»







Предмет: математика

Класс: 4-й

Ф И О учителя: Матвеенко Наталья Вячеславовна

Количество учебных часов: 136 часов (4 часа в неделю)

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного курса

3. Календарно - тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения курса

5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса

6. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Математика

(Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова)

1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни. Основные задачи данного курса:

  1. обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  2. формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  3. развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  4. формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Общая характеристика курса Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания. Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже - как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом. Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи - отработке техники вычислений. Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно. Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей. Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их. На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения. Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими. В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности. При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи - с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства. Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др. При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др. Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента - к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем. Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.

Место курса в учебном плане На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 540 ч, из них в 4 классе 136 ч (34 учебные недели).


2. Содержание курса

Числа и величины Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.

Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний. Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.

3. Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

Поурочные УУД

Дата

план.

факт.

Числа от 1 до 1 000 (25 часов)

1.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды. Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия.

2.

Устные приёмы сложения и вычитания. Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь выполнять устные вычисления сложения и вычитания чисел,, вычислять значение числового выражения.

3.

Устные приёмы умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь пользоваться математической терминологией, выполнять устные вычисления умножения и деления чисел, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия

4.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Уметь выполнять
письменные вычисления сложения и вычитания трёхзначных чисел, решать задачи, изученных видов, чертить отрезки.

5.

Умножение трёхзначного на однозначное число Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

6.

Умножение однозначного числа на трёхзначное. Уметь выполнять приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные, решать задачи изученных видов. Знать способы нахождения периметра и площади квадрата.

7.

Деление трёхзначного на однозначное число Уметь выполнять приемы письменного деления трёхзначного на однозначное число. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел.

8.

Письменное деление на однозначное число. Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел, способы нахождения периметра и площади прямоугольника.

9.

Входная контрольная работа. Уметь решать текстовые задачи, выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число

10.

Работа над ошибками Числовые выражения Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

11.

Порядок действий в числовых выражениях. Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел, порядок выполнения действий в числовых выражениях. Уметь выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число, вычислять значение числового выражения.

12.

Диагональ многоугольника Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге. Знать вершины, стороны многоугольника.

13.

Диагональ прямоугольника. Порядок действий в числовом выражении без скобок. Уметь решать геометрические задачи, распознавать прямоугольник и изображать его на бумаге с разлиновкой в клетку, вычислять периметр и площадь прямоугольника. Знать свойства диагоналей прямоугольника.

14.

Диагональ квадрата. Уметь решать геометрические задачи, распознавать квадрат и изображать его на бумаге с разлиновкой в клетку, вычислять периметр и площадь квадрата. Знать свойства диагоналей квадрата.

15.

Решение выражений. Самостоятельная работа по теме: «Порядок действий в числовом выражении». Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел, порядок выполнения действий в числовых выражениях. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия

16.

Работа над ошибками. Повторение пройденного. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Уметь вычислять значение числового выражения, решать задачи изученных видов.

17.

Группировка слагаемых Уметь группировать слагаемые, находить удобный способ сложения нескольких слагаемых. Знать названия компонентов и результатов сложения.

18.

Группировка слагаемых Уметь группировать слагаемые, находить удобный способ сложения нескольких слагаемых.

19.

Округление слагаемых Уметь округлять слагаемые для удобства вычислений. Знать названия компонентов и результатов сложения.

20.

Округление слагаемых Уметь округлять слагаемые для удобства вычислений.

21.

Умножение чисел на 10 и на 100 Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать задачи, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Знать последовательность чисел в пределах 1 000.

22.

Умножение числа на произведение. Проверочная работа. Уметь группировать множители в произведении, умножать число на произведение разными способами. Знать названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

23.

Решение выражений и задач. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

24. Контрольная работа №1 по теме: «Группировка слагаемых». Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом ,выполнять письменные вычисления

25.

Работа над ошибками. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Умножение и деление в пределах 1000 (23 часа)

26.

Окружность и круг Знать понятия «окружность» и «круг». Уметь чертить окружность с помощью циркуля.

27.

Среднее арифметическое Знать понятие «среднее арифметическое». Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое находить среднее арифметическое.

28.

Умножение двузначного числа на круглые десятки

Знать таблицу умножения, названия компонентов при умножении. Уметь умножать двузначное число на круглые десятки.

29.

Умножение двузначного числа на круглые десятки

Знать таблицу умножения, названия компонентов при умножении. Уметь умножать двузначное число на круглые десятки.

30.

Скорость. Время. Расстояние Знать понятие «скорость», единицы скорости. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом

31.

Решение задач на движение. Проверочная работа. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние

32.

Повторение и самоконтроль. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, устанавливать взаимосвязь между ними.

33.

Контрольная работа №2 за I четверть. Уметь решать текстовые задачи, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

34.

Работа над ошибками. Умножение двузначного числа на двузначное. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Уметь умножать двузначное число на двузначное.

35.

Умножение двузначного числа на двузначное.

Знать таблицу умножения, названия компонентов при умножении. Уметь умножать двузначное число на двузначное.

36.

Урок-путешествие в страну «Геометрию». Виды треугольников. Уметь классифицировать геометрические фигуры, сравнивать их. Знать равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольники.

37.

Деление круглых чисел на 10 и на 100 Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Знать последовательность чисел в пределах 1 000.

38.

Деление круглых чисел на 10 и на 100 Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать задачи, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз

39.

Деление числа на произведение Знать три способа деления числа на произведение. Уметь находить удобный способ и применять его при решении задач.

40.

Цилиндр. Уметь выделить цилиндр из множества геометрических тел, соотносить его с реальными предметами.

41.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам Уметь решать задачи нового вида, соотносить разные способы решения.

42.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам

Уметь решать задачи нового вида, соотносить разные способы решения.

43.

Деление круглых чисел на круглые десятки Уметь проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначные числа, оканчивающиеся нулями.

44.

Деление круглых чисел на круглые десятки Уметь проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначные числа, оканчивающиеся нулями.

45.

Деление на двузначное число Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел , на двузначное число.

46.

Деление на двузначное число с остатком. Проверочная работа. Уметь выполнять письменное деление на двузначные и трёхзначные числа с остатком.

47.

Повторение и самоконтроль Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел)

48.

Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление на двузначное число». Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел)

Числа больше 1 000 (12 часов)

49.

Работа над ошибками. Нумерация. Тысяча. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000

50.

Счет тысячами Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000, считать тысячами.

51.

Десяток тысяч. Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000, считать десятками тысячами, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

52.

Счет десятками тысяч. Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000.

53.

Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000, образовывать и записывать многозначные числа.

54.

Виды углов Знать прямой, тупой и острый углы. Уметь распознавать углы и изображать их.

55.

Разряды и классы чисел Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать числа, которые больше 1000, образовывать и записывать многозначные числа.

56.

Конус. Уметь выделить конус из множества геометрических тел, соотносить его с реальными предметами.

57.

Миллиметр. Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

58.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Проверочная работа

Уметь решать задачи нового вида, соотносить разные способы решения.

59.

Урок повторения и самоконтроля.

Уметь решать задачи нового вида, соотносить разные способы решения.

60.

Контрольная работа № 4 (за I полугодие) Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Сложение и вычитание многозначных чисел (9 часов)

61.

Работа над ошибками. Вычитание многозначных чисел. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

62.

Сложение многозначных чисел. Уметь выполнять письменные сложение многозначных чисел, вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией.

63.

Работа над ошибками. Урок - сказка Уметь выполнять письменные вычитания многозначных чисел, вычисления с нулем.

64.

Центнер и тонна Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах, решать задачи.

65.

Повторение и закрепление. Уметь выполнять письменные вычисления (вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

66.

Доли и дроби Иметь предметное представление о доле. Уметь решать задачи, содержащие долю, находить долю целого и целое по значению его доли.

67.

Секунда Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

68-69.

Сложение и вычитание величин. Знать алгоритм сложения и вычитания величин. Уметь выполнять действия и решать задачи с величинами.



Умножение и деление многозначных чисел (57 часов)

70.

Умножение многозначного числа на однозначное число Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи, выполнять приемы письменного умножения многозначных чисел на однозначные.

71.

Умножение и деление на 10, 100, 1 000. Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать задачи, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Знать последовательность чисел в пределах 100 000.

72.

Нахождение дроби от числа Знать как найти дробь от числа. Уметь решать задачи, содержащие дробь, находить долю целого и целое по значению его доли.

73.

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать задачи, выполнять умножение на круглые числа.

74.

Таблица единиц длины. Проверочная работа. Знать таблицу единиц длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

75.

Повторение и самоконтроль

Уметь решать текстовые задачи, выполнять письменные вычисления, действия с величинами.

76.

Контрольная работа № 5 по теме: «Именованные числа» Уметь решать текстовые задач, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

77.

Работа над ошибками. Задачи на встречное движение Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Уметь составлять схему и решать текстовые задачи на встречное движение арифметическим способом.

78-79.

Задачи на встречное движение

Уметь составлять схему и решать текстовые задачи на встречное движение арифметическим способом.

Знать разные способы решения задач на встречное движение.

80.

Таблица единиц массы Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

81-82.

Задачи на движение в противоположных направлениях Уметь составлять схему и решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях. Знать разные способы решения задач на движение в противоположных направлениях



83

Решение задач на движение. Уметь составлять схему и решать задачи на движение в противоположных направлениях и встречное движение.

84-85.

Умножение на двузначное число

Знать алгоритм умножения на двузначное число.

Уметь решать задачи на движение, составлять обратные.

86.

Задачи на движение в одном направлении Уметь составлять схему и решать задачи на движение в одном направлении арифметическим способом. Знать разные способы решения задач на движение в одном направлении.

87

Решение задач. Проверочная работа. Уметь составлять схемы и решать задачи на движение. Знать разные способы решения задач на движение .

88

Урок повторения и самоконтроля. Уметь решать задачи на движение, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел)

89

Контрольная работа № 6 по теме: «Задачи на движение».

90.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

91.

Время. Единицы времени Знать единицы времени. Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

92.

Единица времени - год. Знать единицы времени. Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

93.

Единица времени - неделя. Знать единицы времени. Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

94.

Определение времени по часам Знать единицы времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

95.

Умножение величины на число

Знать алгоритм умножения величины на число. Уметь умножать величину на число.

96.

Таблица единиц времени Знать таблицу единиц времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

97.

Деление многозначного числа на однозначное Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, проверять правильность вычислений. Знать алгоритм письменного деления.

98.

Шар. Проверочная работа. Уметь выделить шар из множества геометрических тел, соотносить его с реальными предметами.

99.

Нахождение числа по его дроби Уметь находить часть числа и числа по его части.Уметь сравнивать части.

100.

Нахождение числа по его дроби Уметь находить часть числа и числа по его части, сравнивать части.

101.

Контрольная работа № 7 (за III четверть) Уметь решать текстовые задач, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

102.

Работа над ошибками. Деление чисел, оканчивающихся нулями. Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Знать алгоритм деления

103.

Деление чисел, оканчивающихся нулями. Уметь проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначные числа, оканчивающиеся нулями.

104.

Задачи на движение по реке. Уметь составлять схемы и решать задачи на движение. Знать разные способы решения задач на движение.

105.

Урок-игра « Весёлое путешествие». Задачи на движение.

106.

Деление многозначного числа на двузначное число Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел, на двузначное число. Знать конкретный смысл деления, названия действий, компонентов и результатов деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

107.

Деление величины на число. Знать алгоритм деления величины на число.

Уметь выполнять деление многозначных чисел.

108.

Деление величины на величину

109-110.

Ар и гектар. Уметь вычислять площадь прямоугольника и квадрата, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах



111.

Таблица единиц площади. Проверочная работа. Знать таблицу единиц площади. Уметь вычислять площадь прямоугольника и квадрата, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

112.

Урок повторения.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, действия с величинами.

113.

Контрольная работа №8 по теме: «Деление многозначного числа на двузначное число».

114.

Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на трехзначное число Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

115-116.

Деление многозначного числа на трехзначное Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел) на трёхзначное число. Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления





117-118.

Деление многозначного числа с остатком Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел с остатком, решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать конкретный смысл деления, названия действий, компонентов и результатов деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления



119.

Прием округления делителя Знать, что для удобства вычислений можно округлить делитель. Уметь решать задачи и выражения удобным способом.

120-121.

Особые случаи умножения и деления Знать алгоритм умножения многозначных чисел. Уметь выполнять верные вычисления. Когда в множителях встречаются нули.



122-123.

Особые случаи умножения и деления Знать алгоритм деления многозначных чисел. Уметь выполнять верные вычисления, когда в делимом встречаются нули.

124.

Решение выражений и задач. Проверочная работа.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления

125.

Урок повторения и самоконтроля.

126.

Контрольная работа № 9 по теме: «Особые случаи умножения и деления».

Итоговое повторение (10 часов)

127.

Работа над ошибками. Устная и письменная нумерация Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

128.

Величины и действия с ними Знать величины. Уметь выполнять действия с ними.

129.

Устные вычисления. Проверочная работа. Уметь выполнять устные вычисления.

130.

Письменные вычисления Знать алгоритмы письменного выполнения арифметических действий.

131.

Урок повторения и самоконтроля Уметь решать текстовые задачи, выполнять письменные вычисления

132.

Контрольная работа № 10 (годовая)

133.

Работа над ошибками. Доли и дроби Уметь выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

134.

Задачи Уметь решать задачи изученных видов.



135. Урок-путешествие в «Страну Геометрию» Уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге, вычислять периметр многоугольника

136. Итоговый урок.



4. Планируемые результаты изучения курса Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • понимание практической значимости математики для собственной жизни;
  • принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;
  • умение адекватно воспринимать требования учителя;
  • навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
  • понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;
  • элементарные навыки этики поведения;
  • правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности - умения анализировать результаты учебной деятельности;
  • интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;
  • восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;
  • принятия этических норм;
  • принятия ценностей другого человека;
  • навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;
  • умения выслушать разные мнения и принять решение;
  • умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;
  • чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;
  • ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики;
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;
  • самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;
  • самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;
  • подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;
  • позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.
Познавательные Обучающийся научится:
  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;
  • использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);
  • использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;
  • моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
  • проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
  • осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
  • проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
  • выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
  • рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
  • строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
  • понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
  • самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;
  • совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
  • самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные Обучающийся научится:
  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;
  • формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;
  • понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;
  • согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
  • приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты Числа и величины Обучающийся научится:
  • моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами;
  • выполнять счёт сотнями, тысячами в пределах 1000 000 как прямой, так и обратный;
  • сравнивать числа в пределах 1000 000, опираясь на порядок их следования при счёте;
  • читать и записывать многозначные числа, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
  • упорядочивать натуральные числа от 0 до 1000 000 в соответствии с заданным порядком;
  • выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
  • составлять или продолжать последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • измерять площадь фигуры в квадратных сантиметрах, квадратных дециметрах, квадратных метрах;
  • сравнивать площади фигур, выраженные в разных единицах;
  • заменять крупные единицы площади мелкими: (1 дм2 = 100 см2) и обратно (100 дм2 = 1 м2);
  • используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • классифицировать изученные числа по разным основаниям;
  • использовать различные мерки для вычисления площади фигуры;
  • выполнять разными способами подсчёт единичных квадратов (единичных кубиков) в плоской (пространственной) фигуре, составленной из них.
Арифметические действия Обучающийся научится:
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число;
  • выполнять деление с остатком;
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и единицей);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • находить значения выражений, содержащих 2-5 действий со скобками и без скобок.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • оценивать приближённо результаты арифметических действий;
  • использовать приёмы округления для рационализации вычислений или проверки полученного результата.
Работа с текстовыми задачами Обучающийся научится:
  • выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.;
  • выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на кратное сравнение, на нахождение четвёртого пропорционального (методом приведения к единице, методом сравнения), задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
  • составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.);
  • оценивать правильность хода решения задачи;
  • выполнять проверку решения задачи разными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • сравнивать задачи по фабуле и решению;
  • преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
  • находить разные способы решения одной задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Обучающийся научится:
  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
  • классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники;
  • строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника;
  • распознавать прямоугольный параллелепипед, находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы: вершины, грани, ребра;
  • находить в окружающей обстановке предметы в форме прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • копировать изображение прямоугольного параллелепипеда на клетчатой бумаге;
  • располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве, согласно заданному описанию;
  • конструировать модель прямоугольного параллелепипеда по его развёртке.
Геометрические величины Обучающийся научится:
  • определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
  • вычислять периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
  • применять единицу измерения длины километр и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
  • вычислять площадь прямоугольника и квадрата;
  • использовать единицы измерения площади;
  • оценивать длины сторон прямоугольника; расстояние приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • сравнивать фигуры по площади;
  • находить и объединять равновеликие плоские фигуры в группы;
  • находить площадь ступенчатой фигуры разными способами.
Работа с информацией Обучающийся научится:
  • устанавливать закономерность по данным таблицы;
  • использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач;
  • заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью;
  • находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию;
  • строить диаграмму по данным текста, таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы, анализировать их данные;
  • составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы;
  • рисовать столбчатую диаграмму по данным опроса; текста, таблицы, задачи.


5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся в соответствии с программой позволяет:

  1. определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  2. развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  3. мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  4. создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний и умений в предполагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля с помощью тетрадей на печатной основе. Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводится на первых этапах обучения. его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника, так и через задания в тетрадях на печатной основе. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Время проведения проверочной работы на специально отведённом уроке - 35-35 минут. За каждую учебную задачу или их группу, демонстрирующую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля - проверочные и контрольные работы и контрольный устный счёт. Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио).

Оценка письменных работ по математике Работа, состоящая из примеров: Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. Отметка "3" - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки. Отметка "2" - 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" -1-2 негрубые ошибки. Отметка "3" -1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки. Отметка "2" - 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа: Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. Отметка "3" - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным. Отметка "2" - 4 и более грубых ошибки. Контрольный устный счет: Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" - 1-2 ошибки. Отметка "3" - 3-4 ошибки. Отметка "2" - 5 и более ошибок. Грубые ошибки:

  1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
  2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
  3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
  4. Не решена до конца задача или пример.
  5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
  1. Нерациональный прием вычислений.
  2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
  3. Неверно сформулированный ответ задачи.
  4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
  5. Не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже "3".

Примерный график проведения контроля

урока

Вид работы

Темы 9 Входная контрольная работа. Числа от 1 до 1000. 15 Проверочная работа. Порядок действий в числовых выражениях. 22 Проверочная работа. Группировка слагаемых. 24 Контрольная работа № 1. Группировка слагаемых. 31 Проверочная работа. Скорость, время, расстояние. 33 Контрольная работа за I четверть.
46 Проверочная работа. Деление на двузначное число. 48 Контрольная работа № 3 Умножение и деление на двузначное число. 58 Проверочная работа. Разряды и классы чисел. 60 Контрольная работа № 4 за I полугодие.
74 Проверочная работа. Умножение и деление многозначных чисел. 76 Контрольная работа № 5. Именованные числа. 87 Проверочная работа. Задачи на движения. 89 Контрольная работа № 6. Задачи на движения. 98 Проверочная работа. Единицы времени. 101 Контрольная работа за III четверть.
111 Проверочная работа. Деление величин. 113 Контрольная работа № 8. Деление многозначного числа на двузначное число. 124 Проверочная работа. Решение выражений и задач. 126 Контрольная работа № 9. Особые случаи умножения и деления. 129 Проверочная работа. Величины и действия с ними. 132 Итоговая контрольная работа. Материал, изученный в 4 классе.



Контрольный устный счёт. 1 раз в месяц.
Диагностические работы. План ИМЦ

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Дорофеева Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы.

  2. Учебники:

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1.

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2.

  1. Рабочие тетради:

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1.

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2.

  1. Методические пособия:

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс».

  1. Электронное приложение к учебнику Математика. 4 класс (1 CD)



Санкт-Петербург

2015-2016


© 2010-2022