Урок по литературному чтению по сказке Зимовье зверей ФГОС УМК Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения во 2-м классе

на тему: «Зимовье зверей» (русская народная сказка) Цели: - сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах; - ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста для краткого пересказа текста; - научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков.
  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
  4. Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока: Личностные:
  • оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
  • проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную сказку.
Метапредметные: Познавательные умения:
  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
  • определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
  • определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
  • формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
  • читать и инсценировать сказку по ролям;

  • уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);

  • уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Регулятивные умения: - выполнять учебное действие по плану; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные:
  • знать специфические особенности жанра литературной сказки;
  • выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
  • характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
  • читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
  • работать с содержанием текста сказки;
  • читать сказку по ролям;
  • инсценировать сказку.
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Зимовье зверей», пословицы, компьютер, проектор.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:

1.Мотивация к уроку.

II. Проверка домашнего задания

(слайд 2)-К какой сказке сделана эта иллюстрация? ( «Журавль и цапля»)

-Какая это сказка? (народная)

-- Где происходят события, описанные в сказке? (на болоте).

- Кто главный герой? (Журавль и цапля)

- Чем начинается сказка?(Присказкой)Прочитайте присказку хором.

-Что вы должны были сделать дома?

- Послушаем, как вы дома научились пересказывать от лица одного из героев.

(оценочные суждения)

Вопросы после чтения: - Чему учит нас эта сказка?

- Сегодня мы снова отправимся в «Мир народной сказки». (слайд 3) и познакомимся с другими сказочными персонажами.

III. Знакомство с новым материалом.

1.Подготовка к восприятию. Лексическая работа

- Что значит слово зимовье? ( сначала предположения детей, затем обращение к словарю)

- Как найди его в толковом словаре? (слайд 4)(место, где зимуют люди)

2.Первичное восприятие

- Ребята, настал ваш любимый момент на уроке. Сейчас вы услышите сказку. Целевая установка: обратите внимание на то, почему сказку так назвали? кто в ней лучше всех и почему? (Чтение текста учителем).

3. Проверка первичного восприятия: -Понравилась ли вам сказка?

- Почему же сказку так назвали? - Где разворачиваются события (в лесу, на берегу моря, реки, в пустыне) Почему домашние животные оказались в лесу?

(слайд 5)(- Кто здесь лишний? (бык, баран, свинья, гусь, петух, волк, лиса, медведь,) - Кто же из героев сказки вам понравился? Почему? (Бык умный, трудолюбивый, добрый)

Физминутка -А сейчас мы отправимся в лес, чтобы отдохнуть (слайд 6)

На снегу следы зверей: зайца и лисицы.

Справа видно белки след, слева- след куницы.

Если вы придёте в лес, много встретите чудес!

IV. Работа над текстом.

- Сколько частей в тексте?

1.Работа в парах.(распределите роли между собой и прочитайте по ролям 1 часть)

-Кто желает показать свою работу нашим гостям?

- Что произошло в 1 части? (пишу:1. Звери убежали из дома)

3.Подготовка и драматизация 2 части

-Сколько героев во 2 части? - (4)

4.Словарная работа- (избу рубить)

- Читают про себя и готовятся к инсценированию (1и6 варианты- слова гуся, 2 вариант- барана, 3 вариант- свиньи, 4 вариант- быка, 5 вариант- автора.)

Целевая установка: Чье исполнение показалось вам более удачным? Почему? (раздаю маски )

5.Выступление у доски со словами 2 части

Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?

- О чём узнали из 2 части? (пишу:2 Все друзья быка отказались рубить избу.)

Выборочное чтение 3 части.(читают слова к рисункам,) (слайд 7,8)

- О чём узнали из 3 части? (пишу:3 Жизнь в избушке.)


  1. Работа над чтением 4 части

а) Словарная работа

А вот в 4 части много непонятных старинных слов и мы сейчас постараемся о них узнать из интернета и рубрики «Словарь».( (слайд 9)армяк и кафтан, (слайд 10)гужишко, осаживать, подполье, (слайд 11)ухват)

б)Чтение 4 части по обзацам и озаглавливание. 4 Дружба победила.

А что это у нас получилось? (план)А для чего он нам нужен? ( чтобы кратко пересказать)

Верно ли расположены иллюстрации? (слайд 12,13)

6.Чтение памятки № 4(перескажи кратко)

  1. Краткий пересказ сказки.

8. Вопросы после чтения:

-Какой мудрый совет дает нам сказка? (чему она учит).

-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?

9. Работа над пословицами. (слайд 14)

Какие пословицы могли бы стать моралью сказки?

  1. Дружба заботой да подмогой крепка.

  2. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

  3. Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

  4. Нет друга - ищи, а нашел - береги.

-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?

10.Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем)

IV. Подведение итога

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какое по жанру это произведение?

- Кто автор сказки? А кто ее нам пересказал?

V. Рефлексия:

Я познакомился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

VI. Домашнее задание с. 26- 31, т. с. 20 (слайд 15)

1. Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.

2. Кратко пересказать сказку.





© 2010-2022