- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опытом работы на муниципальном уровне. Профилактика ПАВ у младших школьников
Обобщение опытом работы на муниципальном уровне. Профилактика ПАВ у младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Широкова Е.В. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение опытом работы
на муниципальном уровне
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1» пгт Нижний Одес Сосногорский район
Широкова Елена Викторовна
Профилактика ПАВ у младших школьников.
Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни.
Актуальность
"Болезнь легче предупредить, чем лечить" -это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
Профилактика - это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Изменение политической и социально - экономической ситуации в России оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Стоит отметить специфические для нашего поселка причины проявления асоциального поведения подростков - это рост числа неполных семей; вахтовый метод работы многих родителей, когда дети остаются без контроля со стороны родителей и предоставлены сами себе; выросший уровень алкоголизма
Асоциальное поведение детей, подростков и молодежи является одной из самых тревожных и актуальных проблем поселка Нижний Одес. Дети, подростки и молодежь до 18 лет составляют 30 % от общего числа жителей поселка. В последнее десятилетие остро для поселка стоит вопрос о распространении среди подростков и молодежи психоактивных веществ, к числу которых относятся наркотики, токсические вещества, алкоголь, табак. Подтверждением выше сказанного стал случай , когда смерть подростка наступила в результате передозировки токсических веществ. Поэтому, основная задача состоит в том, чтобы научить наших детей говорить "нет" пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже "один-единственный разок" общения с ПАВ. Общегосударственная система работа с детьми профилактике ПАВ представлена в текстах Федерального закона от 24.06. 1999г № 120 -ФЗ (ред. от 30.12. 2012 г.)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Анализируя сложившуюся ситуацию, мною был разработан проект « Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни».
Целью которого является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Задачи проекта:
- Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
- Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
- Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- Сформировать навыки регуляции эмоций.
Этот проект специфичный, требует особого внимания и при составлении проекта опиралась на следующие принципы:
- дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми ;
- аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;
- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, педагогического) целевой профилактической работы;
- последовательность;
- ступенчатость;
- преемственность.( переход в 5 класс) Участники проекта:
- Обучающиеся начальной школы;
- Классный руководитель;
- Классный коллектив;
- Родители детей;
- Медицинский работник;
- Спорт школа;
- Социальный педагог, психолог;
- Центры дополнительного образования;
Объект проекта: обучающиеся начальной школы.
Возрастная категория: от 10 до 11 лет.
Продолжительность проекта: 1 года
Ожидаемые результаты:
-
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению Пав .
-
Формирование у младших школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
-
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками.
- Сформированность навыков сопротивления негативному
влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ.
Технологии социально-педагогической поддержки детей, используемые при реализации проекта:
-
Принципы работы классного руководителя:
-
Принцип уважения индивидуальности личности
-
Принцип разумной требовательности
-
Принцип возрастного подхода
-
Принцип диалога
-
Принцип педагогической поддержки
-
Принцип стимулирования самовоспитания
-
Принцип связи с реальной жизнью
-
Функции классного руководителя:
-
Развивающая, направленная на изменение мотивации детей к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
-
Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке и во внеурочной деятельности;
-
Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства;
-
Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребёнка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.
-
Воспитательные подходы классного руководителя:
-
Системный подход, так как личность ребёнка должна развиваться в целостном педагогическом процессе;
-
Личностно - ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка;
-
Средовой подход. Школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
Этапы проекта 1.Информационный раздел.
Направления
Формы работы
Сроки 1. Изучение социальной среды обучающихся: составление социального паспорта класса; -изучение социально-бытовых условий семей; -диагностика семейных отношений
Наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности детей. Сентябрь Анкетирование родителей Патронаж семей Диагностика: 1. Рисунок семьи 2. Изучение личностных особенностей обучающихся: -самооценка; -тревожность -мотивация к обучению Диагностика:
Анкетирование, беседы 3. Изучение межличностных отношений Диагностика: 1. Социометрия 2. Наблюдение 4. Изучение занятости обучающихся во внеурочное время 1.Составление карты занятости во внеурочное время 2. Мониторинг занятости Составление банка данных о детях . Результат: -сведения об интересах и способностях обучающихся
2 Практический
Направления
Формы работы
Сроки 1. Включение обучающихся» в социально значимые виды деятельности Коллективные творческие дела (акции, проекты), самоуправление
В течение учебного года 2. Воспитание нравственно-правовой убежденности Беседы, внеклассные мероприятия 3. Устранение личностных и межличностных проблем обучающихся Работа со специалистами (психолог) 4. Организация досуговой деятельности обучающихся 1. Внеклассные мероприятия 2. Взаимодействие с центрами дополнительного образования 5. Работа с родителями: -мероприятия, направленные на повышение социально-правового статуса семьи -мероприятия, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей -вовлечение родителей в воспитательный процесс класса Тематические родительские собрания
Совместные внеклассные мероприятия Результат: - активное участие обучающихся и их родителей в жизни класса и школы; -системное посещение кружков, секций; -положительные изменения социальной ситуации воспитания в семье; -сформированность педагогических компетенций родителей
3. Мониторинг и оценивание
Направления
Формы работы
Сроки 1.Достижение устойчивых позитивных результатов в разных видах деятельности Тренинги, создание ситуации успеха В течение учебного года
Апрель, май. 2.Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности КТД (акции, проекты) 3.Нравственно- правовое воспитание Беседы, классные часы, экскурсии, конкурсы опросы, интервью, тестирование, наблюдения., Результат: Обучение детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; Сформированность навыкам регуляции эмоций.
Оценка эффективности проекта. В качестве индикаторов оценки эффективности проекта можно использовать: - стадии дезадаптации - личные достижения - социальный интерес - творческий потенциал ребёнка Методы оценки: -обратная связь от ребёнка - мнение родителей, учителей - учёт проступков и социальных достижений - анализ продуктов деятельности - социометрия
Предполагаемый результат Если действия проекта оказались не эффективны, то необходимо
- Определить причины (что не сработало)
- Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок
- Подключить дополнительные ресурсы (н-р, старшеклассников), оптимизировать методы
- Проанализировать и описать педагогический опыт, выявить наиболее эффективные методы
- Внести изменения в банк данных
У кого есть здоровье,
У того есть надежда.
У кого есть надежда,
У того есть всё.
Восточная мудрость.
План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.
-
Дата
проведения
Мероприятие
сентябрь
Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»
сентябрь
Вовлечение учащихся в доп. образование
сентябрь
Спортивные состязания. Марафон игр.
октябрь
Тренинг «Всё в твоих руках»,
ноябрь
Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)
ноябрь
Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!»
декабрь
Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать - нет!»
январь
Праздник чистоты и порядка. Игра «Осторожно, это враги!»
январь
Рейды классных руководителей совместно с членами РК
февраль
Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»
март
Презентация «Ступени, ведущие вниз»
март
Инсценировка «Вредные привычки - не мои ли вы сестрички»
апрель
Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят - кто же в этом виноват», Просмотр в/ф о вреде алкоголя, курения и наркомании»
апрель
Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай.
май
Праздник Здоровья. В гостях у витаминов.
Примерная тематика занятий классных часов
№
Тема занятия
Форма проведения занятия
1
Здравствуйте, или что значит ЗОЖ
Устный журнал
2
Вредные привычки и наше здоровье
Занятие-мастерская
3
Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких
Тренинг
4
Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему
Проблемная беседа
5
Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга
Круглый стол
6
Свобода выбора - уход от зависимости
Занятие-мастерская
7
Последствия употребления ПАВ
Ролевая игра
8
Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ
Тренинг
9
Курение: дань моде, привычка, болезнь
Ток-шоу
10
Суд над курильщиком
Ролевая игра
11
Ступени, ведущие вниз
Устный журнал
12
Мы за здоровый образ жизни!
Акция
13
Здоровье и безопасность
Ролевая игра
14
Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ
Тренинг
15
Человек, продли свой век
Ролевая игра-представление
Примерный план по работе с родителями
- Решать проблему формирования ЗОЖ школьников в направлении профилактики вредных привычек в рамках совместной работы учителей, родителей и учащизся.
- Предоставить родителям объективную информацию о проблеме курения, алкоголизма, наркомании в младшем школьном возрасте
- Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте
- Привлекать родителей к совместным профилактическим мероприятиям
- Формировать представление о стрессе, как состоянии негативной нервно-психической напряженности и причинах, вызывающих стресс
- Познакомить с методами профилактики депрессии и неврозов
- Дать представление об основных направлениях воспитания стрессоустойчивости
- Познакомить с действием психотропных веществ на организм ребенка.
- Формировать представление о необходимости организации досуговой деятельности ребенка с целью профилактики употребления ПАВ
- Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств
- формировать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи
- Разработать направления и формы семейного воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни