Обобщение опытом работы на муниципальном уровне. Профилактика ПАВ у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опытом работы

на муниципальном уровне

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1» пгт Нижний Одес Сосногорский район

Широкова Елена Викторовна

Профилактика ПАВ у младших школьников.

Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни.

Актуальность

"Болезнь легче предупредить, чем лечить" -это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Профилактика - это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Изменение политической и социально - экономической ситуации в России оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. Стоит отметить специфические для нашего поселка причины проявления асоциального поведения подростков - это рост числа неполных семей; вахтовый метод работы многих родителей, когда дети остаются без контроля со стороны родителей и предоставлены сами себе; выросший уровень алкоголизма

Асоциальное поведение детей, подростков и молодежи является одной из самых тревожных и актуальных проблем поселка Нижний Одес. Дети, подростки и молодежь до 18 лет составляют 30 % от общего числа жителей поселка. В последнее десятилетие остро для поселка стоит вопрос о распространении среди подростков и молодежи психоактивных веществ, к числу которых относятся наркотики, токсические вещества, алкоголь, табак. Подтверждением выше сказанного стал случай , когда смерть подростка наступила в результате передозировки токсических веществ. Поэтому, основная задача состоит в том, чтобы научить наших детей говорить "нет" пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже "один-единственный разок" общения с ПАВ. Общегосударственная система работа с детьми профилактике ПАВ представлена в текстах Федерального закона от 24.06. 1999г № 120 -ФЗ (ред. от 30.12. 2012 г.)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Анализируя сложившуюся ситуацию, мною был разработан проект « Профилактика употребления детьми младшего школьного возраста наркотических и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни».

Целью которого является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Задачи проекта:

  1. Развитие социальной и личностной компетентности:
    • способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
    • формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
    • повысить самооценку детей;
    • сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
  2. Выработка навыков самозащиты:
    • формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
    • информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
  3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
    • Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
    • Сформировать навыки регуляции эмоций.

Этот проект специфичный, требует особого внимания и при составлении проекта опиралась на следующие принципы:

- дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми ;

- аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения;

- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального, психологического, педагогического) целевой профилактической работы;

- последовательность;

- ступенчатость;

- преемственность.( переход в 5 класс) Участники проекта:

  1. Обучающиеся начальной школы;
  2. Классный руководитель;
  3. Классный коллектив;
  4. Родители детей;
  5. Медицинский работник;
  6. Спорт школа;
  7. Социальный педагог, психолог;
  8. Центры дополнительного образования;

Объект проекта: обучающиеся начальной школы.
Возрастная категория: от 10 до 11 лет.
Продолжительность проекта: 1 года

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению Пав .

  • Формирование у младших школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  • Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками.

- Сформированность навыков сопротивления негативному

влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ.






Технологии социально-педагогической поддержки детей, используемые при реализации проекта:

  1. Принципы работы классного руководителя:

  • Принцип уважения индивидуальности личности

  • Принцип разумной требовательности

  • Принцип возрастного подхода

  • Принцип диалога

  • Принцип педагогической поддержки

  • Принцип стимулирования самовоспитания

  • Принцип связи с реальной жизнью

  1. Функции классного руководителя:

  • Развивающая, направленная на изменение мотивации детей к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

  • Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке и во внеурочной деятельности;

  • Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства;

  • Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребёнка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.


  1. Воспитательные подходы классного руководителя:

  • Системный подход, так как личность ребёнка должна развиваться в целостном педагогическом процессе;

  • Личностно - ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка;

  • Средовой подход. Школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения.



Этапы проекта 1.Информационный раздел.

Направления

Формы работы

Сроки 1. Изучение социальной среды обучающихся: составление социального паспорта класса; -изучение социально-бытовых условий семей; -диагностика семейных отношений
Наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности детей. Сентябрь Анкетирование родителей Патронаж семей Диагностика: 1. Рисунок семьи 2. Изучение личностных особенностей обучающихся: -самооценка; -тревожность -мотивация к обучению Диагностика:
Анкетирование, беседы 3. Изучение межличностных отношений Диагностика: 1. Социометрия 2. Наблюдение 4. Изучение занятости обучающихся во внеурочное время 1.Составление карты занятости во внеурочное время 2. Мониторинг занятости Составление банка данных о детях . Результат: -сведения об интересах и способностях обучающихся





2 Практический

Направления

Формы работы

Сроки 1. Включение обучающихся» в социально значимые виды деятельности Коллективные творческие дела (акции, проекты), самоуправление

В течение учебного года 2. Воспитание нравственно-правовой убежденности Беседы, внеклассные мероприятия 3. Устранение личностных и межличностных проблем обучающихся Работа со специалистами (психолог) 4. Организация досуговой деятельности обучающихся 1. Внеклассные мероприятия 2. Взаимодействие с центрами дополнительного образования 5. Работа с родителями: -мероприятия, направленные на повышение социально-правового статуса семьи -мероприятия, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей -вовлечение родителей в воспитательный процесс класса Тематические родительские собрания

Совместные внеклассные мероприятия Результат: - активное участие обучающихся и их родителей в жизни класса и школы; -системное посещение кружков, секций; -положительные изменения социальной ситуации воспитания в семье; -сформированность педагогических компетенций родителей


3. Мониторинг и оценивание

Направления

Формы работы

Сроки 1.Достижение устойчивых позитивных результатов в разных видах деятельности Тренинги, создание ситуации успеха В течение учебного года







Апрель, май. 2.Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности КТД (акции, проекты) 3.Нравственно- правовое воспитание Беседы, классные часы, экскурсии, конкурсы опросы, интервью, тестирование, наблюдения., Результат: Обучение детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; Сформированность навыкам регуляции эмоций.

Оценка эффективности проекта. В качестве индикаторов оценки эффективности проекта можно использовать: - стадии дезадаптации - личные достижения - социальный интерес - творческий потенциал ребёнка Методы оценки: -обратная связь от ребёнка - мнение родителей, учителей - учёт проступков и социальных достижений - анализ продуктов деятельности - социометрия
Предполагаемый результат Если действия проекта оказались не эффективны, то необходимо

  1. Определить причины (что не сработало)
  2. Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок
  3. Подключить дополнительные ресурсы (н-р, старшеклассников), оптимизировать методы
Если проект оказался действенным, то возможно:
  1. Проанализировать и описать педагогический опыт, выявить наиболее эффективные методы
  2. Внести изменения в банк данных
Создание книги раскладушки «Мы за здоровый образ жизни»

У кого есть здоровье,

У того есть надежда.

У кого есть надежда,

У того есть всё.

Восточная мудрость.











План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.

Дата

проведения

Мероприятие

сентябрь

Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»

сентябрь

Вовлечение учащихся в доп. образование

сентябрь

Спортивные состязания. Марафон игр.

октябрь

Тренинг «Всё в твоих руках»,

ноябрь

Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)

ноябрь

Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!»

декабрь

Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать - нет!»

январь

Праздник чистоты и порядка. Игра «Осторожно, это враги!»

январь

Рейды классных руководителей совместно с членами РК

февраль

Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»

март

Презентация «Ступени, ведущие вниз»

март

Инсценировка «Вредные привычки - не мои ли вы сестрички»

апрель

Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят - кто же в этом виноват», Просмотр в/ф о вреде алкоголя, курения и наркомании»

апрель

Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай.

май

Праздник Здоровья. В гостях у витаминов.

Примерная тематика занятий классных часов

Тема занятия

Форма проведения занятия

1

Здравствуйте, или что значит ЗОЖ

Устный журнал

2

Вредные привычки и наше здоровье

Занятие-мастерская

3

Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких

Тренинг

4

Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему

Проблемная беседа

5

Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга

Круглый стол

6

Свобода выбора - уход от зависимости

Занятие-мастерская

7

Последствия употребления ПАВ

Ролевая игра

8

Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ

Тренинг

9

Курение: дань моде, привычка, болезнь

Ток-шоу

10

Суд над курильщиком

Ролевая игра

11

Ступени, ведущие вниз

Устный журнал

12

Мы за здоровый образ жизни!

Акция

13

Здоровье и безопасность

Ролевая игра

14

Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ

Тренинг

15

Человек, продли свой век

Ролевая игра-представление

Примерный план по работе с родителями

№ п/п Тема встречи Цели и задачи 1. «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки в жизни родителей и ребенка»
  • Решать проблему формирования ЗОЖ школьников в направлении профилактики вредных привычек в рамках совместной работы учителей, родителей и учащизся.
  • Предоставить родителям объективную информацию о проблеме курения, алкоголизма, наркомании в младшем школьном возрасте
  • Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте
  • Привлекать родителей к совместным профилактическим мероприятиям
2. Воспитание стрессоустойчивости у детей, как средство профилактики употребления ПАВ
  • Формировать представление о стрессе, как состоянии негативной нервно-психической напряженности и причинах, вызывающих стресс
  • Познакомить с методами профилактики депрессии и неврозов
  • Дать представление об основных направлениях воспитания стрессоустойчивости
3. Проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств у детей младшего школьного возраста.
  • Познакомить с действием психотропных веществ на организм ребенка.
  • Формировать представление о необходимости организации досуговой деятельности ребенка с целью профилактики употребления ПАВ
  • Формировать заинтересованность родителей в решении проблемы формирования отрицательного отношения к употреблению табака, алкоголя и токсических средств
4. Роль семьи в воспитании ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ
  • формировать чувство ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи
  • Разработать направления и формы семейного воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни




© 2010-2022