Урок литературного чтения по произведению В. Астафьева Стрижонок Скрип

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока литературного чтения

1. Ф.И.О. учителя: Дементьева Оксана Витальевна

2. Класс: 4 Дата: ________ Предмет: литературное чтение № урока по расписанию: __

3. Тема урока: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 72 урок

Цель урока: анализ художественного произведения

Задачи:

Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи

Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать все многообразие психических процессов; развивать фонематический слух.

Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; воспитание бережного отношения к птицам, уважения к природе; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; воспитание критического мышления.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, ПК, презентация



Ход урока:

- перед началом урока - жеребьёвка (цифры)

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, сосредоточенность, умение мыслить.



  1. Актуализация опорных знаний.

- включаю пение стрижа

- чьи это крики?

- правильно, так кричат стрижи

- и конечно, ясно, почему я начала урок так: на прошлом уроке вы прочли произведение «Стрижонок Скрип»

- перед дальнейшей работой нам нужно определиться, насколько правильно вы поняли эту сказку (я верно назвала жанр произведения?) Обоснуйте.

- рассказ о животных - так определён жанр произведения

  1. Проверка домашнего задания.

- я попрошу вас объединиться в группы по рядам и раздам каждому ряду лист с тестом по нашему произведению. Работа коллективная, ребята. Один читает вопрос и варианты ответов, все обсуждают. Через 2 минуты проверим правильность ваших ответов.

- итак, проверяем (галочкой красным маркером на доске отмечаю правильные ответы)

- какой вопрос в тесте вызвал особенное затруднение?

- здесь мнения разделились, верно?

- чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно знать некоторые факты из биографии Виктора Петровича. Например, то, что в 7 лет мальчик потерял мать, и остался без отца. Но при всём при том он сумел встать на ноги, выйти в люди, храбро сражался в годы Великой отечественной войны, а затем стал известным писателем. И, наверное, в жизни тогда ещё мальчика Вити были люди, которые помогли ему «встать на крыло», так же как и в рассказе Скрипу помогла выжить стая. Вероятно, поэтому в рассказе звучит фраза «Стрижи - дружный народ». Ведь стрижи не люди, но в рассказе Астафьева очень ясно прослеживаются параллели между птицами и людьми. Согласны?

- стрижи писателем выбраны конечно не случайно - это необыкновенная птица: во-первых, одна из самых быстрых, во-вторых, птица заботливая - вернувшись из тёплых краёв, стриж начинает активно строить гнездо, высиживает потомство и заботливо ухаживает за своими детьми - совсем как люди, правда? Стараясь прокормить своих детей, стрижи за день пролетают от 10 до 20 километров! Союз охраны птиц России в прошлом году в девятнадцатый раз выбрал стрижа птицей года! Удивительные птицы?



  1. Работа с текстом. Анализ произведения.

- итак, мы с вами поняли, что у стрижей много общего с людьми

- а какие персонажи кроме Скрипа встретились вам в рассказе?

(братья-стрижата, мама-стрижиха, вожак стаи Белое брюшко, стрижи стаи, мальчишки, сокол)

- ребята, как по-вашему - все ли персонажи, которых вы назвали, оказали своё, пусть опосредованное, влияние на жизнь Скрипа?

- можем ли мы сказать, что все они чему-то научили стрижонка?

- вот об этом мы сегодня с вами и поговорим - какие жизненные уроки, кто и как преподал Скрипу

- итак, мы назвали других персонажей рассказа Астафьева

- помещаю на доску карточки: «мама-стрижиха», «Белое брюшко», «стрижи стаи», «мальчишки», «сокол»

- вы уже разделены на группы, и сейчас ребята с одинаковыми цифрами на карточках объединятся в группу

- внимательно послушайте задачу - группа 1 ищет в тексте уроки, которые преподнесла Скрипу его мама

- группа 2 - Белое брюшко

- группа 3 - стрижи стаи

- группа 4 - мальчишки (будьте внимательны - в рассказе два эпизода с мальчишками)

- группа 5 - сокол

- не забудьте взять с собой книги и карандаши, вам следует аккуратно в тексте отмечать нужные эпизоды

- ИТАК, группы готовы?

(ребята зачитывают эпизоды сказки, которые являются примерами уроков для Скрипа)

- ребята, вы согласны со всеми выводами, которые сделали ваши одноклассники?

- какие же уроки преподали Скрипу мама, вожак и стрижи стаи? ОБЪЕДИНЯЮ КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ В ОДНУ ГРУППУ

(добра, взаимопомощи, поддержки, неравнодушия)

- а сокол и мальчишки? ОБЪЕДИНЯЮ КАРТОЧКИ В ДРУГУЮ ГРУППУ

(необдуманность поступков, жестокость)

- МОЖЕМ ЛИ МЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ И НАМ ЧАСТО ПРЕПОДАЁТ КАК УРОКИ ДОБРОТЫ, ТАК И УРОКИ РАВНОДУШИЯ ИЛИ ЗЛОСТИ?

- но и те уроки, и другие делают нас сильнее? Учат жить?

- казалось бы небольшое произведение, а как много мудрости в нём, верно, ребята?



  1. Итог урока. Рефлексия.

- сейчас вам нужно внимательно прочитать слова на карточках и подумать - какие определения подходят для характеристики вашего персонажа, а какие - нет

(мы помещаем карточки на доску, если есть магниты, или просто зачитываем)

- спасибо, молодцы!

- Виктор Петрович Астафьев очень любил природу и хотел передать свою любовь к ней вам, его читателям:

«Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе - везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.

Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство - берегите живую жизнь».

- это, пожалуй, главный урок писателя, который вы вынесете с сегодняшнего занятия

- Спасибо за урок, ребята. Мне с вами было очень интересно.

Если останется время:

- перечитаем последние предложения рассказа

(читаю сама)

- что этими словами хотел выразить автор?

- прощание с Родиной, тоску, желание вернуться

- вы когда-нибудь уезжали из города или из страны?

- скучали? Хотели вернуться? Почему?

- любовь к родной стране, к месту, где ты родился - вот что хотел показать нам Астафьев окончанием рассказа

- почему, ребята, рассказ назван «Стрижонок Скрип», а не, например, «Стрижиный яр»?

- как называются детёныши животных - у медведя - медвежонок, у волчицы - волчонок…

- Астафьев хочет показать нам пору взросления стрижонка, в совсем коротком рассказе писатель показывает нам целую стрижиную жизнь - от рождения до взросления, пору научения…











© 2010-2022