Статья Проблемное обучение как основа эффективности урока

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение как основа эффективности урока

Сегодня основная функция педагога

не столько быть источником знания,

сколько организовывать процесс

познания…

В. Ф. Шаталов

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе - это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у обучающихся?

Поэтому, по-моему мнению, актуальным в процессе образования технология проблемного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Я решила изучить применение проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах.

Мной были определены следующие цель и задачи.

Цель: создать условия для повышения эффективности учебного процесса на основе использования проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта.

  • Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.

  • Выявить и создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы (разработка проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения).

  • Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность проблемного обучения, мотивацию обучающихся к изучению русского языка.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).Различают следующие методы проблемного обучения

  • Изложение с проблемным началом;

  • Проблемное изложение;

  • Частично-поисковый;

  • Исследовательский метод.

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблема», «проблемная ситуация», «проблемная задача».

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Можно указать на следующие дидактические цели создания проблемных ситуаций в учебном процессе:

- привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;

- помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение таких правил:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Работа по применению проблемного обучения в начальной школе, я начала с проведения диагностики.

1. Диагностика поведения ученика в проблемной ситуации

Цель этой диагностики - проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему вообще и осознает ли ее. Для этой диагностики я выбрала две проблемные ситуации по русскому языку, где я следила за деятельностью и рассуждениями ученика, может ли учащийся найти путь решения проблемной ситуации самостоятельно или находит его только с помощью учителя.

2. Кроме этого обучающимся было предложено анкетирование, которое показало следующие результаты.

Результаты анкет учащихся

Результаты анализа анкет представлены в следующей таблице:

№ п/п

Вопрос

Ответы

Кол-во

ответов

1

Нравится ли тебе учиться в школе?

а) да б) не всегда

в) нет

г) не знаю

24

1

1

2

Трудно ли тебе дается учеба?

а) да б) иногда

в) нет

г) не знаю

13

12

1

3

Возникают ли у тебя трудности в усвоении нового материала?

а) да б) иногда

в) нет

г) не знаю

16

10

-

4*

Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)

▪ трудно сразу понять новую тему▪ трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

▪ в новых темах всегда сложные задания

▪ неинтересно изучать новый материал

▪ я боюсь трудностей на уроках

8

10

2

3

3

5

Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?

а) да б) иногда

в) нет

г) не знаю

20

6

-

6*

Как ты относишься к новым сложным заданиям?

▪ мне интересно

я их боюсь

▪ с неохотой выполняю их

▪ очень нравится выполнять сложные задания

▪ мне требуется помощь в их выполнении

12 3

3

8

12

После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу не замечают проблемную ситуацию, многие не могут самостоятельно осознать существующую в ней проблему. Пути выхода из проблемной ситуации удается не многим, некоторым для этого требуется помощь. Кроме этого, в ходе анализа анкет учащихся выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают трудности в обучении, в основном это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного выполнения сложных заданий, поэтому им необходима помощь.

Работая по этой теме, я пришла к выводу, что проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Кроме этого, я думаю, что проблемное обучение нужно сочетать с традиционным изложением материала, т.к. в обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи и задания, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимой информации.

УМК «Начальная школа ХХI века», по которому я работаю, помогает мне обеспечивать проблемное обучение. Основой для работы в этом направлении служат задания учебника «Давай подумаем», «Выскажи предположение», в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других и с текстом учебника.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Проблемный урок строю по следующей структуре:

Этапы урока

Учитель

Ученик

Орфографическая зарядка (комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного)

Предлагает учащимся записать предложения, слова, выполнить комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.)

Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.

Актуализация изученного

Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в деятельности

Выполняют упражнение.

Постановка учебной проблемы.

Варианты:1. Создание проблемной ситуации.

1.1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты уже выполненного задания.

1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Варианты:1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений- применение нового знания.

1. Просит детей прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (с проговариваем, коллективно, по ходу выполнения упражнения).2. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение.

Читают, объясняют и выполняют с проговариванием.

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог урока.

-Какая была проблема (вопрос, тема)?-Какой ответ (решение) мы нашли? К какому выводу пришли?

- Что получилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

-Как оцениваете свою работу? и т.д.

Обобщают, делают выводы.

Рефлексия.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

Домашнее задание.

Комментирование д/з

Вопросы по ходу комментирования (выбор д/з)

Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (опи­сательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов). Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:

1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной те­ме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьника­ми);

2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообще­ния этих необходимых сведений;

3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.

В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречие на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуа­ции.

Следующим этапом подготовки урока является разработка системы проблемных ситуаций. На основании анализа главной проблемой ситуации формулируется основная проблема. В формулировке этой проблемы и за­ключаемся одна из основных трудностей проблемного обучения. Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Учитывая сложность изучения грамматического материала необходимо так построить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие.

Приемы проблемного изложения знаний идет на трех этапах уроков:

  • Актуализация знаний.

  • Постановка проблемы.

  • «Открытие» детьми нового знания.

Предлагаю вашему вниманию проблемно-диалогические методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка.

Побуждающий к проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

-Что это? (Читает загадку о собаке)

- Это собака.

-Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (учитель записывает предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке).

Наблюдают, что слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты: Соб-ака соба-ка

со-ба-ка собак-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

-Задание было одинаковое для всех?

- Одинаковое.

- А как вы его выполнили?

- По-разному.(осознание противоречия)

- Почему так получилось? Что вы не знаете?

- Как надо переносить слова (формулировка темы)

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример: Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске: мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике - с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример: урок русского языка в 3-м классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка

проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю - к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).

Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).Дайте определение.

Формулируют определение.(Открытие нового знания)

Учебник

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.

-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).

Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).

Пример: урок русского языка во 2-м классе по теме «Суффикс».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка

проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

- Выделите в словах корень, окончание. Дома, город, леса, поход.

Ученики выделяют окончание и корень. У слова «поход» предлагают выделить корень поход-, ход-

(возникает противоречие)

- Подберите однокоренные слова к слову поход.

- Ходить, ход, ходики, походка и др. Корень ход-

- Что такое по?

-Мы не знаем (подведение к незнанию)

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Тема: Главные члены предложения. 3 класс

Серёжа и Маша прочитали предложение Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?

Столкнуть разные мнения учеников.

Тема: Сложные слова. 3 класс

На доске записано слово мухоловка. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень.

Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня

Разные мнения вызывают реакцию удивления.

Дать практическое задание, которое невозможно выполнить.

Тема: Число имен существительных. 3 класс

На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.

Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.

Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Дать противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием.

На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.

Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью

Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе?

(неизменяемые).

Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов?

Реакция удивления.

На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Использование технологии проблемного обучения в моем классе, я считаю, также оказывает влияние на повышение качества обучения по русскому языку.

Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.

Надо отметить, что учебники УМК «Начальная школа XXI века» составлены таким образом, что в них содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения. Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей,

что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.











































МБУ гимназия №39 «Классическая» г. о. Тольятти






Проблемное обучение как основа эффективности урока

(отчёт по самообразованию)





подготовила учитель начальных классов Шепелевич Людмила Николаевна







2013 - 2014










© 2010-2022