- Преподавателю
- Начальные классы
- Коррекционно-логопедическая работа по формированию готовности к овладению навыком чтения у первоклассников с речевыми нарушениями
Коррекционно-логопедическая работа по формированию готовности к овладению навыком чтения у первоклассников с речевыми нарушениями
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова А.А. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коррекционно-логопедическая работа
по формированию готовности к овладению навыком чтения
у первоклассников с речевыми нарушениями
1. Теоретическое обоснование направлений коррекционно-логопедической работы
Понятие готовности к овладению чтением не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций: слухового, зрительного восприятия, оптико-пространственной ориентировки, зрительного анализа и синтеза, зрительной и слуховой памяти, зрительно-моторной координации. Предложенная нами методика строится на основе интеграции в общепринятую (традиционную) в логопедии систему коррекционно-логопедической работы по обучению детей с речевыми нарушениями элементам грамоты профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возможных нарушений чтения и формирование готовности к овладению этим навыком. Профилактические мероприятия включают новые и хорошо известные приёмы работы, предлагаемые различными авторами (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.Д. Тригер, И.Макарьев, Л.И Лалаева), направленные на развитие зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Задания по развитию зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в двухмерном пространстве имеют авторские варианты (приложение 1). Предлагаемые в методике основные направления коррекционной работы по разделу «Обучение грамоте» определены программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (подготовительная группа). М.: Издательство «Альфа», 1993. Последовательность отработки звуков и букв заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А.Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985). В приложении 1 содержатся задания, игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственной ориентировке в двухмерном пространстве. Картинный материал, игры и задания приложения 2 помогут детям в развитии зрительно-моторной координации, зрительных процессов на символическом уровне. Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы опирается на ряд принципов. Принцип доступности Этот принцип предлагает обучение детей в доступной пониманию форме, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей, уровня сформированности основных психических процессов. Предусматривает равномерное усложнение учебного материала в течение года. Переход от простых игр и заданий по типу «Какая буква потерялась?», «Слово рассыпалось», «Обведи букву» на начальных стадиях занятий с детьми в начале учебного года к более сложным заданиям - кроссвордам, ребусам, изографам и играм типа «Поле чудес». Однако, все задания на чтение букв, слогов и слов должны использовать только уже известные детям буквы. Принцип системности опирается на представление о процессе чтения как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Основным условием успешного овладения этим навыком является достаточный уровень сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированность лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представления. В связи с этим развитие и формирование ведущих предпосылок овладения этим навыком предполагает воздействие на все компоненты. Принцип комплексного подхода обращает внимание на важность совместного участия в работе по пропедевтике дислексий учителя-логопеда, учителя и родителей, обеспечение тесного сотрудничества и взаимосвязи в работе. Принцип творческого подхода Этот принцип определяет позицию учителя - логопеда в процессе достижения цели системы разработанных мероприятий по предупреждению дислексий, которая заключается в том, чтобы не являться пассивным исполнителем некоторой программы, а быть творческой личностью, которую отличают психологическая грамотность, личностно-ориентированный стиль общения с ребенком, умение использовать нестандартные ситуации, приемы, методы, придавать любой деятельности творческий характер.
2. Система коррекционных мероприятий направленных на предупреждение нарушений чтения у детей
Предлагаемые мероприятия профилактической работы разбиты на 2 блока. Каждый блок включает следующие виды деятельности. 1 блок. Развитие речевых предпосылок чтения По данному блоку коррекционно-логопедического воздействия работа ведется по следующим направлениям:
- Формирование фонетически правильной речи.
- Развитие лексико-грамматических средств языка.
- Развитие связной речи.
- Развитие фонематических процессов и языкового анализа и синтеза.
- Игра «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово».
- Создание из пальцев образ букв (буквы-пальцы)
- Конструирование букв из счётных палочек, спичек, пластилина, солёного теста, проволоки, верёвочек, круп, природного материала и др. материала.
- Вырезание букв из разного материала (бумаги, картона, поролона, ткани и др. материала).
- Создание букв методом обрывания бумаги.
- Создание букв методом выкалывания на бумаге канцелярской кнопкой, шариковой ручкой.
- Ощупывание букв вырезанных из разного материала.
- Конструирование и реконструирование букв из элементов.
- Штриховка букв.
- Дорожки от буквы к букве.
- Соедини буквы в слог, гласные, согласные, одинаковые буквы.
- Обведи контур буквы точно по линии, не отрывая карандаш.
- Обведи букву, слог по точкам.
- Обведи элемент буквы, букву, слог, слово через прозрачную кальку, целлофан.
- Работа с трафаретами и шаблонами букв.
- Нарисуй по точкам в соответствии с образцом.
- Дорисуй 2-ю половину по принципу симметрии.
- Демонстрационные таблицы и раздаточные карточки с изображением букв, слогов, слов на листе из 9, 12, 15, 16, 18, 20 и т.д. квадратов. Задания: «Какую клетку задумали», «Отгадай, что находится между (под, над, слева, справа)», «Найди и назови букву», «Найди и прочитай слог».
- Уточнение пространственного расположения различных букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания: написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии; нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - заданную букву; нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика написать заданную букву; нарисовать треугольник, слева от треугольника- заданную букву, выше буквы поставить точку и т.д. Аналогичные задания только с буквами.
- Вставить пропущенные буквы в слове.
- Выделение и обозначение на листе в клетку ряда, столбика, одной клетки.
- Печатанье букв, слогов, слов, предложений продолжая ряд, по образцу, по вербальной инструкции.
- Выполнение сложных графических узоров - «букв - сюрпризов» по словесной инструкции (Напиши буквы под диктовку от точки).
- Дорисовывание графических изображений букв симметричных и ассиметричных.
- Выполнение графических изображений букв с разворотом и перешифровкой.
- Выполнение графического изображения букв, слогов, слов по заданной теме или замыслу, графические загадки.
- Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).
- Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д.
- Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Определить букву в неправильном положении, непривычном ракурсе.
- Найти «спрятавшуюся» букву в линиях листвы, травы сюжетной картинки, в изображениях предмета.
- Обвести контурные изображения букв.
- Дописать букву.
- Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать)
- На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы
- Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
- Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В; б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К; в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т- букву Г).
- Срисовать букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
- Сложить из палочек букву (сначала по образцу, затем по памяти):
- Запомнить буквы (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).
- Разложить буквы в первоначальной последовательности.
- Какой буквы не стало?
- Игра «Что изменилось?»
- зрительное расчленение графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами (Найти фигуру, букву в ряду сходных).
- Сконструировать буквы из предъявленных элементов.
- Определить различие сходных фигур.
- Способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разделенного на части, по образцу.
- Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы. Например, предлагается сделать из буквы В букву Р, из П- Н, из Ь - В и т.д.
- Игра "Составь букву" (из двух половинок).
- Дополнить недостающий элемент в букве по речевой инструкции.
- Переделать букву из одной в другую, добавляя недостающий элемент.
- Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв по образцу.
- Уточнение зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, 3- со змеей, Ж- с жуком, П- с перекладиной, У- с ушами и т.д.
- Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально.
- Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р - В, 3 - В, Ь - В.
- Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П- Н, П- И, И- Н, Г- Т.
- Найти заданную букву среди сходных: Н среди ПТНТГ.
- Найди две одинаковые комбинации букв.
- Дополнить недостающий элемент в букве по речевой инструкции.
- Переделать букву из одной в другую, добавляя недостающий элемент.
- Сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв по образцу.
Заключение
Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей с речевыми нарушениями к успешному овладению навыком чтения в школе, так как это напрямую связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей в среду нормально развивающихся сверстников. Для изучения степени готовности первоклассников к овладению чтением, было организовано экспериментальное исследование, которое позволило: 1. Выявить значительную неоднородность сформированности предпосылок овладения чтением у первоклассников с речевыми нарушениями. Были выделены три подгруппы детей с речевыми нарушениями в зависимости от степени готовности к овладению навыком чтения. Каждая выделенная подгруппа была проанализирована с точки зрения средних значений показателей по всем сериям заданий исследования. Первую подгруппу составили дети, имеющие относительно высокий уровень готовности к овладению навыком чтения (дети ЭГ 9%, против 26% в контрольной группе). Во II подгруппу вошли дети со средним уровнем готовности к овладению чтением со средней степенью риска возникновения дислексий (40% - ЭГ, 49% - КГ). В III подгруппу объединились дети с низким уровнем готовности к овладению процессом чтения и высокой степенью риска возникновения дислексий. Среди детей ЭГ эта подгруппа была самой многочисленной - 51 %. Однако первоклассники с нормальным речевым развитием напротив составили самую малочисленную подгруппу - 25%. Данная подгруппа оказалась самой разнообразной по соотношению вербальных и невербальных предпосылок к овладению навыком чтения. 2. Ранжировать речевые и неречевые предпосылки овладения навыком чтения по степени сформированности (от наименее к наиболее сформированной): 60% детей имеют низкий уровень развития зрительных процессов, у 50% детей выявлен низкий уровень развития пространственного восприятия и представлений, у 30% детей языковые операции сформированы на низком уровне. Для формирования готовности первоклассников к овладению навыком чтения предложена система коррекционных мероприятий, которая объединяет в себе традиционные подходы в обучении грамоте детей с нарушением речи (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Каше Г.А.) и мероприятия, направленные на пропедевтику дислексий: развитие зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза, пространственного восприятия и представлений, преодоление трудностей оптико-пространственного анализа, формирование оптического образа буквы. Предлагаемая методика коррекционно-логопедической работы представляет собой единую систему комплексного коррекционного воздействия, включающую в себя работу по формированию и развитию как речевых, так и неречевых предпосылок овладения чтением, что, несомненно, будет способствовать успешному обучению детей.