Влияние народных песен Отечественной войны 1812 года на самосознание учащихся 5-х классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №61

Влияние народных песен Отечественной войны 1812 года на самосознание учащихся 5-х классов.

Проект-исследование, предмет музыка.





Работу выполнили:

Абульханова Айгуль, ученица 5 класса Б,

Исаева Екатерина, ученица 5 класса Б

Научный руководитель: О.Н.Фёдорова- учитель музыки первой квалификационной категории.







Г.Ульяновск 2014





Введение:

Об отечественной войне 1812 года написаны тысячи книг,

статей, исследований. Но, пожалуй, самими впечатляющими являются произведения искусства.

Участник Бородинского сражения поэт В.Ф. Раевский высказал пророческую мысль: « Певцы передадут потомству наш подвиг, славу, торжество». Музыкальным памятником героям и событиям Отечественный войны 1812 года являются песни, созданные русским народом. Если собрать их воедино, то можно составить песенную летопись. Она бережно хранилась в народной памяти, передавалась уст в уста как самый важный урок веры, чести, мужества, благородства, патриотизма и героизма. Но, к сожалению, в настоящее время молодое поколение плохо знает народные исторические песни. Между тем их изучение можно помочь познакомится со своей историей, приобщиться к ратным духовно-патриотическим традициям нашей Родины, взглянуть на Отечественную войну 1812 года глазами участников, понять, о чем думали и что чувствовали ее герои. Без знаний о прошлом у нашего народа не будет будущего.

Цели проекта:

1.Познакомить с народными историческими песнями Отечественной войны 1812 года;

2.Изучить духовно-патриотические традиции нашей Родины;

3.Способствовать формированию музыкальной культуры личности учащихся;

4.Развивать и углублять интерес к музыке и музыкальной деятельности

( пение, слушание ).

Задачи проекта:

1.Изучить теоретический материал по данной теме;

2.Наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусств (литературы, живописи, музыки);

3.Пользоваться справочной литературой, анализировать, делать выводы, рассуждать;

4.Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, нравственные идеалы, эстетический вкус.

Предмет исследования:

1.Научная литература народных исторических песен Отечественной войны 1812 года;

2.Влияние песни на нравственное сознание учащихся 5-х классов.

Гипотеза

Если приобщить учащихся к духовно-патриотическим традициям нашей Родины, произведениям искусства, то это благотворно повлияет на развитие этических чувств: без знаний о прошлом у народа нет будущего.

База исследования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №61

































Основная часть

Тема: Песенная летопись отечественной войны 1812 года

Глава I

  1. Наполеон Бонапарт и М.И. Голеницев-Кутузов:

Военное и духовное противостояние полководцев.

«Тебе небо, мне земля» Автор этих слов Наполеон Бонапарт (1804-1815). Он приказал выбить эти строчки на медали. В такой форме Бонапарт выразил своё желание покорить весь мир. «Через пять лет, я буду господином мира; остаётся одна Россия; но я раздавлю её»- говорил Наполеон. В 1812 году амбициозный император напал на Россию. В русской народной песни рассказывается так:

Не в лузях-то вода полая разливалася:

Тридцать три кораблика в опоход пошли

С дорогими со припасами - свинцом-порохом.

Французский король царю белому отсылается:

«Припаси-ка ты мне квартир-ровно сорок тысяч,

Самому мне, королю, белые полатушки» Духовная болезнь, поразившая Бонапарта, называется гордыней, но гордость, согласно заповедям Божьим, является грехом. «Кто заражён гордостью, то ко всему высказывает презрение, даже к предметам святым и божественным... Это мертвящее дыхание Сатаны». В русском народе с именем Наполеона связывалось понятие об Антихристе. Это отразилось и в поэзии Г.Р. Державина:

Открылась тайн священных дверь!

Исшёл из безд огромный зверь,

Дракон иль демон змеевидный

Вокруг его ехидны

Со крыльев смерть и смрад несут

Рогами солнце прут… Здесь Бонапарт сравнивается с воплощённым дьяволом. Неслучайно у россиян крепло чувство ненависти к врагам, желание встать на защиту Отечества. Часто в своих песнях народ называл Наполеона злодеем, сравнивал его с вороной или волком. «Гады, вороны и галки, появились на свет из стружек выструганного чертом волка…Волка воспринимали как чужого, как посланца потустороннего мира». Действительно, Наполеон принёс русскому народу горе, зло, в самых разных его проявлениях. Поэтому образ наполеона в русских песнях - это портрет демона в человечьем обличии. Приведём примеры народных произведений, подтверждающих наши мысли. Так, в песне «Письмо про Матвея Платова» Наполеон ведёт беседу с героем Отечественной войны, переодетым казачьим атаманом Платовым. Здесь император сравнивается с вороной: «Ты ворона, ты ворона, загуменная корга! Не сумела ты ворона, ясно сокола держать. Ты, умей, ворона по чисту полю летать. По чисту полю летать, с казаками воевать».

В той же песне русский народ готов встретить его ответным ударом: « Про тебя, ворона, блины напечены, пушки заряжены.» Блины издревле у русского народа считались поминальным блюдом.

Атаман Платов, так же как и Денис Давыдов, считали Наполеона своим личным врагом. Поскольку народ слагал песни, можно сделать вывод, что каждый из русских людей боролся против зла своими средствами. Результат всенародной сватки с завоевателем отражён в поэзии так:

Прищлец,-свободныя державы

Главой он был, пленив сердца.

Почто ж чрез умыслы лукавы

Искал он царского венца?

Почто воздев злату порфиру,

Всеобщим самовластием миру

Безумно угрожать хотел?-

Се казнь; и жрец все алчной страсти

Предела не познавший власти,

Ничтожества познал предел.

  1. «Приехал Кутузов бить французов»

Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, ученик и соподвижник А.В. Суворова, стал главнокомандующим русской армии после ее поражения под Смоленском. Этот был настоящий полководец , патриот, проведший более пятидесяти лет в боях и походах за Россию. М.И. Кутузова знали и любили русские солдаты, и когда он приняв командование в августе 1812 года, приехал в войска, особенно обрадовались простые воины. Главнокомандующий никогда не гордился своим высоким положением, общался с подчиненными ему людьми, в том числе и солдатами, как с равными. Народ устами слагателей песни связывал свою уверенность в победе над врагом с образом светлейшего князя. Когда Наполеон Бонапарт предложила царю Александру I сдать Россию без боя, Кутузов успокоил государя. Об этом в песне рассказывается следующим образом:

Не пужайся ты, наш батюшка православный царь

А мы встретим злодея среди пути,

Среди пути, на своей земли,

А мы столики поставим ему - пушки медные,

А мы скатерти ему постелим - вольные пушки,

На закусочку поставим - каленых картечь,

Угощать его будут канонерушки,

Провожать его будут - все казачушки. В этой народной песне подчеркивается вероисповедание русского народа в лице царя - православие. Царь является не только символом Руси, но и православной веры. Поэтому защита России превратилась в правое святое дело, подвиг во имя истинной веры. Конечно, руководить таким святым делом, должен быть призван человек высоких духовных и нравственных качеств, глубоко верующий в Бога, ведь выступать он должен против самого Зла. Таким человеком является светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов. Энергии и силе Наполеона Михаил Илларионович противопоставил неожиданный манёвр, мудрость, здравый расчёт. Фельдмаршал не склонен был безрассудно рисковать, жертвуя солдатской кровью. Кутузов выиграл одни из величайших битв в истории России- Бородинскую. В смертельной бородинской схватке сразилось около 105000 русских и 130000 французов.

Не две тучи, не две грозные

С(ы) ходились,

Ай-да они с(ы)ходились!

Две армии превеликие

Соезжались,

Французская ли армеюшка

Со российскою! Наполеон и Кутузов находились в рядах своих войск, зорко следя за ходом сражения. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», на которое впоследствии народ сложил песню, описываются все детали этой ужасной битвы.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!



На поле боя русские показали себя достойными противниками. Беспримерная храбрость защитников отечества соперничала с жестокой настойчивостью врага. Стойкость, мужество, спокойствие М.И. Кутузова во время битвы внушали солдатам уверенность в победе. Главный результат Бородинской битвы состоялся в том, что она не дала Наполеону возможности одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым и последовало поражение в войне. В целом здесь столкнулись две полководческие стратегии. Одна предполагала активный натиск и победу над противником в генеральном сражении. Другая же основывалась на искусном маневрировании имеющимися силами. На российском поле победила маневренная стратегия Кутузова. Следует особо отметить, что Бородино оказалось великой моральной, духовной победой русского народа.



Глава II:

«…Сначала музыка…

…но речь вольна о музыке глаголить,

Ты сделай так,

чтобы в людях хранилась песня твоя…»

М.Макадо Народные исторические песни о Москве. Москва-лицо нашей Родины, лицо России. Москва- «древняя столица наших предков», «драгоценная святыня русских», «заветный храм их величия, славы и счастья», религиозный православный центр. Народ называл этот город матерью. В исторических песнях часто встречаются такие эпитеты; «мать родимая», «мать-кормилица», «златоглавая Москва-матушка». Такое трепетное отношение к столице показывает любовь русского народа к Родине, которую он воспринимал как, в первую очередь, место духовного рождения. Когда М.И. Кутузов принял решение об оставлении Москвы, это известие стало большим потрясением для русских людей. Интересно, что Москва представлялась им живою, чувствующей, страдающей и даже проливающий слёзы. В народной песне осуждается русское воинство, позволившее врагу занять первопрестольный град:

…Вы ступить ему позволили

В царство русское, престольный град,

Вы дозволили занять Москву.

Все народы приужахнулись:

Малодушные поверили:

Пропадёт Россия бедная!

Загорелись кровы мирные,

Запахли храмы божие,

Полились слёзы горячие

У старушки каменной Москвы Что бы спасти Россию, армию, Москва была принесена в жертву. В рапорте, который направил Кутузов Александру I , указывается на причины оставления столицы. В нем фельдмаршал проводит мысль о том что «вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России». Русский народ поддерживал решения и действия своего полководца, полностью доверяя ему. В народной песне отразилось это понимание в следующих словах:

Хоть Москва в руках французов
Это, братцы, не беда.
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть тянул туда.
Вспомним, братцы, что и ляхи
Побывали также в ней.
Но заместо кулебяки
ели кошек и мышей.
Свету целому известно,
Как платили мы долги.
А теперь получат честно
За Москву платёж враги.

Весть о потере Москвы наполнила сердца русских людей местью к врагам:

«Молодцы братцы, удалы друзья,
Неизменные чада русские!
Что дадим, братцы, клятву кровную,
Клятву кровную, задушевную,
Чтоб не взвидеть нам и домов своих,
Ни отцов родных, ни младых нам жен,
Малых детушек, роду-племени,
Ни самой души красной девицы,
Не побив силы Бонапартовой,
Не отмстив врагу за родну Москву! Не успели французы вступить в Москву и обрадоваться взятию древней столицы, как начался пожар, продолжившийся неделю. Существует несколько точек зрения на причины возникновения пожара в Москве. Согласно одной из них, утверждается, что Москву преднамеренно сожгли французы. Эта версия подтверждается словами :

Кто, братцы, Москву разорил?
Разорил Москву неприятель злой,
Неприятель злой, француз молодой.
Выкатал француз пушки медные,
Направлял француз ружья светлые,
Он стрелял-палил в матушку-Москву.
Оттого Москва загорелася… Между тем пожар был не выгоден захватчикам как экономически, так и политически. Правда, возникновению очагов пожара могли способствовать французские мародёры, которые грабили город. Наполеон был потрясён пожаром. В середине XIX века появилась песня на стихи поэта Н. Соколова:

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
А на стенах вдали кремлевских
Стоял он в сером сюртуке.
И призадумался великий,
Скрестивши руки на груди;
Он видел огненное море,
Он видел гибель впереди.
И, притаив свои мечтанья,
Свой взор на пламя устремил
И тихим голосом сознанья
Он сам с собою говорил:
«Зачем я шел к тебе, Россия,
Европу всю держа в руках?
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах... Французские историки возложили вину за пожар на русских. Однако Кутузов в разговоре с французским генералом Лорестоном, утверждал, что русские причинили очень мало пожаров. А он сам приказал сжечь лишь магазины. Да и в народных песнях нигде нет упоминания о том, что русские сами сожгли свой город. Пожар Москвы создал неприятелю невыносимые условия, способствовал его деморализации и разложению, позволил русским войскам осуществить фланговый марш-манёвр на Тарутино. Страх перед растущей мощью русской армии, страх перед возможной блокадой, голодом и надвигающийся зимой, перед народом заставил Наполеона 7 октября 1812 года принять решение покинуть Москву.

  1. «Вспомним, братцы, россов славу»

После оставления Москвы началась народная война. Весь народ от мала до велика восстал против врага. Шли в ополчение люди всех сословий и званий. Даже женщины и дети, старики своими средствами боролись против неприятеля. Земля для русских людей - не просто территория. Это нравственная категория, соединяющая прошлое и будущее народа. Защитники Русской Земли были одновременно защитниками Православия, так как Отечество для православных христиан - святыня:

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдём врагов разить!

Защитим свою державу.

Лучше смерть, чем в рабстве жить!

Мы вперед, вперед, ребята,
С Богом, верой и штыком!
Вера нам и верность святы:
Победим или умрем!

Как встарь, собиралась Русь всем миром, чтобы одеть, обуть и снарядить воинов. Ниже приводится текст песни, датируемой XVII веком, эпохой Смутного времени. В ней в поэтической форме представлено воззвание Козьмы Минина к русскому народу : "Коли правду хотим мы спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших…" Старинная песня, редкая по красоте распева и глубине патриотического чувства, обрела новое звучание в трудные для русской земли дни 1812 года. Исполняется она от лица женщины, готовой идти на жертву ради спасения Отечествa:

Над Москвой заря, эх, занималася,
Война да на… ах, начиналася.
Собирала Русь, эх, войско бранное,
Всем сынам её слу… ах, служба явлена.
Моему ль мужу, эх, было сказано
Наперед идти да во… ах, воеводой быть.
У мово мужа, эх, коня не было,
Коня не было, да… ах, ехать не на чем.
Ух ты милый мой, эх, друг-душа моя,
Ты заложь меня, да купи коня.
Ты заложь меня, да купи коня.

Службу выслужишь, да ме… ах, меня выкупишь…
Как и все мужья, эх, со войны идут.
Моего дружка, да и, ах, и в завете нет.
Один конь бежит, эх, на нем явь лежит,
Пухова шляпа да… ах, мой шелков платок .


С одной стороны, организованная под командованием Кутузова армия проводила военные действия. С другой - народ организовал партизанскую войну. Крестьяне укрывались в лесах, бросая деревни, сжигая свои дома, хлеб, сено. Партизанские отряды совершали неожиданные налеты, хитростью заманивали врага в труднопроходимые места, захватывали обозы и пленных, преследовали и уничтожали французских солдат, оторвавшихся от своих главных сил. Партизанская война до того измотала французскую армию, что Наполеон был вынужден обратиться через своего представителя к Кутузову с просьбой вести войну по обыкновенным правилам, то есть что бы жители оставались в своих жилищах и не принимали участия в войне. Фельдмаршал ответил, что «он в первый раз слышит жалобы на горячую любовь целого народа к своему отечеству, народа, защищающего свою родину от такого неприятеля, который нападением своим подал необходимую причину к ужаснейшему ожесточению и что такой народ по всей справедливости достоин похвалы и удивления».

В исторической песне об Отечественной войне 1812 года русский народ - патриот своей Родины:

Отсечем ему мы возвратный путь,
И мы примемся по-старинному,
По-старинному, по-суворовски;
Закричим «ура!» и пойдем вперед;
На штыках пройдем силы вражие;
Перебьем мы их, переколем всех;
Кто пяток убьет, кто десяточек,
А лютой боец по пятнадцати.
Не дадим, друзья, люта промаху;
Постараемся все, ребятушки,
Чтобы сам злодей на штыке погиб,
Чтоб вся рать его здесь костьми легла,
Ни одна б душа иноверная
Не пришла назад в свою сторону!

А народы все матерой земли

Чтоб поведали, какого идти Со орудием во святую Русь! Генерал-лейтенант Михайловский - Даниловский в своём описании Отечественной войны 1812 года приводит статистические данные: « Из 700 000 неприятелей, которые вошли в Россию, возвратились назад едва ли десятая часть. Остальные 600 000 человек погибли в сражениях и от ран, голода и стужи, убиты населениями, взяты в плен в бою или сдались добровольно, предпочитая временную неволю, неизбежной смерти». Государь наградил М.И. Кутузова и всех отличившихся сподвижников его. Он отметил, что они спасли не одну Россию, но и всю Европу. В тоже время серебряную медаль, в виде наград, получил каждый участник войны. На одной стороне медали написано - 1812 год под лучами Всевидящего Ока, а на другой - « Не нам, не нам, а имени Твоему». Отечественная война 1812 года получила отражение в народной исторической песне. А к 70-летию победы в войне 1812 года на народные пожертвования было решено построить храм Христа Спасителя в Москве. Отечественная война 1812 года возвеличила имя России. Победа над наполеоновскими войсками укрепила её статус как великой, мощной державы, способность отстоять свободу и честь свей Родины. Русский народ ценой невероятных потерь подтвердил своё право называться великим, «храбрым потомством, храбрых Славян». Через все исторические песни, посвященные этой войне, проходит одна мысль: не только территорию защищали русские воины 1812 года, но свою православную веру, Русь святую, Москву, как центр православия; они воевали за свой образ жизни и мыслей. Россия представлена в песнях многопланово; через любимых национальных героев ( Кутузова, Платонова, Давыдова), солдат, русский народ, Москву. Война была народной -всей массой навалился русский народ на врага. Неслучайно наш великий полководец произнес такие слова: « Я счастлив, предводительствуя русскими. А вы должны гордится именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы».





Список использованной литературы:

  1. Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве. М.: Просвещение 2005 год.

  2. Полная исповедь. Подготовка к таинству исповеди по наставлениям святых и подвижников благочестия. М.: «Ковчег», 2007

  3. Рапорт М.И. Кутузова Александру 1 о причинах оставления Москвы // Живые голоса истории. М.: Молодая гвардия, 1978 год.

  4. Святая Русь, или Всенародная история великого Российского государства. / Сост. К. Соловьев. М.: Современник 2008 год.

  5. Славянская мифология : Энциклопедический словарь. Изд. 2. М.: Медунар. отношения , 2005 год.

  6. Собалева Г.Г. Россия в песне. М.: Музыка 2009 год.





Практическая значимость

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях повышения нравственного, эстетического самосознания учащихся. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, классным руководителям среднего звена и тем, кого волнует духовно-нравственное, эстетическое развитие детей.

Текст проекта состоит из:

1.Введение;

2. 2е главы;

3.Заключение;

4.Список литературы;

5.Приложение;

6.Рекомендации.

Рекомендации

В целях повышения нравственности, патриотизма у учащихся следует:

1. Пользоваться справочной литературой

-Библиотека;

-Интернет;

-Энциклопедия.

2. Показать разные пути приобщения к музыке, искусству.

-Экскурсия в музеи города;

-Посещение выставочных залов;

-Посещение филармонии;

3.Чаще слушать русскую народную музыку в школе и дома; использовать

её на внеклассных мероприятиях;

4.Провести классные часы по теме «Отечественная война 1812 года» с использованием материала данного проекта-исследования;

5. Классный час «Национальный герой-песенник Отечественной войны 1812 года -Денис Давыдов»;

6.По возможности посетить Храм Христа Спасителя и послушать песнопения;

7.На внеклассных мероприятиях отмечать даты, связанные с историей нашей Родины, с нравственно-патриотическим воспитанием молодёжи;

8.Помочь учащимся признать самоценность каждого вида искусства и выделить его «Собственный язык»;

9.Выяснить и осознать роль музыки в семье искусств, её влияние на самосознание и внутреннюю стабильность учащихся, для воспитания

Чувства патриотизма и любви к своей Родине( использовать материал данного проекта - исследования Приложение №2)





Содержание стр.

Введение стр. 2-3

Глава 1. Песенная летопись Отечественной войны 1812 года 5-8

А) Наполеон Бонапарт и М.И. Голенищев-Кутузов: военное и духовное противостояние полководцев; 5-7

Б) «Приехал Кутузов бить французов» 7-9

Глава 2.Народные исторические песни о Москве. 10-16

А) Москва-матерь русских городов. 10-13

Б) «Вспомним, братцы, россов славу» 13-16

Заключение; 17

Список литературы; 18

Приложение; 19-26

Рекомендации ; 27

Рецензия; 28

Фотографии; 29-30



Рецензия

Исследовательский проект

Влияние народных песен Отечественной войны 1812 года на самосознание учащихся 5-х классов.

«Песенная летопись войны 1812 года»

Тема проекта показалась нам интересной, актуальной и значимой, да и сам факт-исследовательская работа пятиклассников, обучающихся по программе ФГОС, привлекает к себе внимание. Цель исследовательской работы - дать возможность каждому учащемуся обучаться не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. В исследовании сочетаются теоретические знания и их практическое применение (слушание, пение). Цели проекта и задачи были выполнены. Работа представляет собой действенное средство для изучения справочной литературы; знакомство с изобразительными полотнами,; народными песнями 1812 года; воспитания патриотизма, чувства долга перед страной, в которой живём; повышения жизненного потенциала, настроения. Изучение темы проходило по плану:

1.Анализ теоретического материала;

2.Тестирование;

3.Разработка рекомендаций;

4.Подбор народных песен для слушания и пения.

Результатом работы стали получение новых знаний об исторических событиях 19 века, новые репродукции изобразительного искусства, русские народные песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года.

Исследовательская работа рекомендована для использования вр внеурочной деятельности учителям - предметникам и классным руководителям.





Заключение

Изучив литературу и проанализировав результаты тестовых заданий по теме проекта, мы сделали следующие выводы:

1.Отечественная война 1812 года получила отражение в народной исторической песне. А к 70-летию победы в Отечественной войне 1812 года на народные пожертвования было решено построить храм Христа Спасителя в Москве;

2.Отечественная война 1812 года возвеличила имя России. Победа над наполеоновскими войсками укрепила её статус как великой, мощной державы, способной отстоять свободу и честь своей Родины. Русский народ ценой невероятных потерь подтвердил своё право называться великим, «храбрым потомством, храбрых славян»;

3.Через все исторические песни, посвящённые этой войне, проходит одна мысль: не только территорию защищали русские воины 1812 года, но свою православную веру, Русь святую, Москву как центр Православия; они воевали за свой образ жизни и мыслей. Россия представлена в песнях многопланово: через любимых национальных героев (Кутузова, Платова, Давыдова), солдат, русский народ, Москву. Война была народной-всей массой навалился русский народ на врага. Неслучайно наш великий полководец произнёс такие слова: «Я счастлив, предводительствуя русскими. А вы должны гордиться именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы»

Выдвинутая нами гипотеза о том, что если приобщить учащихся к духовно-патриотическим традициям нашей Родины, произведения искусства. То это благотворно повлияет на развитие нравственного сознания, чувство гордости за свою Родину, за свой народ: без знаний о прошлом у народа нет будущего, была подтверждена в ходе практической

Исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования учащихся 5-х классов подтвердили наши предположения.

Мы считаем, что нужно расширять возможности изучения народной исторической песни о Родине не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Это повысит интерес к музыкальному творчеству; будет развиваться чувство долга и любви к Родине, стране, краю, в котором мы живём.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем : Изучайте, слушайте и пойте русские народные песни!!!Они помогут вам улучшить настроение; приведут в порядок ваши чувства; появятся новые идеи, которые вы сможете реализовать в своих творческих проектах; положительно повлияют на ваше самочувствие, принесут вам радость, здоровье и позитив в жизненных ситуациях, поддержит в горе и в радости.







Приложение №2

для 5А класса , 24 учащихся.

Методика «Самосознание»

(экспресс-вариант методики ЧИН)

Цель применения: оперативная оценка внутреннего состояния (чувства, идеи и настроение)

Внутреннее состояние

улучшение

2

3

до

после

4

до

после

5

до

после

Чувства

14

9

2

8

8

7

14

Идеи

14

11

9

11

7

2

11

Настроение

10

75


11

9

6

10

Значение цифр: 2-плохо, 3-удовлетворительно, 4-хорошо, 5-отлично.

Инструкция

Сначала оцените свои чувства(Ч) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень идей (И) и настроение(Н).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

Ч и Н =(Ч+И+Н):3 по каждому из состояний.



Приложение №2

для 5Б класса, 23 учащихся

Методика «Самосознание»

(экспресс-вариант методики ЧИН)

Цель применения: оперативная оценка внутреннего состояния (чувства, идеи и настроение)

Внутреннее состояние

улучшения

2

до

после

3

до

после

4

до

после

5

до

после

Чувства

10

12

7

8

10

3

6

Идеи

8

6

2

8

10

9

11

Настроение

14

10

2

5

8

8

13

Значение цифр: 2-плохо, 3-удовлетворительно, 4-хорошо, 5-отлично.

Инструкция

Сначала оцените свои чувства(Ч) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень идей (И) и настроение(Н).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

Ч и Н =(Ч+И+Н):3 по каждому из состояний.



Приложение №2

для 5В класса, 19 учащихся.

Методика «Самосознание»

(экспресс-вариант методики ЧИН)

Цель применения: оперативная оценка внутреннего состояния (чувства, идеи и настроение)

Внутреннее состояние

улучшения

2

до

после

3

до

после

4

до

после

5

до

после

Чувства

6



6

3

5

7

8

9

Идеи

6



6

3

7

8

6

8

Настроение

6



5

2

8

9

6

8

Значение цифр: 2-плохо, 3-удовлетворительно, 4-хорошо, 5-отлично.

Инструкция

Сначала оцените свои чувства(Ч) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень идей (И) и настроение(Н).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

Ч и Н =(Ч+И+Н):3 по каждому из состояний.



Общий результат.

5а чувства 5б 5в

Улучшение: 14уч . Улучшение: 10 уч. Улучшение: 6уч.

идеи

Улучшение:13уч . Улучшение:8уч . Улучшение:6уч.

настроение



Улучшение:10уч. Улучшение:14.уч . Улучшение:6 уч.

Зелёный цвет-до разучивания песни

Красный цвет- после разучивания песни



























© 2010-2022