- Преподавателю
- Начальные классы
- Адаптированная программа по математике (3 класс)
Адаптированная программа по математике (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салова Н.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа№2 г. Грязовца»_
ПРИНЯТО:
Протокол заседания педагогического совета
№____ от ______2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора ________/________/
__________201__г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ________/__________/
Приказ №____от_______201__ г.
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по математике
для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
3 класс (2015 -2016 учебный год)
Составитель Н.А. Салова, учитель начальных классов высшей квалификациинеделю - 4ч
Всего - 136ч
2015год
Пояснительная записка
Адаптированная программа «Математика» для обучающихся 3 специального (коррекционного) класса для детей с задержкой психического развития разработана на основе примерной программы «Математика» (автор Чекина А.Л. - М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ . Адаптированная программа по математике для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Учебный план БОУ «Слободская СОШ им. Г.Н.Пономарева»;
- Примерная авторская программа А. Чекина, О. Захаровой «Математика» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г.
- математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- воспитание критичности мышления, интереса к математике, умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Коррекционные:
- - повышение уровня общего развития обучающихся, корректировка и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
- - формирование умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
-
- развитие речи путём называния простейших действий с предметами, оценивание результатов этих действий, использование определённой группой терминов;
-
- развитие мышления, умения сравнивать предметы, группы предметов, количество жидкости и сыпучих веществ;
-
- развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- - развитие точности и глазомера.
- - воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Общая характеристика предмета
Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.). Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической. Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел. В 3 классе изучаются целые числа от 0 до 999999. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности:
- Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения.
- Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания.
- Умножение (систематическое изучение начинается со 2-го класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. Деление (первое знакомство с ним начинается во 2-м классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение - начиная с 3-го класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом - деления и умножения. В дальнейшем (в 4-м классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.
- виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные, разносторонние и равнобедренные),
- многоугольники.
- вводится понятие высоты треугольника,
- решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур,
- рассматривается куб и его изображение на плоскости.
- изучаются площади треугольников и многоугольников (в 4-м классе)
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Математика» изучается по 4 часа в неделю. Объём учебного времени в 3 классе составляет 136 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного предмета «Математика» связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают: • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма. Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения Обучающиеся научатся: • читать и записывать все числа в пределах первых двух классов; • представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); • производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел; • применять сочетательное свойство умножения; • выполнять группировку множителей; • применять правила умножения числа на сумму и суммы на число; • применять правило деления суммы на число; • воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей; • находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия; • воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»; • выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное; • выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное; • использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений; • применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений; • распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность; • распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний); • строить прямоугольник с заданной длиной сторон; • строить прямоугольник заданного периметра; • строить окружность заданного радиуса; • чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач; • определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b); • применять единицы длины - километр и миллиметр и соотношения между ними и метром; • применять единицы площади - квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними; • выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2, 6 см2 и 106 см2); • изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки; • составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме; • решать простые задачи на умножение и деление; • использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение; • решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением; • осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе. Обучающиеся получат возможность научиться: • использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания; • воспроизводить сочетательное свойство умножения; • воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число; • воспроизводить правило деления суммы на число; • обосновывать невозможность деления на 0; • формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность; • понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию; • понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними; • выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины; • сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры; • строить и использовать при решении задач высоту треугольника; • применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар); • использовать вариативные формулировки одной и той же задачи; • строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи; находить вариативные решения одной и той же задачи; • понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи; находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Содержание учебного предмета
3 класс (136 ч) Числа и величины (10 ч) Нумерация и сравнение многозначных чисел. Получение новой разрядной единицы - тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел. Натуральный ряд и другие числовые последовательности. Величины и их измерение. Единицы массы - грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).
Арифметические действия (46 ч) Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком». Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик». Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин. Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя. Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок. Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Текстовые задачи (36 ч) Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений. Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением. Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными. Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения. Геометрические фигуры (10 ч) Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника. Задачи на разрезание и составление геометрических фигур. Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов. Геометрические величины (14 ч) Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м). Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм). Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения. Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки. Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины. Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины. Сравнение углов без измерения и с помощью измерения. Работа с данными (20 ч) Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
УУД
Деятельность учащихся
I четверть
1
Начнем с повторения
1
Комбинированный
Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел.
Числовое выражение и его значение
Знать таблицу умножения однозначных чисел.
Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; составлять круговую схему к условию задачи; решать арифметические задачи с помощью уравнения
Познавательные:
Общеучебные
-формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
-моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения;
Фронтальный опрос
2
Начнем с повторения
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника
Знать понятия «окружность», «прямой угол», «многоугольники».
Уметь выполнять построение окружности по данному диаметру, чертить прямой, тупой и острый углы; строить треугольник; находить периметр многоугольника
Индивид. опрос
3
Начнем с повторения
1
Комбинированный
Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение
Знать единицы длины, массы, времени.
Уметь составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи с величинами
-доказательство
-установление причинно-следственных связей;
Работа
в парах
4
Самостоятельная работа. Практическая работа «Что находится внутри Земли».
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь составлять математические записи по рисунку; задачи по данному решению; составлять и решать обратные задачи
- построение логической цепи рассуждений
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Тест
5
Табличные случаи деления
1
Комбинированный
Табличные случаи деления
Знать табличные случаи деления.
Уметь выполнять деления, опираясь на соответствующие случаи умножения; решать задачи на умножение
Фронтальный опрос
6
Учимся решать задачи. Плоские поверхности и плоскости.
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Распознавание геометрических фигур.
Уметь по данному рисунку составлять задачи на умножение и деление; составлять задачи по данному решению
Индивидуальный опрос
7
Плоские поверхности и плоскость
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их
в тетради
Иметь представление о понятии «плоскость».
Уметь отличать плоскую и искривленную поверхности; чертить круг с данным радиусом; изображать на бумаге плоские геометрические фигуры
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные:
Общеучебные
-формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
-моделирование
Логические:
- анализ с целью выделения признаков;
- коррекция;
- волевая саморегуляция
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Фронтальный опрос
8
Изображения
на плоскости
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их
в тетради.
Уметь изображать на бумаге мяч, куб; выполнять построения объемных тел по образцу
Индивидуальный опрос
9
Куб и его изображение
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их
в тетради.
Иметь представление о гранях и ребрах куба.
Уметь чертить куб
Практическая работа
10
Куб и его изображение. Сделай сам.
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их
в тетради.
Иметь представление о развертке куба.
Уметь чертить (копировать) развертку куба и выполнять конструирование
Практическая работа
11-12
Класс тысяч. Счёт сотнями и «круглое» числосотен. Разряд единиц тысяч. Названия четырехзначных чисел.
2
Комбинированный
Название, последовательность и запись четырехзначных чисел. Классы и разряды
Знать разряды трехзначного числа.
Уметь определять число сотен в трехзначном числе; выполнять счет сотнями; записывать решение задачи в виде одного выражения
13
Входная контрольная работа
1
Контроль знаний, умений
Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи
Контрольная работа
14
Работа над ошибками.
Разряд десятков тысяч
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур, изображение их
в тетради. Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. способом
Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; умножение
и деление однозначных чисел; составлять верные равенства и верные неравенства из данных величин; решать задачи; чертить квадрат, куб
Практическая работа
15
Разряд сотен тысяч. Счет сотнями
и «круглое» число сотен
1
Комбинированный
Название, последовательность и запись четырехзначных чисел. Классы и разряды
Знать разряды трехзначного числа.
Уметь определять число сотен в трехзначном числе; выполнять счет сотнями; записывать решение задачи в виде одного выражения
Работа
в парах
16
Класс единиц и класс тысяч.Десять сотен, или тысяча
1
Комбинированный
Классы и разряды
Знать классы и разряды четырехзначных чисел. Уметь записывать «круглые» тысячи;
Индивидуальный опрос
17
Таблица разрядов и классов. Разряд единиц тысяч
1
Комбинированный
Классы и разряды
Знать название разрядов четырехзначного числа.
Уметь определять количество разрядов в четырехзначном числе; представлять четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи
Индивидуальный опрос
18
Поразрядное сравнение многозначных чисел. Название четырехзначных чисел
1
Комбинированный
Название, последовательность и запись четырехзначных чисел. Классы и разряды
Уметь записывать много-значные числа в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа; представлять многозначные числа в виде суммы двух слагаемых; записывать числа по их названиям; выполнять разностное сравнение четырехзначных чисел
Фронтальный опрос
19
Практическая работа «Много ли на Земле Льда». Разряд десятков тысяч
1
Комбинированный
Классы и разряды
Знать название разрядов пятизначного числа.
Уметь записывать много-значные числа; представлять в виде суммы «круглых» тысяч и трехзначного числа; выполнять разностное сравнение пятизначных чисел
Фронтальный опрос
20
Сложение и вычитание столбиком. Метр и километр
1
Комбинированный
Единицы длины. Метр и километр
Знать, что обозначает слово «кило», сколько метров
в 1 км.
Уметь записывать длины
в километрах, метрах; выполнять сложение и вычитание длин; дополнять величину
до 1 км; решать задачу с единицами длины
Индивидуальный опрос
21
Килограмм
и грамм
1
Комбинированный
Единицы массы.
Килограмм и грамм
Знать, сколько граммов
в 1 кг.
Уметь выражать килограммы в граммах и граммы в килограммах; дополнять величину до 1 кг; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи с единицами массы
Фронтальный опрос
22
Килограмм
и тонна
1
Комбинированный
Единицы массы. Килограмм и тонна
Знать, сколько килограмм
в 1 тонне.
Уметь выражать тонны
в килограммах и килограммы в тоннах; дополнять величину до 1 тонны; выполнять сложение и вычитание величин; составлять задачи по данному ответу
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Фронтальный опрос
23
Центнер и тонна
1
Комбинированный
Единицы массы. Центнер и тонна
Знать, сколько центнеров
в 1 тонне.
Уметь выражать тонны
в центнерах и центнеры в тоннах; решать задачи с величинами массы; выполнять сложение и вычитание величин; сравнивать величины; составлять задачи по данному решению, по круговой схеме
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Логические УУД:
анализ, синтез
Индивидуальный опрос
24
Поупражняемся в вычислении и сравнении величин
1
Комбинированный
Единицы длины, массы.
Знать единицы длины
и массы.
Уметь выполнять сложение и вычитание величин;
составлять верные равенства, используя данные величины; решать задачи с величинами; составлять задачу по решению, по уравнению
Работа
в парах
25
Таблица и краткая запись задачи.
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать составные задачи на сложение и вычитание; составлять задачи по круговой схеме; выполнять краткую запись задачи в виде таблицы
Фронтальный опрос
26
Алгоритм сложения столбиком
1
Комбинированный
Письменные вычисления с натуральными числами
Знать поразрядное сложение многозначных чисел; алгоритм сложения столбиком.
Уметь выполнять сложение столбиком; составлять задачи по круговой схеме
Индивидуальный опрос
27
Алгоритм вычитания столбиком
1
Комбинированный
Письменные вычисления с натуральными числами
Знать алгоритм вычитания столбиком.
Уметь выполнять вычитание столбиком; составлять задачи по краткой записи
в виде таблицы
Фронтальный опрос
28
Составные задачи на сложение и вычитание.
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать составные задачи на сложение и вычитание; составлять задачи по круговой схеме; выполнять краткую запись задачи в виде таблицы
Фронтальный опрос
29
Поупражняемся в вычислениях столбиком
1
Комбинированный
Письменные вычисления с натуральными числами
Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать уравнения; решать задачи .
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Логические: анализ с целью выделения признаков; коррекция;
волевая саморегуляция
Индивидуальный опрос
30
Самостоятельная работа «Много ли на Земле льда» (завершение работы)
1
Комбинированный
Письменные вычисления с натуральными числами
Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать уравнения; решать задачи .
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Логические: анализ с целью выделения признаков; коррекция;
волевая саморегуляция
Индивидуальный опрос
31
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание четырехзначных чисел. Единицы длины и единицы массы»
1
Контроль знаний, умений
Устные и письменные вычисления
с натуральными числами
Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать задачи; сравнивать величины
Познавательные
Общеучебные
-формулирование познавательной цели;
Контрольная работа, 35 мин
32
Работа над ошибками.
Свойства умножения
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Знать, как записывать условие задачи в виде таблицы.
Уметь формулировать задачу по таблице; записывать условие задачи в виде таблицы; формулировать задачи
на разностное сравнение
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Тест
33
Умножение суммы на число
1
Комбинированный
Умножение суммы на число
Знать правило умножения суммы на число.
Уметь вычислять значение произведения, разложив первый множитель на удобные слагаемые; применять правило умножения суммы на число; составлять задачу по выражению
Тест
II четверть
34
Умножение многозначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Умножение, использование соответствующих терминов
Знать понятие «разрядные слагаемые».
Уметь вычислять значение произведения, разложив первый множитель на разрядные слагаемые; составлять задачу по решению
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Фронтальный опрос
35
Запись умножения в строчку
и столбиком
1
Комбинированный
Письменное умножение натуральных чисел
Знать алгоритм записи умножения столбиком.
Уметь вычислять произведение в строчку и столбиком; решать задачи
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Логические УУД:
анализ, синтез
Индивидуальный опрос
36
Вычисления
с помощью калькулятора
1
Комбинированный
Устные и письменные вычисления
с натуральными числами
Уметь вычислять с помощью калькулятора; выполнять с помощью калькулятора проверку выполнения вычислений
Практическая работа
37
Сочетательное свойство умножения
1
Комбинированный
Группировка множителей в произведении
Знать сочетательный закон умножения.
Уметь использовать сочетательный закон умножения при вычислениях
Фронтальный опрос
38
Группировка множителей
1
Комбинированный
Группировка множителей в произведении
Уметь выполнять вычисления удобным способом, используя группировку множителей
Индивидуальный опрос
39
Умножение числа на произведение
1
Комбинированный
Умножение числа на произведение
Уметь применять сочетательный закон умножения при вычислениях
Фронтальный опрос
40
Поупражняемся в вычислениях
(урок - игра)
1
Комбинированный
Устные приемы умножения натуральных чисел
Уметь выполнять умножение, используя правило умножения суммы на число, раскладывая первый множитель на разрядные слагаемые, используя правило группировки множителей; решать задачи
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные УУД
Фронтальный опрос
41
Практическая работа «Где хранится пресная вода;»
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Знать отношение «во сколько раз (больше/меньше)».
Уметь решать задачи на кратное сравнение; составлять задачи по данному решению; дополнять условие задачи
Фронтальный опрос
42
Кратное сравнение чисел
и величин
1
Комбинированный
Отношения «больше в…», «меньше в…». Единицы длины, массы, времени
Знать понятие «кратное сравнение».
Уметь выполнять кратное сравнение чисел и величин
Фронтальный опрос
43
Задачи на кратное сравнение
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Знать отношение «во сколько раз (больше/меньше)».
Уметь решать задачи на кратное сравнение; составлять задачи по данному решению; дополнять условие задачи
Фронтальный опрос
44
Задачи на кратное сравнение
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение; составлять задачу по данному ответу, по чертежу
Индивидуальный опрос
45
Поупражняемся в сравнении чисел и величин
1
Комбинированный
Умножение многозначного числа на однозначное. Задачи на кратное сравнение
Уметь выполнять умножение многозначного числа на однозначное; решать задачи
на кратное сравнение
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Контрольная работа,
35 мин
46
Сантиметр
и миллиметр
1
Комбинированный
Единицы длины. Сантиметр и миллиметр
Знать единицы длины, сколько миллиметров в 1 сантиметре.
Уметь выражать данные длины в миллиметрах, в сантиметрах; дополнять величину до 1 см; выполнять сложение длин
Индивидуальный опрос
47
Миллиметр
и дециметр
1
Комбинированный
Единицы длины. Миллиметр и дециметр
Знать, сколько миллиметров в 1 дециметре.
Уметь выражать длину
в миллиметрах, дециметрах; чертить отрезок заданной длины; выполнять сложение и вычитание длин
Фронтальный опрос
48
Миллиметр
и метр
1
Комбинированный
Единицы длины. Миллиметр и метр
Знать, сколько миллиметров в 1 метре.
Уметь выражать длину
в разных единицах; выполнять сложение и вычитание длин; дополнять величину
до 1 метра; выполнять кратное сравнение длин
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Практическая работа
49
Поупражняемся в измерении и вычислении длин
1
Комбинированный
Единицы длины. Измерение длины отрезка и построение отрезка
Уметь измерять и записывать длину отрезка; чертить отрезки заданной длины; вычислять периметр четырехугольника
Практическая работа
50
Изображение чисел на числовом луче
1
Комбинированный
Распознавание геометрических фигур. Запись натуральных чисел
Иметь представление о числовом луче, о единичном отрезке.
Уметь чертить числовой луч с заданным единичным отрезком; отмечать на числовом луче числа; выбирать единичный отрезок на числовом луче
Практическая работа
51
Изображение данных с помощью диаграмм
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Иметь представление о построении диаграммы сравнения.
Уметь изображать данные
с помощью диаграммы; читать диаграммы-сравнения
Фронтальный опрос
52
Диаграмма
и решение
задач
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать задачи с помощью диаграммы; выбирать диаграмму к условию задачи; строить диаграмму
к условию задачи; составлять задачу по данной диаграмме
Познавательные
Общеучебные
-формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
-моделирование
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Работа
в парах
53
Учимся решать задачи
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметичес-ким способом .
Уметь решать задачи с помощью диаграммы; выбирать диаграмму, соответствующую условию задачи; составлять задачу на разностное сравнение по данной диаграмме
Тест
54
Практическая работа «Многоэтажная атмосфера Земли»
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметичес-ким способом .
Уметь решать задачи с помощью диаграммы; выбирать диаграмму, соответствующую условию задачи; составлять задачу на разностное сравнение по данной диаграмме
55
Как сравнить углы. Как измерять угол.
1
Комбинированный
Распознавание и изображение геометрических фигур
Знать понятие «угол».
Уметь сравнивать углы «на глаз», способом наложения друг на друга
Практическая работа
56
Прямоугольный треугольник
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур. Треугольник
Иметь представление о прямоугольном треугольнике.
Уметь находить прямо-угольные треугольники; чертить прямоугольные треугольники с заданными сторонами; конструировать фигуры
из прямоугольных треуголь-ников
Фронтальный опрос
57
Тупоугольный треугольник
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур.
Иметь представление о тупо-угольных треугольниках.
Уметь выбирать на чертеже и строить тупоугольные треугольники
Практическая работа
58
Остроугольный треугольник
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур. Треугольник
Иметь представление об остроугольном треугольнике.
Уметь определять количество острых углов в различных треугольниках; выбирать на чертеже и строить остроугольные треугольники
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
Фронтальный опрос
59
Равнобедренный и разносторонний треугольники
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур. Треугольник
Иметь представление о равнобедренных и разносторонних треугольниках.
Уметь находить на чертеже равнобедренные треугольники; строить разносторонний треугольник с заданной стороной
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
Практическая работа
60
Равносторонний и равнобедренный треугольники.
Поупражняемся в построении треугольников
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур. Треугольник
Иметь представление о разных видах треугольников, их признаках.
Уметь чертить прямоугольный, тупоугольный, остроугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники; определять количество треугольников в фигуре сложной конфигурации; чертить треугольники, у которых есть ось симметрии
Фронтальный опрос
61
Контрольная работа за полугодие
1
Контроль
Умножение многозначного числа на однозначное. Задачи
Уметь выполнять умножение многозначного числа на однозначное; решать задачи
на кратное сравнение
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
62
Работа над ошибками. Поупражняемся в измерении
и сравнении углов
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Уметь определять прямой, тупой, острый углы на рисунке (циферблате часов); выполнять кратное сравнение величины углов; находить углы на чертеже; обозначать углы дугами
Практическая работа
63
Составные задачи на все действия
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Знать понятия «требование», «промежуточное дополнительное требование» задачи.
Уметь решать составные задачи; составлять задачу по данному выражению,
по круговой схеме; чертить круговую схему к условию задачи
Фронтальный опрос
64
Составные задачи на все действия
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь записывать решение задачи по данной круговой схеме; составлять задачи, которые решаются с помощью определенного количества действий; составлять задачи (составные) на кратное и разностное сравнение
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование
Индивидуальный опрос
65
Практическая работа «Облака»
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим
Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник
Уметь решать составные задачи; чертить разные виды треугольников; выполнять действия с величинами и числами
66
Составные задачи на все действия
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь записывать решение задачи по данной круговой схеме; составлять задачи, которые решаются с помощью определенного количества действий; составлять задачи (составные) на кратное и разностное сравнение
Индивидуальный опрос
67
Натуральный ряд чисел и другие последовательности.
1
Комбинированный
68
Работа с данными.
1
Комбинированный
69
Умножение
на однозначное число столбиком
1
Комбинированный
Письменное умножение трехзначного числа на однозначное
Знать алгоритм умножения в столбик.
Уметь умножать трехзначное число на однозначное
в столбик с переходом через разряд; выполнять проверку умножения; решать задачи по круговой схеме
Индивидуальный опрос
70
Умножение
на число 10
1
Комбинированный
Устные приемы умножения натуральных чисел
Знать правило умножения на 10.
Уметь умножать число на 10; применять переместительное свойство умножения
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Индивидуальный опрос
71
Умножение
на число 10
1
Комбинированный
Умножение трехзначного числа
на 10
Уметь умножать трехзначные числа на 10; решать задачи; выполнять вычисления на калькуляторе; выражать более крупные единицы длины и массы в более мелких единицах
Фронтальный опрос
72
Умножение
на «круглое» двузначное число
1
Комбинированный
Умножение
на «круглое» двузначное число
Уметь выполнять умножение на «круглое» двузначное число, используя запись столбиком; решать задачи; формулировать условие задачи
по таблице
Индивидуальный опрос
73
Умножение числа на сумму
1
Комбинированный
Умножение числа на сумму
Знать правило умножения числа на сумму.
Уметь вычислять, используя правило умножения числа
на сумму; решать и записывать решение задачи в виде произведения числа на сумму и в виде суммы двух произведений
Индивидуальный опрос
75-76
Резерв
76
Умножение
на двузначное число
1
Комбинированный
Умножение на двузначное число
Уметь вычислять значение произведения способом поразрядного умножения; решать задачу
77
Запись умножения на двузначное число столбиком
1
Комбинированный
Запись умножения на двузначное число столбиком
Знать алгоритм умножения трехзначного числа
на двузначное.
Уметь выполнять умножение на двузначное число столбиком; выполнять проверку вычислений
Фронтальный опрос
78
Поупражняемся в умножении столбиком
и повторим пройденное
1
Комбинированный
Запись умножения на двузначное число столбиком
Уметь выполнять умножение на двузначное число столбиком; составлять и решать задачу по данной диаграмме
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Логические УУД:
анализ, синтез
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волеввая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Фронтальный опрос
79
Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел»
1
Контроль знаний, умений
Умножение многозначных чисел
Уметь выполнять умножение многозначных чисел; решать составные задачи
Контрольная работа, 35 мин
80
Работа над ошибками. Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное
1
Комбинированный
Запись умножения на двузначное число столбиком
Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять умножение на двузначное число столбиком; заполнять круговую схему; формулировать задачу по таблице
Индивидуальный опрос
81
Как найти неизвестный множитель
1
Комбинированный
Умножение и деление чисел, использование соответствющих терминов
Знать, как найти неизвестный множитель.
Уметь составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом
Фронтальный опрос
82
Как найти неизвестный делитель
1
Комбинированный
Умножение и деление чисел, использование соответству-ющих терминов
Знать, как найти неизвестный делитель.
Уметь составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом
Индивидуальный опрос
83
Как найти неизвестное делимое
1
Комбинированный
Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов
Знать, как найти неизвестное делимое.
Уметь составлять и записывать уравнения; решать задачи алгебраическим способом
Индивидуальный опрос
84
Учимся решать задачи
с помощью уравнений
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать задачи с помощью уравнений; составлять задачи по данному уравнению
Фронтальный опрос
85
Деление на число 1
1
Комбинированный
Деление на число 1
Знать, что при делении числа на 1 получается то же число. Уметь выполнять деление числа на 1; составлять задачу по данному решению; вычислять значение выражения со скобками
Индивидуальный опрос
86
Деление числа на само себя
1
Комбинированный
Деление числа
на само себя
Знать, что при делении любого числа на само себя получается число 1.
Уметь выполнять деление числа на само себя; решать задачи с помощью деления; вычислять значение выражения со скобками; восстанавливать пропущенные числа
в математических записях
Работа
в парах
87
Деление чис-
ла 0 на натуральное число
1
Комбинированный
Деление числа 0 на натуральное число
Знать, при делении числа 0 на любое натуральное число
в результате получается число 0.
Уметь выполнять деление числа 0 на натуральное число; записывать решение задачи с помощью выражения
Фронтальный опрос
88
Делить на 0 нельзя!
1
Комбинированный
Делить на 0 нельзя!
Знать, что деление натурального числа на ноль невозможно.
Уметь выбирать выражения, значения которых можно вычислить
Фронтальный опрос
89
Деление суммы на число
1
Комбинированный
Деление суммы
на число
Знать правило деления суммы на число.
Уметь выполнять вычисления, используя правило деления суммы на число; записывать решение задачи в виде выражения
Индивидуальный опрос
90
Деление разности на число
1
Комбинированный
Деление разности
на число
Знать правило деления разности на число.
Уметь выполнять вычисления, используя правило деления разности на число; решать задачи разными способами
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Работа
в парах
91
Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное
1
Комбинированный
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений
Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений
Фронтальный опрос
92
Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел»
1
Контроль знаний, умений
Деление многозначных чисел
Уметь выполнять деление многозначных чисел; решать составные задачи
Контрольная работа, 35 мин
93
Работа над ошибками.
Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное
1
Комбинированный
Использование свойств арифметических действий
при выполнении вычислений
Уметь выполнять работу над ошибками; использовать свойства арифметических действий при решении задач
Индивидуальный опрос
94
Какая площадь больше?
1
Комбинированный
Площадь геометрической фигуры
Иметь представление о площади фигур.
Уметь сравнивать на глаз площади данных фигур
Практическая работа
95
Квадратный сантиметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный сантиметр
Знать единицу площади - квадратный сантиметр.
Уметь измерять площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах; решать задачи с геометрическим содержанием
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Фронтальный опрос
96
Измерение площади много-угольника
1
Комбинированный
Площадь геометрической фигуры
Уметь измерять площадь геометрической фигуры способом разбиения на квадратные сантиметры; решать задачи с геометрическим содержанием
Фронтальный опрос
97
Измерение площади с помощью палетки
1
Комбинированный
Площадь геометрической фигуры
Знать инструмент для измерения площади - палетку.
Уметь измерять площадь с помощью палетки; чертить треугольник заданной площади с помощью палетки
Практическая работа
98
Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное
1
Комбинированный
Площадь геометрической фигуры
Уметь измерять площади многоугольников; находить площадь фигур сложной конфигурации с помощью палетки; решать задачи с геометрическим содержанием
Практическая работа
99
Контрольная работа за 3 четверть
1
Контроль знаний, умений
Деление многозначных чисел
Уметь выполнять деление многозначных чисел; решать составные задачи
Контрольная работа, 35 мин
100
Работа над ошибками. Умножение на число 100
1
Комбинированный
Умножение на число 100
Знать переместительный закон умножения, правило умножения числа на 10.
Уметь умножать число на 100; решать задачи; сравнивать величины
Индивидуальный опрос
101
Квадратный дециметр и квадратный сантиметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный дециметр и квадратный сантиметр
Знать единицы площади квадратный дециметр и квадратный сантиметр.
Уметь выполнять перевод квадратных дециметров в квадратные сантиметры; выполнять сложение и вычитание величин
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Логические УУД:
анализ, синтез
Индивидуальный опрос
102
Квадратный метр и квадратный дециметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный метр
и квадратный дециметр
Знать единицы площади - квадратный метр и квадратный дециметр.
Уметь выражать квадратные метры в квадратных дециметрах; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи с геометрическим содержанием
Фронтальный опрос
103
Квадратный метр и квадратный сантиметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный метр
и квадратный сантиметр
Знать единицы площади - квадратный метр и квадратный сантиметр.
Уметь выражать квадратные метры в квадратных сантиметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины до 1 квадратного метра
Индивидуальный опрос
IV четверть
104
Задачи с недо-стающими данными
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь формулировать задачу с недостающими данными; дополнять условие задачи; дополнять круговую схему недостающими данными
Логические УУД:
анализ, синтез
Фронтальный опрос
105
Как получить недостающие данные
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь дополнять и решать задачу с недостающими данными
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Логические УУД:
анализ, синтез
Фронтальный опрос
106
Умножение
на число 1000
1
Комбинированный
Умножение на число 1000
Знать переместительный закон умножения, правило умножения числа на 100.
Уметь умножать число на 1000; решать задачи; сравнивать величины
Индивидуальный опрос
107
Квадратный километр и квадратный метр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный километр и квадратный метр
Знать единицы длины - квадратный километр и квадратный метр.
Уметь дополнять величины до 1 квадратного километра; выражать квадратные метры в квадратных километрах
Фронтальный опрос
108
Квадратный миллиметр
и квадратный сантиметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр
Знать единицы длины - квадратный миллиметр
и квадратный сантиметр.
Уметь выражать квадратные миллиметры в квадратных сантиметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины до 1 квадратного сантиметра
Фронтальный опрос
109
Квадратный миллиметр
и квадратный дециметр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный миллиметр и квадратный дециметр
Знать единицы длины - квадратный миллиметр
и квадратный дециметр.
Уметь выражать квадратные миллиметры в квадратных дециметрах; выполнять сложение и вычитание величин; дополнять величины
до 1 квадратного дециметра
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Индивидуальный опрос
110
Квадратный миллиметр
и квадратный метр
1
Комбинированный
Единицы площади. Квадратный миллиметр и квадратный метр
Знать единицы длины - квадратный миллиметр
и квадратный метр.
Уметь выражать квадратные миллиметры в квадратные метры; дополнять величины до 1 квадратного метра; выполнять сложение и вычитание величин; располагать данные площади в порядке возрастания
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Фронтальный опрос
111
Поупражняемся в использовании единиц площади
1
Комбинированный
Единицы площади
Знать единицы площади. Уметь выполнять разно-
стное сравнение данных площадей; составлять верные равенства из величин; решать задачи с геометрическим содержанием
Индивидуальный опрос
112
Вычисление площади прямоугольника
1
Комбинированный
Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника
Знать правило вычисления площади прямоугольника.
Уметь вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; сформулировать задачу по данной краткой записи
Работа
в парах
113
Поупражняемся в вычислении площадей
и повторим пройденное
1
Комбинированный
Вычисление периметра и площади прямоугольника
Знать правило вычисления периметра и площади прямо-угольника.
Уметь вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; решать уравнения
Фронтальный опрос
114
Задачи с избыточными данными
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Иметь представление о задачах с избыточными данными.
Уметь формулировать условие задачи, в котором будут присутствовать все данные
Индивидуальный опрос
115
Выбор рационального пути решения
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Иметь представление о рациональном способе решения задач.
Уметь находить и использовать в вычислениях рациональный путь
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Фронтальный опрос
116
Разные задачи
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Практическая работа
117
Контрольная работа по теме: «Единицы площади. Площадь прямоугольника»
1
Контроль знаний, умений
Единицы площади. Вычисление площади прямоугольника
Знать правило вычисления площади прямоугольника.
Уметь вычислять площадь прямоугольника, используя формулу; сформулировать задачу по данной краткой записи
Контрольная работа, 35 мин
118
Учимся формулировать и решать задачи
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь формулировать задачи по круговой схеме, по краткой записи, по решению; решать составные задачи; со-ставлять задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Фронтальный опрос
119
Увеличение
и уменьшение в одно и то же число раз
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Уметь увеличивать/уменьшать в одно и то же число раз; выполнять вычисления второй ступени
Индивидуальный опрос
120
Деление «круглых» десятков на число 10
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Знать связь умножения
и деления; правило умножения на 10.
Уметь делить «круглые» десятки на число 10; составлять задачу по данной диаграмме; формулировать задачу
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели;
Работа
в парах
121
Деление «круглых» сотен на число 100
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Знать связь умножения
и деления; правило умножения на 100.
Уметь делить «круглые» сотни на число 100; составлять задачу по данной диаграмме; формулировать задачу по краткой записи
Фронтальный опрос
122
Деление «круглых» тысяч на число 1000
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Знать связь умножения
и деления; правило умножения на 1000.
Уметь делить «круглые» тысячи на число 1000; составлять задачу по данной диаграмме; решать задачи с величинами массы
Фронтальный опрос
123
Устное деление двузначного числа на однозначное
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Уметь вычислять значение выражения, используя правило деления суммы на число; решать уравнения; формулировать задачу по выражению
Индивидуальный опрос
124
Устное деление двузначного числа
на двузначное
1
Комбини-
рованный
Устные приемы вычисления деления
натуральных чисел
Уметь выполнять деление «круглых» двузначных чисел; выполнять деление двузначного числа на двузначное методом подбора; решать уравнения
Коммуникативные
- умение полно и точно выражать свои мысли;
- управление действиями партнёра;
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации
;моделирование
Работа
в парах
125
Итоговая контрольная работа за год
1
Контроль знаний, умений
Устные и письменные вычисления
с натуральными числами. Распознавание и изображение геометрических фигур. Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь выполнять устные
и письменные вычисления
с натуральными числами;
решать составные задачи;
распознавать геометрические фигуры; сравнивать числа и величины
Контрольная работа, 35 мин 126
Работа над ошибками.
Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное
1
Комбинированный
Устные приемы вычисления деления натуральных чисел
Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять деление «круглых» двузначных чисел; выполнять деление двузначного числа на дву-значное методом подбора; вычислять значение числового выражения со скобками
Фронтальный опрос 127
Построение симметричных фигур
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Знать понятие «симметричные фигуры».
Уметь выбирать симметричные фигуры; проводить
в треугольнике ось симметрии; выполнять построение симметричной фигуры
Практическая работа 128
Составление
и разрезание фигур
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение
геометрических
фигур.
Иметь представление о равносоставленных фигурах.
Уметь составлять узор
из геометрических фигур; составлять из четырех треугольников равносторонний треугольник
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Практическая работа 129
Равносоставленные и равновеликие фигуры
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение
геометрических
фигур
Знать, что площади равновеликих фигур равны. Иметь представление о равновеликих фигурах.
Уметь составлять фигуры из равновеликих фигур; находить на чертеже фигуры, которые не являются равносоставленными
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации;
моделирование
Практическая работа 130
Высота треугольника
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Иметь представление о высоте треугольника.
Уметь проводить высоту
в треугольнике
Практическая работа 131
Считаем до 1000000 (повторение)
1
Комбинированный
Счет предметов.
Название, последовательность и запись чисел .Классы
и разряды
Уметь заполнять таблицу многозначных чисел; записывать шестизначные числа; устанавливать закономерность в составлении числового ряда
Индивидуальный опрос 132
Действия первой ступени и второй ступени (повторение)
1
Комбинированный
Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел.
Знать порядок арифметических действий в числовом выражении.
Уметь вычислять значения выражений без скобок и со скобками;
Фронтальный опрос 133
Измеряем. Вычисляем. Сравниваем (повторение)
1
Комбинированный
Устные и письменные вычисления с натуральными числами
Уметь выполнять устные
и письменные вычисления
с числами и величинами; сравнивать числа и величины; измерять длину;
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование;
-коррекция;
-волевая саморегуляция
Познавательные
Общеучебные
формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации
;моделирование
Фронтальный опрос 134
Геометрия на бумаге в клетку
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Уметь выделять прямо-угольные, тупоугольные, остроугольные и равнобедренные треугольники;
Практическая работа 135
Как мы научились формулировать и решать задачи
1
Комбинированный
Решение текстовых задач арифметическим способом
Уметь решать составные задачи; формулировать задачи по краткой записи, по выражению, по диаграмме;
Индивидуальный опрос 136
Так учили и учились в старину.
1
Комбинированный
Распознавание
и изображение геометрических фигур
Уметь решать нестандартные задачи на смекалку; старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур
Практическая работа
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Для учителя
1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной системы воспитания и обучения).- М.: Академкнига/Учебник.
2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой
- М.: Академкнига/Учебник.
4. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник.
5. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник.
6. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1.
- М.: Академкнига/Учебник.
7. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2.
- М.: Академкнига/Учебник.
9. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. - М.:Академкнига/Учебник.
10. Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 3 класс. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник.
11. Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.
12. Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
Для учащихся
1. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник.
2. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник.
3. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1.
- М.: Академкнига/Учебник.
Таблицы, схемы, плакаты; Транспортир, циркуль, метр деревянный; Электронные ресурсы; Медиапроектор, компьютер, экран, интерактивная доска, документ- камера, ноутбуки, принтер - сканер.