Рабочая программа по технологии 3 класс, УМК Л. В. Занкова, ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по технологии 2011 года, разработанной Н.А.Цирулик. Предмет открывает широкие возможности для развития пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Психофизиологические функции, задействованные в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребёнка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология», предполагается решение следующих задач: • духовно-нравственное развитие учеников в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире; • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью; • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств; • развитие трудовых навыков в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач; • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку; • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий; • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности; • развитие коммуникативной компетенции младших школьников на основе организации совместной деятельности. В учебном плане на занятия по технологии отведён 1 час в неделю. Для достижения планируемых результатов этого времени недостаточно, поэтому необходимо использовать предусмотренные программой часы кружковой работы. Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам). Принципы, лежащие в основе построения программы Принципиальная особенность программы - практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.





Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с Образовательной программой прогимназии на 2013-2014 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.



Учебно-тематический план

Содержание программного материала Количество часов Лепка

2ч Аппликация

3ч Мозаика

2ч Коллаж

3ч Художественное вырезание

4ч Художественное складывание

2ч Плетение

4ч Шитьё и вышивание

2ч Плоскостное конструирование и моделирование из бумаги и картона

2ч Объёмное конструирование и моделирование из бумаги

4ч Конструирование и моделирование из ткани

5ч Работа с конструктором

1ч Итого

34ч



Содержание программы (34 часа)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Традиционные народные промыслы и ремёсла своего края, уважительное отношение к ним. Мир профессий. Профессии типа «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-художественный образ». Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации. Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях. Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.
  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
    1. Многообразие материалов.
Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, тесьма, сутаж, нитки, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер. Свойства материалов: - бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоёв, объёмное плетение из двух полосок; - ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани; - нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.



  1. Технологические приёмы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина. Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием. Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Виды художественной техники Лепка Лепка сложной формы разными приёмами, в том числе и приёмами, используемыми в народных художественных промыслах. Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).





Аппликация. Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж). Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Мозаика. Мозаика из мелких природных материалов, например, песка или опилок.

Коллаж Соединение в одной работе разных материалов и предметов.

Художественное вырезание Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура. Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание. Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Художественное складывание Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием. Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.

Плетение Объёмное плетение из бумаги. Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.

Шитьё и вышивание Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный». Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.



  1. Приёмы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, чертёж, развёртка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование.
Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей. Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Простейшие задачи конструктивного характера.

Плоскостное конструирование и моделирование Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями. Головоломки из картона и шнура.

Объёмное конструирование и моделирование из бумаги Объёмные изделия из деталей, соединённых с помощью щелевого замка. Объёмные изделия с клапанами. Объёмные изделия с разными способами соединения. Технические модели, изготовленные по чертежу.

Конструирование и моделирование из ткани Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом. Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.

Моделирование из деталей конструктора

4. Практика работы на компьютере Значение компьютера в жизни человека. Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации. Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод в режим ожидания. Компьютерные программы: калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad и графический редактор Paint. Их назначение и возможности. Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации. Интернет: понятие, назначение, программы-обозреватели. Компьютер как средство поиска и воспроизведения необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приёмов работы на компьютере.

Планируемые результаты освоения предмета Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а так же достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; - осознание своей ответственности за общее дело; - ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; - уважение к чужому труду и результатам труда; - уважение к культурным традициям своего народа; - представление о себе как гражданине России; - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - понимание чувств окружающих людей; - готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

- широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сопереживания другим людям;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознания себя как гражданина России;

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии.

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- владеть общими приёмами решения задач;

- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

- находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

- передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательных текстов;

- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

- вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делать выписки из используемых источников информации;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.



Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Третьеклассник научится:

- называть и описывать традиционные народные промыслы или ремёсла своего края или России; - выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;

- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Третьеклассник научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

- называть новые технологические приёмы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;

- подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, рисункам, схемам, эскизам;

- выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Третьеклассник научится:

- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;

-изменять способы соединения деталей конструкции;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, эскизу;

- размечать развёртку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развёртки;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.

Практика работы на компьютере

Третьеклассник научится:

- пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;

- различать устройства компьютера;

- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);

- пользоваться калькулятором;

- создавать, изменять и создавать рисунки (Paint);

- соблюдать правила безопасной работы за компьютером.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- использовать по назначению основные устройства компьютера;

- понимать информацию в различных формах;

- переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;

- создавать простейшие информационные объекты;

- пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;

- писать и отправлять электронное письмо;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по технологии. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений по технологии служит портфель достижений ученика. В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов по технологии, целесообразно включать следующие материалы:

  1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).
Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии.
  1. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями.
  2. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Материально-техническое обеспечение программы Специфическое сопровождение (оборудование): • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы; • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой. • материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, солёное тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор». Электронно-программное обеспечение: • электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы с описанием технологии изготовления различных поделок, о природе, архитектуре, дизайне; • записи классической и народной музыки; • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы) • презентации по технологии. Технические средства обучения: • мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плееры; • компьютер с художественным программным обеспечением; • музыкальный центр; • мультимедийный проектор; • демонстрационный экран; • демонстрационная доска для работы маркерами; • цифровой фотоаппарат; • сканер, ксерокс и цветной принтер.



© 2010-2022