Разработка урока по математике по теме «Уравнение», 1 класс по УМК «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Тема

Уравнение

Цели деятельности учителя Создать условия для усвоения детьми понятий «уравнение», «решение уравнения». Сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10. Учить формулировать тему и цель урока, составлять план действий к заданию, подводить итог урока.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты Предметные: научаться: решать простейшие уравнения вида А + х = Б, А - х = Б, х - А = Б на основе зависимостей между целым и частью; оформлять решение уравнения; называть неизвестные числа латинскими буками х и у, применять буквы для обозначения чисел. Получат возможность научиться: составлять уравнение как математическую модель задачи; использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Личностные - работать в команде; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Метапредметные: регулятивные - научаться принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные - научаться использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные - научаться использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия

Равенство, неизвестные числа : х (икс) и у (игрек), уравнение, решение уравнения, целое, часть.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- технические


Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких Математика. 1 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений : в 3 ч. Ч. 2 / т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. - Изд. 3-е, испр. - М. : Баласс, 2012. Урок 3.59. Уравнение, с. 60-61.
В.В. Яровая Математика. 1-4 классы : дифференцированные контрольные задания. - Волгоград: Учитель, 2014. - 115 с. (индивидуальный раздаточный материал)

компьютер, интерактивная доска, презентация «Уравнение».

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7 I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

-Проверим готовность к уроку.

-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок математики?

1 - слайд

Урок: интересный, познавательный, плодотворный.

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

2-й слайд: Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, дисциплинированные.

-Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем урок, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть. Сообщают о готовности к уроку












Отвечают Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают своё рабочее место. Устный опрос II. Актуализация знаний
Устный счёт в игровой форме

Организует устный счёт с целью актуализации знаний.

3-й слайд

- Сравните выражения: а + 2 … а - 2 к + 5 … 5 + к 5 - 2 … 5 + 2

- Докажите своё мнение.

- На какие группы можно разделить эти математические записи?

4-й слайд

- Прочитайте левую и правую части неравенства

5 - 2 5 + 2 разными способами.

-Чем похожи эти выражения?

-В чём их различия?

5-й слайд

- Чему равно значение разности?

- Значение суммы?

- К данным выражениям

5 - 2 = 3

5 + 2 = 7

я добавляю

… - 2 = 7

- Теперь по какому признаку можно разделить равенства на группы?

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счёта.


- а + 2 больше, чем а - 2, т. к. слева к «а» прибавили «2», а справа от «а» отняли это же число. к + 5 = 5 + к, т.к. от перестановки слагаемых сумма не меняется. 5 - 2 меньше, чем 5 + 2, т.к. слева к «5» прибавили «2», а справа от этого же числа отняли «2».

- Равенства и неравенства, буквенные и числовые выражения.

5 - 2: « уменьшаемое» 5, «вычитаемое» 2, найти «разность»; найти «разность» чисел 5 и 2; 5 «уменьшить на» 2; от 5 отнять 2; из 5 «вычесть» 2 и т. д.

5 + 2: « первое слагаемое» 5, «второе слагаемое» 2, найти «сумму»; найти «сумму чисел» 5 и 2; 5 «увеличить на» 2; к 5 прибавить 2 и т. д.

Различия: разные арифметические действия, разные результаты. 5 - 2 = 3

Общее: одинаковые числа в примерах

5 - 2 = 3

5 + 2 = 7

- По арифметическим действиям, по результатам, примеры с «окошком» и без.



Фронтальная Личностные: осознают свои возможности в учении, учатся быть толерантными к чужим ошибкам и другому мнению.

Познавательные: логические - выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов, строят логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и умение обосновать собственное.

Познавательные:

логические - выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Познавательные: общеучебные - смысловое чтение.








Познавательные: логические - классифицируют объекты.





Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - сравнивают и группируют объекты по нескольким основаниям, находят закономерности.

Коммуникативные: выражают свои мысли, учитывают мнения участников диалога.




Устные ответы






















Устные ответы
















Устные ответы




III. Открытие нового знания и формулирование темы урока Постановка проблемы урока.



























.

Работа с учебником
(с. 60-61)

Создаёт проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний

- Ребята, в выражение … - 2=7 вместо «окошка» я поставлю «х». Получится запись

х-2=7

- Как выдумаете, «х» - это число или буква?

-В математике есть одно общее

название для этих выражений.

-Кто-нибудь его знает?

-А какое название придумали бы вы?

-Почему?

-Какова же сегодня цель урока?

-Как это сделать?

-Откройте с. 60 и прочитайте текст под

знаком «!».

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Кто из вас сформулирует тему урока?

- Что называется уравнением?

- Какие латинские буквы используют в уравнениях?

С. 60 № 2.

- Прочитайте уравнения

- Какое задание можно придумать к этим уравнениям?

- Как будем его выполнять?

- Как решить уравнение?

-Как записать решение уравнения?

- Прочитайте текст под вторым знаком «!»на с.60. Проверьте свои предположения.


Отвечают на вопросы учителя.







Высказывают свои мнения.


- Узнать, как называются эти выражения.
- Прочитать в учебнике.
Читают текст в рамке, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника.

- Тема: «Уравнение»

- Уравнение - это равенство, где неизвестное число обозначено латинской буквой.

- х - «икс», у - «игрек».

- х - 4 = 6 8 - у = 5

- Надо найти неизвестные числа в каждом уравнении.

- Подбором.

Варианты ответов. - Решить уравнение - это найти неизвестное число. Если его подставить в уравнение вместо буквы, то получится верное равенство.
Варианты ответов. Фронтальная, индивидуальная

Личностные - не боятся собственных ошибок и проявляют готовность к их обсуждению.

Познавательные: логические- подведение под понятие.

Познавательные:

логические - выдвигают гипотезы и их обосновывают. Коммуникативные: учитывают мнения участников диалога Регулятивные - совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему


Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: коррекция - вносят необходимые дополнения.

Познавательные: общеучебные - контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, самоконтроль.







Познавательные: логические - выдвигают гипотезы и их обосновывают.

Коммуникативные: учёт разных мнений. Познавательные: общеучебные - контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности, самоконтроль, работа с учебником.
Устные ответы









































Контроль, самоконтроль


















Физкультминутка

- А теперь ребята встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


Выполняют движения по тексту Индивидуальная
Индивидуальная. Выполнение физкультминутки по инструкции учителя. IV.Первичное закрепление полученных знаний

Работа с учебником







Работа с учебником

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана

С. 60 № 3.

Даны уравнения:

4 + у = 5 у - 3 = 3

х- 2 =8 х + 6 = 9

- Объясните, как будем решать уравнение:

4 + у = 5.

-Что неизвестно: целое или часть?

- Как найти неизвестную часть?

- Как проверить: верно решили уравнение или нет?

-Как будем работать с уравнением х - 2 = 8?

- Выполните задания письменно в тетради.

-Обратите внимание на посадку за партой.

- Сможете ли решить оставшиеся уравнения сами?

-Выполните задание самостоятельно и сверьте с правильным решением. Сличение решения с эталоном.

- Какую оценку заслужили?

7- слайд

-Докажите свой ответ, используя правило «Самооценка»:

1) В чем заключалось задание?

2) Удалось получить результат? 3)Полностью правильно или с ошибкой?

4) Полностью самостоятельно или с помощью?

-Кто выполнил решение правильно, поставьте «плюс» на полях в тетради.

С. 61 № 4.

-Обсудите в паре, где уравнение решено правильно.

3 + х = 4 у - 3 = 4

х = 7 у = 7

Ответ: 7. Ответ: 7.

- Докажите свой ответ.


Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат

- В уравнении 4 + у = 5 неизвестна часть.

- Из целого 5 вычесть известную часть 4.

5 - 1 = 4 . Значит, у = 1.

- Выполнить проверку: 4 + 1 = 5.

Ответ: 1.

- Определим, что неизвестно, объясним свой выбор действия, решим уравнение, сделаем проверку, запишем решение и ответ.
- Да

Выполняют задание, сверяют с эталоном 6-слайд .

у-3=3 х+6=9

у=6 х=3

Ответ:6. Ответ:3.

Рассуждают по алгоритму самооценивания:

1) Решить уравнения самостоятельно.

2) Получить результат удалось.

3) Решили уравнения полностью и правильно.

4) Выполнили задание самостоятельно.

Оценивают свою работу

Работают в парах.

- В решении первого уравнения - ошибка.

- В уравнении 3 + х = 4 неизвестна часть. Чтобы её найти, нужно из целого 4 вычесть известную часть 3.

4 - 3 = 1.

х = 1

Ответ: 1. Индивидуальная

Регулятивные: предвосхищают результат и уровень усвоения знаний, осознают то, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения, оценки результата.

Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: постановка учебной задачи, составляют план и последовательность действий, оценка результатов работы Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

























Познавательные: анализируют объекты с выделением признаков, Выбор критериев для классификации объектов. Регулятивные: умение видеть указанную ошибку и исправлять её.

Коммуникативные: способность сохранить доброжелательные отношения друг к другу, осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие





















Выполнение задания в тетради


Контроль, самоконтроль



самооценка





























Самоконтроль, самооценка VI. Самостоятельная работа Дифференцированные контрольные задания

Предлагает выполнить задания по выбору - решить уравнения:

1 уровень: х - 2 = 3

или

2 уровень: х - 2 = 3 + 1
Сличение решения с эталоном.

-Проверьте выполненные задания.

-Кто выполнил решение правильно, поставьте «плюс» на полях в тетради.

Учащиеся решают уравнение первого уровня сложности (стандартный) или второго уровня сложности (повышенный).

Выполняют задание, сверяют с эталоном Слайд 8. х-2=3 х-2=3+1 х=5 х-2=4 Ответ:5. х=6 Ответ: 6. Оценивают свою работу. Индивидуальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Выполнение задания в рабочей тетради, самоконтроль VII. Тренировочные упражнения и задания на повторение. Работа в тетради. Работа с учебником











Работа в парах

61 № 5.

Задача: «На снегу 10 следов . 4 следа оставила сорока, а остальные - вороны. Сколько

следов оставили вороны?»

-Прочитайте задачу.

-Что известно? Что нужно узнать?

-Заполните схему.

-Что не известно в схеме?

-Каким арифметическим действием находим часть?

-Запишите решение и ответ сами.

Взаимопроверка. Сличение решения с эталоном.

-Кто из вас к этой схеме попытается составить и записать уравнение?

-Так можно ли решить задачу

уравнением?












-Часть
- Вычитанием.
Учащиеся проверяют решение задачи в парах.
Выполняют задание, сверяют с эталоном Слайд 9. 10 - 4 = 6 (с.) Ответ: 6 следов.

Варианты записи на доске:

х + 4 = 10 или 10 - у = 4

- Да. Индивидуальная, фронтальная

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные: анализ, обобщение; извлекают из математических текстов необходимую информацию;

Используют знаково-символические средства; выполняют действия по алгоритму; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Выполнение задания в рабочей тетради VIII. Итог урока. Рефлексия. Общение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке

- Назовите тему нашего урока

Игра «Где уравнение?»

-Хлопните в ладоши, если это

уравнение.

Учитель показывает выражения на слайде № 10:

Х - 4 =2

У + 1 = 7

А - 3 = 5

К = 8

6 - 3 =3

9 - у =4

- Получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть?

- А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке.

- У кого два «плюса» в тетради на полях? Молодцы!

-А у кого один «плюс»? Хорошо!

- А если у вас сегодня на уроке не всё получалось, не беда, ведь на уроке вы были учениками -

Показывает 2- слайд

- Надеюсь, что урок для вас был - Показывает 1- слайд

- Всем спасибо за работу! Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Уравнение





Выполняют задание.




















Дети читают: активными, думающими, работоспособными, внимательными, дисциплинированными.

интересный, познавательный, плодотворный. Индивидуальная, фронтальная. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы. Оценивание учащихся за работу на уроке


© 2010-2022