Рабочая программа по технологии для 4-х классов (школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ «Школа 2100»

Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе:

- Примерных программ по учебным предметам. Примерная программа по технологии. - М.: Просвещение, 2010. - О.А.Куревина. Программа «Технология». - М.: Баласс, 2011

Реализация программы обеспечивается учебником образовательной системы «Школа 2100»: - Куревина О.А. и др. Технология. 4 класс /О.А. Куревина, Е.А.Лутцева/. - М.: Баласс, 2013. на основании:

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», пункт 3.
  2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года №08-548 «О федеральном перечне учебников».

Последовательность изучения программного материала соответствует логике учебника.

Общая характеристика учебного предмета


Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических -текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологическиезнания,являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка. Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок -изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок -технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В 2014-2015 учебном году 34 рабочие недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 учебных часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров

содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природеозначает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочьближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений: знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей; уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы. уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.



Содержание предмета«Технология»

4-й класс-34часа

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание(4 ч).
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (12 ч). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.
4. Использование информационных технологий (8 ч). Программы Word, PowerPoint. Работа с текстом - создание, преобразование, сохранение. Удаление. Вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико - технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.

Четверть.

Дата

Темы

уро

ка в

году

№ урока в

четвер

ти

Основные виды учебной деятельности обучающихся



1четв

Прикладное искусство. Архитектура. Изготовление посуды.

1

1 Под руководством учителя:

  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.
Самостоятельно:
  • проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;
  • осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;
  • анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
  • создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  • планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;
  • организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
  • работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
  • оценивать результат своей деятельности и одноклассников;
обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

Мода и моделирование. Кукла «Барышня». Проектирование.

2

2

Мода и моделирование. Кукла «Барышня». Конструирование.

3

3

Учимся вышивать. Петельная строчка.

4

4

Учимся вышивать. Крестообразная строчка.

5

5

Книга в жизни человека. Ремонтируем книги. Подклеивание надорванной страницы. Конструирование.

6

6

Книга в жизни человека. Ремонтируем книги. Вклеивание одинарного листа. Конструирование.

7

7

Книга в жизни человека. Изготовление книги - брошюры. Конструирование

8

8

Книга в жизни человека. Ремонт книги - брошюры. Конструирование

9

9

Всего



2четв

От простого к сложному. «Рельефная звёздочка». Проектирование.

10

1

От простого к сложному. «Рельефная звёздочка». Конструирование.

11

2

Ритм в работах мастеров. Создаём панно из ткани. Проектирование.

12

3

Ритм в работах мастеров. Создаём панно из ткани. Изготовление деталей.

13

4

Ритм в работах мастеров. Создаём панно из ткани. Конструирование.

14

5

Новогодний календарь. Проектирование.

15

6

Новогодний календарь. Конструирование.

16

7

Всего



3четв

Работа с компьютером. Электронная книга.

17

1

Работа с компьютером. Программы для презентаций.

18

2

Работа с компьютером. Выбор цветного оформления.

19

3

Работа с компьютером. Сохранение книги.

20

4

Работа с компьютером. Добавление пустой страницы.

21

5

Работа с компьютером. Добавление текста.

22

6

Работа с компьютером. Добавление вариантов.

23

7

Работа с компьютером. Просмотр электронной книги.

24

8

Работа с конструктором. Вертолёт.

25

9

Учимся работать с хрупкой фактурой. Выполнение торцевания на яичной скорлупе.

26

10

Всего

10ч

4четв

Панно - из изразцов. Конструирование.

27

1

Панно - из изразцов.

28

2

Материал и фактура. Панно из тетрадного листа. Конструирование.

29

3

Материал и фактура. Чеканка на металлической пластине. Конструирование.

30

4

Образ нового человека. Панно «Человек эпохи Возрождения». Изготовление деталей головы.

31

5

Образ нового человека. Панно «Человек эпохи Возрождения». Изготовление фигуры юноши.

32

6

Макет геликоптера. Моделирование.

33

7

Мир информации. Фотоколлаж. Моделирование.

34

8

Итого

34ч


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическая и справочная литература.


  1. О.А.Куревина и др. Технология «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс
  2. Методические рекомендации для учителя /О.А.Куревина, Е.А.Лутцева.
М.: Баласс,2011. 3. О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, Рабочая тетрадь по технологии 4 класс М.: Баласс,2011. 4 .Перевертень Г.И. Поделки из шишек./ Г.И. Перевертень.- М.: АСТ,2008. 5. Перевертень Г.И. Поделки из веток./ Г.И.Перевертень.- М.: АСТ, 2002 6 .Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы./ Г.И.Перевертень.- М.: АСТ,2004 7.Перевертень Г.И. Поделки из ракушек./Г.И.Перевертень.- М.: АСТ, 2002 8.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами./Т.Б. Сержантова.-М.: Айрис-пресс,2008. 9.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги./ Г.И.Долженко.- Ярославль: Академия развития, 2001.

Оборудование.

  1. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

  2. Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов.

  3. Набор ножниц.


Технические средства обучения:

  1. DVD

  2. Компьютер

  3. Магнитофон

  4. Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

  5. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)

Электронные ресурсы


1. Создание мультимедийных интерактивных упражнений

learningapps.org/



© 2010-2022