РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ с УУД, ФГОС, УМК ПЕРСПЕКТИВА 3 КЛ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от «__»__________2013г №_____

Руководитель ШМО ____________/Н.А. Виричева/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

____________/Н.В. Краева/



«__»__________2013г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

___________/Е. П. Селякова/



«___»___________2013г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ



для 3 б класса



Учитель -Чебыкина Людмила Владимировна

Квалификационная категория - первая





г. Котлас

2013г.





Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год

Количество часов в неделю по программе: 2

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Количество часов в год: 68 (в т.ч. РС-7)


Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Универсальные учебные действия:

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

  2. уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

  3. понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

  2. учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

  3. учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  5. учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  6. работать совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

  7. определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

  1. наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

  2. сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

  3. учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

  4. находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

  5. с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

  6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

  2. уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

  3. вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  4. учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Содержание по разделам.

Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела: «Радость познания» - 11 ч.(знакомство учащихся с произведениями литературы и культурой народов разных стран мира, с одной стороны, раскрывают их, а с другой −помогают осознать базовые гуманистические ценности и формируют понимание того, что эти ценности у разных народов нашей страны и мира одинаковы.) «Мир как дом» - 20 ч. (формируют гуманистические и демократические ценностные ориентации;формируют экологическую ответственность младших школьников, так при изучении темы «Как сохранить богатства природы» учащимся, после ознакомления с материалом учебника, в рубрике «Подумаем» предлагается сформулировать ответ на вопрос: «Как мы можем в своей повседневной жизни помочь в охране воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений и животных?».)

«Дом как мир» - 21 ч.(для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника»: «Детские игры - школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет») «В поисках Всемирного наследия» - 14 ч.(Особую роль играет тема «Всемирные духовные сокровища», которая подводит некий промежуточный итог процессу формирования этических чувств в течение трех лет перед тем, как учащиеся приступят в 4 классе к вопросам гражданско-патриотической этики в ходе изучения исторического прошлого и современной жизни России.) Резерв - 2 часа

Система оценивания.

Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Критерии оценки: Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:

  • знание пройденного учебного материала;
  • умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
  • умение планировать свои действия;
  • навык самопроверки и самоконтроля;
  • умение аргументировать свои действия;
  • умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;




















п./п.

Дата

план

факт

Дата

факт

Наименование разделов и тем программы.

Всего часов

Организация урока



Характеристика

деятельности

обучающегося

на уроке по

формированию

УУД (мета-

предметных

умений)

Характеристика

деятельности

обучающегося

на уроке по

формированию

предметных

умений и навыков


Новые

понятия

и термины,

которые

будут введены

(или закреплены)

в ходе урока Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока.

Домашнее задание

Раздел

«Радость познания»

11

1

3.09.

Свет знания.

1

Извлечение необходимой информации из текста.

Дать представление о том, что стремление

к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека.

Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре.

Древнегреческий миф.

Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков.

Теоретический материал учебника стр. 4-7, РТ- стр. 3 № 1, 2.

2

5.09.

Как изучают окружающий мир.

1

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Дать понятие о методах исследования

окружающего мира.

Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Учащиеся должны научиться

характеризовать методы исследования.

Уч. с.8-11 чт., вопросы и задания

3

10.09.

Книга - источник знаний.

1

Выполнение действий по алгоритму.

Научить детей пользоваться справочной литературой.

«переплёты» «словарь», «энциклопедия»,

«путеводитель»,

«атлас».

Уметь разыскать

необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе.

Уч. с.12-15 чт., задания.Т - с.12 №2,3.

4

12.09.

РС. Родной край-частица России. Отправимся на экскурсию.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познакомить детей с познавательными

возможностями, которые предоставляют музеи разных типов, океанариумы, планетарии, другие учреждения подобного научно-просветительского характера.

«экскурсия», «вылазка»

Уметь разыскать необходимые

сведения об этих учреждениях в путеводителях.

Теоретический материал учебника стр. 16-19, р.т. стр. 14-15 № 2,3,5

5

17.09.

О чём расскажет план.

1

Использование знаково-символических средств.

Дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане.

План местности, условные знаки,

масштаб.

Учащиеся должны научиться

различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города.

Уч. с.20-23 чт., вопросы и задания

6

19.09.

Планета на листе бумаги.

РС Место Архангельска на карте России.

1

Поиск необходимой информации.

Дать понятие о карте, научить читать

карту мира, дать понятие о континенте (материке), познакомить с изображениями материков на карте мира.

Карта мира, континент (материк),

часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Учащиеся должны научиться

сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать

карту по условным обозначениям на ней.

Уч. с.24-27 чт., вопросы и задания. Т- с. 22-23

7

24.09.

Страны и народы на политической карте мира.

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Научить детей использовать познавательные возможности, которые предоставляет политическая карта мира (и карты отдельных материков); находить местоположение страны, её границы, её столицу, соседние с ней страны.

Политическая карта мира.

Уметь на карте разыскать ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней

страны.

Уч. с.28-31 чт., вопросы и задания. Т- с. 24

8

26.09.

РС. Как люди осваивали Север.

Путешествуя, познаём мир.

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плану; находить в справочной

литературе необходимую для путешествия информацию;

определять цель путешествия.

Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза

погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль.

Уметь поставить цель путешествия;

соотнести личные интересы с интересами своих спутников.

Уч. с.32-35 чт., вопросы и задания. Т- с. 26

9

1.10.

Транспорт.

1

Подведение под понятие.

Познакомить детей со старинными средствами передвижения; предложить им дать систематизацию

транспорта по видам.

«стальная конница»

Метрополитен.

Железнодорожная сеть.

Уметь

систематизировать транспорт по видам.

Уч. с.36-39 чт., вопросы и задания.

10

3.10.

Средства информации и связи.

1

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Познакомить детей со старинными способами обмена информацией между людьми.

Телеграфист.

Азбука Морзе.

Уметь различать

средства связи, используемые в личной и общественной жизни.

Уч. с.40-43 чт., вопросы и задания.

11

8.10

Праздник «Книга источник знаний»

1

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Находить в справочной

литературе необходимую информацию

Уметь привести примеры.

рас.о событиях и людях нашего города, края.

Раздел

«Мир как дом»

20

12

15.10.

Мир природы в народном творчестве..

1

Работа в группе.

Учёт разных мнений достижение договорённостей и согласование общих решений.

Познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных

видах народного творчества.

Сюжеты и орнамент.

Архитектурные украшения.

Уметь найти образ

единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Уч. с. 46-49 чт, вопросы и задания

13

17.10.

Из чего всё состоит..


1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Дать понятие о природных объектах и об

их классификации, познакомить с твёрдыми телами, жидкостями и газами.

Природные объекты, твёрдые тела,

жидкости, газы, вещества.

Учащиеся должны научиться

различать природные объекты.

Теоретический материал учебника стр. 50-53, р.т. стр. 36 № 2,3

14

22.10.

Мир небесных тел.

1

Познавательная инициатива.

Продолжить формирование научной картины мира, дать понятие о Солнце как о ближайшей к нам

звезде, источнике света и тепла для всего живого на Земле.

Звёзды и планеты, Солнечная

система.

Учащиеся должны научиться

характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду.

Теоретический материал учебника стр. 54-57 , р.т. стр. 41 № 4 ,5

15

24.10.

Невидимое сокровище.

1

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Познакомить детей с воздухом, его составом

и свойствами.

Смесь газов, кислород, углекислый

газ, азот.

Учащиеся должны научиться

характеризовать свойства воздуха, понимать природу его

движения в атмосфере.

Теоретический материал учебника стр. 58-61,р.т. стр. 42

16

29.10.

Самое главное вещество.

1

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Дать понятие о воде и её распространённости на планете, об агрегатных состояниях воды, о значении воды для живых организмов.

Твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении.

Теоретический материал учебника стр. 62-63 читать, пересказать;

17

31.10.

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

1

Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Познакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе.

Прозрачная, бесцветная жидкость,

не имеющая запаха, круговорот воды в природе, переход из

одного состояния в другое.

Учащиеся должны научиться

характеризовать свойства воды.

Теоретический материал учебника стр. 64-65 ,р.т. стр. 45 опыт 4,5

18

5.11.

Природные стихии в народном творчестве.

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных

видах народного творчества.

Знаки огня, воды, воздуха, земли.

Уметь найти и характеризовать образы этих природных

стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Уч.-стр. 66-69 читать, ответы на вопросы и задания, РТ-. стр. 46-47

19

7.11.

Кладовые земли..

1

Подведение под понятие.

Познакомить с минералами и горными

породами, дать понятие о полезных ископаемых и об их использовании человеком.

Минералы, горные породы, полезные

ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Учащиеся должны научиться

различать по внешнему виду минералы и горные породы.

Теоретический материал учебника стр. 70-72,РТ-. стр. 49 № 3,4

20

12.11.

Чудо под ногами.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека

Почва, плодородие, почвоведение,

перегной, минеральные соли.

Учащиеся должны научиться

характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль

живых организмов в образовании почвы.

Теоретический материал учебника стр.74-77 читать , ответить на вопросы

21

14.11.

Мир растений.

1

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Познакомить детей с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями, дать понятие о видах растений.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый

газ.

Научиться

различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лист-

венные растения, приводить примеры растений каждой группы

Теоретический материал учебника

с78-81 читать, выполнить задания

22

26.11

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

Работа в парах.

Управление поведением партнёра.

Познакомить детей со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах

народного творчества.

Борона, мировое дерево.

Уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Теоретический материал учебника стр.82-85,р.т. стр. 57 № 2,3

23

28.11

Мир животных.

1

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить детей с червями, моллюсками,

иглокожими, ракообразными, паукообразными, земноводными и пресмыкающимися животными и их видами, условиями, необходимыми для их жизни, способами размножения животных разных групп, с ролью животных в жизни человека.

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие.

Учащиеся должны научиться

различать животных разных групп по их признакам и месту

обитания.

Теоретический материал учебника стр. 86-89, р.т. стр. 58 № 2,5,6

24

3.12

Животные в народном творчестве.

1

Установление причинно-следственной связи.

Познакомить со способами изображения животных в разных видах народного творчества.

Образы коня, оленя, медведя, птицы.

Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 65 № 3

25

5.12

Невидимые нити в живой природе.

РС Животные разных сообществ.


1

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Дать понятие о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные,

хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных.

Растительноядные, насекомоядные,

хищные, всеядные животные, цепи питания.

Знать основные группы животных по способу питания; приводить

примеры животных этих групп.

Теоретический материал учебника стр. 94-97,р.т. стр. 66 № 2,3

26

10.12

Лес- волшебный дворец.

РС Лесные богатства Архангельской области (грибы, ягоды)

1

Подведение под понятие.

Дать понятие о природном сообществе,

его зависимости от неживой природы.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научиться

характеризовать природные сообщества на примере леса.

Теоретический материал учебника стр. 98-103, р.т. стр. 69 № 3

27

12.12.

Луг - царство цветов

И насекомых.

РС Лекарственные растения. Экскурсия (заочная)

1

Работа в группе.

Осознание ответственности за общее дело.

Рассмотреть природное сообщество луга,

основные луговые растения, грибы и насекомых, выяснить

их взаимосвязь

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научиться

характеризовать природное сообщество луга как пример

единства живого и неживого.

Теоретический материал учебника стр. 104-109, р.т. стр. 70 № 2,4

28

17.12

Водоём - дом из воды.

1

Установление причинно-следственных связей.

Рассмотреть водоём как единство живой и

неживой природы.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (без-

зубки и перловица), круговорот веществ.

Научиться

характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество.

Теоретический материал учебника стр. 110-115,р.т. стр. 74 № 2,3

29

19.12

Как сохранить

Богатства природы.

1

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познакомить детей с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире.

Очистные сооружения, невидимки-бактерии.

Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах.

учебник стр. 116-119, р.т. стр. 81 № 2

30

24.12

Охрана природы

В культуре народов России.

1

Работа в группе.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учёт разных мнений.

Пробудить в них стремление беречь родную землю, желание

больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни.

Солнечные батареи,мельница.

Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов.

Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 82 № 1,2

31

26.12

Стенгазета «Бережём родную землю!»

1

Работа в группе.

Поиск и выделение необходимой информации

Пробудить стремление беречь родную землю, желание

узнавать о способах экологически чистого образа жизни

Единство живой и неживой природы

(принести учебник, 2 часть,)

Раздел

«Дом как мир»

21

32

31.12

Родной дом-уголок Отчизны.

1

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной.

«экос»,

«ойкос», «ойкумена»

экология

Отчизна, отчий

Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов.

учебник стр.4-7, р.т. стр.1,4

33

9.01.

Свой дом- свой простор.

1

Работа в группе.

Следование и поведение моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить детей с внутренним устройством старинного дома.

Порог,

матица,

печь,

Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме.

учебник стр.8-11,р.т. стр. 6№ 1,2

34

14.01.

В красном углу сесть - великая честь.

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи.

Красный угол.

Рушник.

Матица.

Уметь сопоставить между собой

особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома.

учебник стр.12-15,р.т. стр. 9 № 3,4

35

16.01.

Побываем в гостях.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время.

Национальные костюмы,

жилище,

внешний облик,

виды природы.

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях.

учебник стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4

36

21.01.

На свет появился- с людьми породнился.

1

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре.

Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи.

учебник стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3

37

23.01.

Родословное древо.

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи.

Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения.

учебник стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2

38

28.01.

Муж и жена-одна душа.

1

Групповая работа.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить детей с представлениями

о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках

Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского

союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле.

учебник стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4

39

30.01.

Святость отцовства и материнства.

1

Планирование учебного сотрудничества.

Познакомить детей с представлениями

о родительской любви, самоотверженности, жертвенности,

отражёнными в народных сказках, пословицах

Цепь поколений, колыбелька, солона кашка

Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле.

учебник стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4

40

4.02.

Добрые дети - дому венец.

1

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка

в стремлении узнать значение имени, которое он носит

Упряжь, утварь, топорище.

Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания.

учебник стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4

41

6.02.

Детские игры -

школа здоровья.

1

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с традициями народной

игровой культуры, с различными типами игр и игрушек.

Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки.

Знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей.

учебник стр.44-47, р.т. стр. 24 № 2,5,6

42

11.02.

Строение тела человека.

1

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познакомить с внешними и внутренними органами тела, их функциями.

Внеш. и внутр. строение тела чел-ка, верхние и нижние конечности, внутренние

органы,

системы органов, скелет,

мышцы,

ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие,

сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг,

нервы, сигналы.

Научиться характеризовать

функции систем внутренних органов человека и каждого из органов.

Теоретический материал учебника стр.48-51,р.т. стр. 29 № 5,6

43

13.02.

Как работает наш организм.

1

Подведение под понятие.

Дать основные сведения о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека.

Системы органов, переваривание пищи, сокращение, расслабление мышц.

Научиться характеризовать

функционирование основных систем организма человека.

учебник стр. 52-55,р.т. стр. 30 № 3,4,5

44

25.02.

Что такое гигиена.

1

Подведение под понятие.

Дать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья.

Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание.

Научиться характеризовать

основные правила гигиены.

учебник стр.56-59,р.т. стр.35 № 2,3,4,стр. 37 № 4

45-46

27.02.

4.03.

Наши органы чувств.

2

Установление причинно-следственных связей.

Дать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире.

Глазное яблоко, зрачок, сетчатка,

наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее

ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние,

вкусовые сосочки, осязание.

Научиться

характеризовать функции органов чувств как источников

информации об окружающем мире.

Теоретический материал учебника стр.60-63, р.т. стр. 39 № 4

47

6.03.

Школа первой помощи.

РС Профилактика заболеваний в условиях Севера.

1

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Научить в ходе практической работы измерять

температуру своего тела; познакомить детей с правилами

первой помощи при ушибах, порезах, ожогах.

Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб,

йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба.

Учащиеся должны запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь.

учебник стр.64-67, р.т. стр.40 № 1,4,5

48

11.03.

Здоровью цены нет.

1

Рефлексия способов и условий действия.

Познакомить детей с правилами здорового

образа жизни.

«здоровье»

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их

в своей повседневной жизнедеятельности.

учебник стр. 68-71,р.т. стр. 47 № 2

49

13.03.

Дом невелик, а стоять не велит.

1

Работа в парах.

Управление поведением партнёра.

Познакомить детей с правилами управления домашним хозяйством,

Экономика, большак (старин.)-глава семьи; большуха, дом. очаг,невестка.

Уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности.

учебник стр. 72-75,р.т. стр. 49 № 4

50

18.03.

Семейный бюджет.

1

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с понятием семейный

бюджет; дать представление о том, из чего складываются семейные доходы и расходы.

Семейный

бюджет, расход, доход, банкноты, евро.

Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период.

учебник стр.76-79,р.т. стр. 51 № 4,5,6

51

20.03.

Мудрость старости.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить детей с образом достойной

старости, представленным в народных.сказках

Ладить, почитание старших, традиции.

Уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи.

учебник стр.80-83, р.т. стр.55 № 3

52

25.03.

Путешествие к А.С.Пушкину.

1

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Дать представление о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на

духовном родстве, на близости интересов.

Архивные работники, губерния.

Уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

учебник стр.84-87,р.т. стр. 57 № 3

Раздел

«В поисках Всемирного наследия».

16

53

27.03.

Всемирное наследие.

1

Подведение под понятие.

Познакомить детей с идеей сохранения

достопримечательностей природы и культуры, с историей

создания Списка Всемирного наследия.

Карта мира,

Вселенная.

Уметь рассказать об одном-двух объектах Всемирного наследия.

учебник стр. 90-93,р.т. стр. 59 № 4,5

54

1.04.

Московский Кремль.

1

Самостоятельное составление алгоритмов деятельности.

Познакомить детей с Московским Кремлём

как объектом Всемирного культурного наследия.

Спасская башня Московского Кремля.

Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля.

учебник стр.94-99,р.т. стр. 62 № 3

55-56

3.04

15.04.

Озеро Байкал.

2

Извлечение из текстов необходимой информации.

Познакомить детей с особенностями озера

Байкал как объекта Всемирного природного наследия

Рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых

экологических проблемах.

Уч.с100-103,найти информацию об озере

Р.т. стр. 65 № 3

57-58

17.04.

22.04.

Путешествие в Египет.

2

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Египта, его столицы,

с египетскими пирамидами как объектом Всемирного культурного наследия.

Мечеть, пирамида, ладья.

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте.

учебник стр.104-107, найти информацию Р.т. стр. 67 № 3,4

59-60

24.04.

29.04.

Путешествие в Грецию.

2

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы,

с Афинским Акрополем как объектом Всемирного культурного наследия.

Демократия.

Уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь.

учебник стр.108-11, найти информацию ,р.т. стр. 69 № 2

Р.т. стр. 70 № 4,5

61-62

6.05.

8.05.

Путешествие в Иерусалим.

2

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с ландшафтными и

культурными достопримечательностями Иерусалима и его

Старого города как объектом Всемирного культурного наследия.

Ландшафт, наследие.

Уметь показать страну и город на карте

мира, узнавать на фотографии достопримечательности.

Теоретический материал учебника стр.112-115

Р.т. стр. 73 № 4,5,6

63-64

13.05.

15.05.

Путешествие в Китай.

2

Групповая работа.

Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения.

Познакомить детей с местоположением и

культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного

Наследия.

Порох.

Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных

изобретениях Древнего Китая.

уч. стр. 116-119, р.т. стр. 75 № 3,5

Р.т. стр. 76 № 6,7

65

20.05.

Всемирные

Духовные сокровища.

1

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.

Нравственные правила.

Уметь определить общезначимые

ценные качества в друге (подруге) и самом себе.

Теоретический материал учебника стр.120-123,р.т. стр. 78 № 3,4,5

66

22.05.

«Альбом путешествий».

Всемирные духовные сокровища

1

Познакомить детей с

Духовными сокровищами

Дом-музей, объект.

67-68

27.05.29.05.

Резерв учебного времени

2


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни;

познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости;

закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия - личного, семейного, общечеловеческого.

Экологическое воспитание:

развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями;

развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств;

формировать целый комплекс ключевых компетентностей - коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.

Практико-ориентированный характер:

познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края;

формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях;

продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных;

познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.

Исследовательская и проектная деятельность:

познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование); с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием;

раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.

Культурное многообразие:

раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;

подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории икультуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.

Духовно-нравственная наполненность:

познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.

Информационно-методическое обеспечение.

1. ПлешаковА.А, НовицкаяМ.Ю. Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. -М.: Просвещение,2013

2. ПлешаковА.А, Новицкая М.Ю.Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях.- М. Просвещение, 2013

3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс..- М.: Просвещение,2012

4. Тихомирова Е. М. Контрольно-измерительные материалы. Начальная школа.-М: Просвещение, 2011.

5. Технологические карты Окружающий мир. 3 класс. (с сайта: prosv.ru/umk/perspektiva)

6. Электронное приложение к учебнику Окружающий мир . 3 класс (1 CD).-М: Просвещение, 2013г.



© 2010-2022