Развитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать Облака

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать ОблакаРазвитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать ОблакаРазвитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать ОблакаУрок русского языка (система Занкова) 3класс

Тема: Развитие речи «Учимся словами рисовать, сравнивать …облака».

Цель:

-учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако;

-учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов (на примере облаков) в научных и художественных текстах;

-учить систематизировать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы: похож на, как, словно, точно,, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении;

-побудить детей удивляться многообразию этих синонемических средств в родном языке;

- развивать мышление, воображение ,умение фантазировать, сочинять.

-воспитывать умение сотрудничать, интерес к русскому языку.

1.Мотивационно-ориентировочный этап. (Мобилизующий)

Цель:

-включение ребенка в работу;

-актуализация знаний по закреплению изученного;

-формулирование темы и цели урока.

  • Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом русского языка вы сейчас узнаете , если отгадаете загадку.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

-как вы догадались?

- в ходе нахождении отгадки обратить внимание на глаголы со значением движения; выяснить, кто же так может везде так передвигаться.

На доске:

летят - (самолеты, вертолеты, птицы и т.п.)

бегут- ( дети,гуси,…….)

плывут- ( корабли,……..)



  • Задача нашего урока будет - научиться описывать этот объект или рисовать словами, но сначала мы рассмотрим это слово со всех сторон.

2.Операционно-исполнительский этап.

Цель:

-Изучение нового материала;(Сравнение.)

-установление причинно-следственных связей;

-преобразование текста, развитие творческих способностй;

-словарно-орфографическая работа.

  • Лексико-орфографическая работа со словом облако:

- выявление значения прямого и переносного.

А) Отрывок из главы «Как Незнайка летал на воздушном шаре» Н.Носова.

В это время воздушный шар очутился в каком - то дыму или тумане.Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто завеса.

- Что это? - закричали все. - Откуда тут дым?

-Это не дым,- сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим на облаке.

- Ну, это ты сочиняешь,- ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман.

-А из чего ты думаешь сделано облако? - спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.

-Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает… Облако - это кисель.

-А вы как думаете?

Б) Из научной статьи энциклопедии:

«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идет дождь или град.

В) Словарь Ожегова:

-скопление сгустившихся ледяных паров в воздухе;

-(перен.) Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь( дыма, пыли и т.п.)

Г) Этимологический словарь:

- Слова оболокать, обволакивать, облачать означают одевать, обволакивать.

Д)Орфографичческий и графический анализ слова и прописывание:

Об, обл, облак, облако.

3.Наблюдение над описанием облаков писателями - натуралистами (художественный)

-А сейчас поработаем с текстом.

- Прочитай текст. О чем он? (на доске или текст напечатан каждому ребенку)

Природа любит нам загадывать загадки и рассказывать сказки. Посмотрите на небо. Оно преображается прямо на глазах.

Вот плывет облако, похожее на причудливый терем. Но проходит время, и оно превращается в корабль с парусами. Вот облачко, точно белый медвежонок, догоняет свою маму. Вот легкие белые всадники проносятся среди белых башен. Это рождаются кучевые облака.

Небо учит нас находить в мире удивительные подобья и сходства.

( По Ю. Линнику)

- Выбор заголовка.

- Обрати внимание на выделенные слова. Как они помогают автору описывать облака, сравнивать их с другими предметами?

- На что автор нацеливает читателей в последнем предложении?

Физминутка:

Практическая работа.

- Выпиши из текста предложения, в которых говорится только об облаках.

- Подчеркните слова и выражения, которые сравнивают их с другими предметами.

-Какие слова вы выписали?

ВЫВОД: (Систематизация средств языка)

-какие вспомогательные слова помогают сравнивать?

-вспомните, где еще вы встречались со сравнением?

-а в загадках? Там предмет не называется, а сравнивается с чем-то, с кем-то.

На доске: Схема: Сравнение

Похож(ий) на как(будто) скрытое сравнение

Сходен с словно (переносное значение

точно слова,образ)

4.Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах с выборочной записью.

Белые лебеди Белые перышки

В небе живут. Вьются слегка.

По небу лебеди Здравствуйте,
Плавно плывут. Лебеди - …………. .

- Какие загадки, песенки вы знаете об облаках?

5.Творческая работа (дифференцированная)

А) Составить недостающую часть стихотворения ( по началу и концу):

На что похожи облака?

На что они похожи?

………………………………………()

………………………………………()

И на оленя тоже! (О.Высоцкая)

Б)Проба пера. Описываем облака сами. Жанр выбираем сами(загадка, стих, рассказ.)(Можно в группах или в паре.)

-озвучивание первых работ (если успели)

3.Рефлексивно-оценочный этап (обобщение)

Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? (Вернуться к схеме: сравнение).

Что понравилось больше всего?

Оцените свою работу.

Дом.задание: 1. Закончить работу, кто не успел.

2.Выписать 3-4 предложения , где есть сравнения из любого текста .



© 2010-2022