- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать Облака
Развитие речи Учимся словами рисовать и сравнивать Облака
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Н.С. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка (система Занкова) 3класс
Тема: Развитие речи «Учимся словами рисовать, сравнивать …облака».
Цель:
-учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако;
-учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов (на примере облаков) в научных и художественных текстах;
-учить систематизировать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы: похож на, как, словно, точно,, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении;
-побудить детей удивляться многообразию этих синонемических средств в родном языке;
- развивать мышление, воображение ,умение фантазировать, сочинять.
-воспитывать умение сотрудничать, интерес к русскому языку.
1.Мотивационно-ориентировочный этап. (Мобилизующий)
Цель:
-включение ребенка в работу;
-актуализация знаний по закреплению изученного;
-формулирование темы и цели урока.
-
Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом русского языка вы сейчас узнаете , если отгадаете загадку.
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
-как вы догадались?
- в ходе нахождении отгадки обратить внимание на глаголы со значением движения; выяснить, кто же так может везде так передвигаться.
На доске:
летят - (самолеты, вертолеты, птицы и т.п.)
бегут- ( дети,гуси,…….)
плывут- ( корабли,……..)
-
Задача нашего урока будет - научиться описывать этот объект или рисовать словами, но сначала мы рассмотрим это слово со всех сторон.
2.Операционно-исполнительский этап.
Цель:
-Изучение нового материала;(Сравнение.)
-установление причинно-следственных связей;
-преобразование текста, развитие творческих способностй;
-словарно-орфографическая работа.
-
Лексико-орфографическая работа со словом облако:
- выявление значения прямого и переносного.
А) Отрывок из главы «Как Незнайка летал на воздушном шаре» Н.Носова.
В это время воздушный шар очутился в каком - то дыму или тумане.Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто завеса.
- Что это? - закричали все. - Откуда тут дым?
-Это не дым,- сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим на облаке.
- Ну, это ты сочиняешь,- ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман.
-А из чего ты думаешь сделано облако? - спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.
-Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает… Облако - это кисель.
-А вы как думаете?
Б) Из научной статьи энциклопедии:
«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идет дождь или град.
В) Словарь Ожегова:
-скопление сгустившихся ледяных паров в воздухе;
-(перен.) Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь( дыма, пыли и т.п.)
Г) Этимологический словарь:
- Слова оболокать, обволакивать, облачать означают одевать, обволакивать.
Д)Орфографичческий и графический анализ слова и прописывание:
Об, обл, облак, облако.
3.Наблюдение над описанием облаков писателями - натуралистами (художественный)
-А сейчас поработаем с текстом.
- Прочитай текст. О чем он? (на доске или текст напечатан каждому ребенку)
Природа любит нам загадывать загадки и рассказывать сказки. Посмотрите на небо. Оно преображается прямо на глазах.
Вот плывет облако, похожее на причудливый терем. Но проходит время, и оно превращается в корабль с парусами. Вот облачко, точно белый медвежонок, догоняет свою маму. Вот легкие белые всадники проносятся среди белых башен. Это рождаются кучевые облака.
Небо учит нас находить в мире удивительные подобья и сходства.
( По Ю. Линнику)
- Выбор заголовка.
- Обрати внимание на выделенные слова. Как они помогают автору описывать облака, сравнивать их с другими предметами?
- На что автор нацеливает читателей в последнем предложении?
Физминутка:
Практическая работа.
- Выпиши из текста предложения, в которых говорится только об облаках.
- Подчеркните слова и выражения, которые сравнивают их с другими предметами.
-Какие слова вы выписали?
ВЫВОД: (Систематизация средств языка)
-какие вспомогательные слова помогают сравнивать?
-вспомните, где еще вы встречались со сравнением?
-а в загадках? Там предмет не называется, а сравнивается с чем-то, с кем-то.
На доске: Схема: Сравнение
Похож(ий) на как(будто) скрытое сравнение
Сходен с словно (переносное значение
точно слова,образ)
4.Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах с выборочной записью.
Белые лебеди Белые перышки
В небе живут. Вьются слегка.
По небу лебеди Здравствуйте,
Плавно плывут. Лебеди - …………. .
- Какие загадки, песенки вы знаете об облаках?
5.Творческая работа (дифференцированная)
А) Составить недостающую часть стихотворения ( по началу и концу):
На что похожи облака?
На что они похожи?
………………………………………()
………………………………………()
И на оленя тоже! (О.Высоцкая)
Б)Проба пера. Описываем облака сами. Жанр выбираем сами(загадка, стих, рассказ.)(Можно в группах или в паре.)
-озвучивание первых работ (если успели)
3.Рефлексивно-оценочный этап (обобщение)
Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? (Вернуться к схеме: сравнение).
Что понравилось больше всего?
Оцените свою работу.
Дом.задание: 1. Закончить работу, кто не успел.
2.Выписать 3-4 предложения , где есть сравнения из любого текста .