Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена: на заседании ШМО учителей начальных классов

МКОУ Заброденская СОШ

от 27.08.2015г. Протокол № 1

Принята:

на заседании

педагогического совета

МКОУ Заброденская СОШ

от 27.08.2015г.

Протокол № 1

Утверждена:

приказом директора

МКОУ Заброденская СОШ

от 01.09.2015г.

№ 126

Директор школы: ___________

/Г. В. Шилова./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

3 класс

на 2015 -2016 учебный год

Количество часов 136


Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 22года, категория: ВКК

Год аттестации: 2011



Согласована:

зам. директора по УВР

________Юрченко О.Г.

«28» августа 2015г.




2015г.



Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе, примерной программы по литературному чтению и авторской программы по предмету «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской для 3 класса, образовательной программы и учебного плана МКОУ Заброденская СОШ. Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Цели программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов;
  • развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений;
  • формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Задачи программы:
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мыш­ление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) в соответствии с базисным образовательным планом, учебным планом МКОУ Заброденская СОШ на 2015 - 2016 учебный год. Содержание курса строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ученика. Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения, т.е. единый курс литературного чтения: чтение произведений и одновременно работа с книгой.
Восприятие литературного произведения в третьем классе: изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев); сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя; выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Работа с текстом: осознание последовательности и смысла событий; вычленение главной мысли текста; знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка; деление текста на части и их озаглавливание; составление плана под руководством учителя; пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
самостоятельное выполнение заданий к тексту. Работа с книгой: самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием; отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности; знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие; периодика (газеты и журналы для детей). Типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок обобщения и систематизации;
урок повторения; урок контроля и проверки знаний; нетрадиционные уроки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и проверочных работ. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник 3 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2013. Климанова Л.Ф. , Бойкина М.В.. Рабочая тетрадь 3 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.

Содержание программы


Самое великое чудо на свете (5 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван -царевич и серый волк»).



Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) Русские поэты XIX - XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».



Великие русские писатели (24 ч) А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).



Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).



Литературные сказки (8 ч) Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).


Были-небылицы (10 ч) М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».


Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).


Люби живое (16 ч) М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».



Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).




Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).


По страницам детских журналов (8 ч) «Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).


Зарубежная литература (8 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).













































Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

В результате изучения литературного чтения ученик должен уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 65 - 70 слов в минуту.

В результате изучения литературного чтения ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам.






Планируемые результаты изучения предмета


Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества; (л1)

  1. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; (л2)

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; (л3)

  1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; (л4)

  1. Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности; (л5)

  1. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; (л6)

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; (л7)

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; (л8)

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; (л9)

  1. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. (л10)

Метапредметные результаты:
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; (м1)

  1. Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера; (м2)

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; (м3)

  1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; (м4)

  1. Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах; (м5)

  1. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; (м6)

  1. Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; (м7)

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах; (м8)

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; (м9)

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; (м10)

  1. Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих; (м11)

  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества. (м12)

Предметные результаты:

  1. Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; (п1)

  1. Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении; (п2)

  1. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий; (п3)

  1. Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; (п4)

  1. Мение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию; (п5)

  1. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; (п6)

  1. Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; (п7)

  1. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. (п8)





























Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8

Итого

136



Учебно-методические средства обучения

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник 3 класс. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник 3 класс. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2013.


  1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.


  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. - М.: ВАКО, 2013.


  1. Шубина Г.В. Контрольные измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. М.: Экзамен, 2015.


  1. Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Литературное чтение. 3 класс.


Материально- технические средства для реализации программы.


  • Магнитная доска

  • Ноутбук

  • Принтер

  • Мультимедийный проектор

  • Экспозиционный экран


© 2010-2022