Конспект урока по русскому языку по теме Имя существительное. Обобщение

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цель: привести в систему и расширить знания учащихся об имени существительном.

Задачи:

  • ответить на проблемный вопрос «Что такое имя существительное?

  • распознавать существительные, отвечающие на вопросы кто? что?;

  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

  • формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу, работу в группах;

  • путем проведения мини-проекта развивать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? что? от других частей речи.

Планируемые достижения учащихся:

  • привести в систему и расширить знания об именах существительных;

  • развитие умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;

  • работа со словарем В. Даля и другими информационными материалами. (этимологическое происхождение слова «существительное»).

  • Составление кластера по теме урока.

Оборудование: интерактивная доска, словари, листы для индивидуальной работы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов

Работа в тетради. Запись даты

Эпиграф урока: Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь. ( китайская мудрость)

II. Минутка чистописания: Загадка.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт не вода, а хрупкий лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ЯНВАРЬ сечень

В древние времена на Руси январь называли «сечень», т.к. он рассекает или делит зиму на две половинки.

Каким месяцем заканчивается год?

С какого месяца начинается год?

Как называется последний месяц зимы?

III. Словарная работа. Записать слова, вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание.

1). З…ма, м…ро..., сне…, сугро…, вет…р, сн…гирь, с...ница, ...нвар…, пуш…стый, со…нце, изм…ро…ь.

Какое слово вам показалось незнакомым?

2) Знакомство с новым словом (прочитать значение слова в словаре С.И.Ожегова.)

ИЗМОРОЗЬ -снежный слой, род инея, который образуется на поверхности в туманную морозную погоду.

Какое слово в оказалось «лишним»? почему? Что объединяет слова? На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи они являются?

3) Зашифруйте слова:

  • 1-в 2-в

1 слово- ЗИМА- 3 4 5 2 3 слово- СНЕГ- 6 5 3 2

4 слово- СУГРОБ- 6 6 2 6 5 2 10 слово- СОЛНЦЕ- 6 5 4 5 7 3

О чем мы с вами будем говорить на уроке?

Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа над предложением .

Составьте предложения к фотографии, использую слова.

Пушистый лежать ковёр поля снег на

Пушистым ковром лежит на полях снег .

Назвать орфограммы, объяснить их написание. Выделить главные члены предложения. Назови имена существительные.

Ф и з м и н у т к а

Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали!

Раз -подняться, потянуться . Два- согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка, головою тир кивка.

На четыре- руки шире, пять- руками помахать.

Шесть за парту тихо сесть.

V. Работа по теме:

В гости к нам пришли слова

Всем они понятные, умные, приятные,

Только вот куда им встать?

Надо путь им указать.

Предлагаю поработать в группах.

У каждой группы своё задание, которое нужно сначала внимательно прочитать, подумать, затем вместе выполнить.

Работа в группах.

1гр. Лист.желтый Выписать слова, отвечающие на вопросы ЧТО? КТО?

  • Зелёный, медведь, скачет, белка, весёлая,

  • сугроб, замело, заяц, снежинка, метелица,

лисица, засыпал, берёза.

ПРОВЕРКА ЧТО?- сугроб, снежинка, метелица.(берёза) КТО? - медведь, белка, заяц, лисица.

2 гр. Лист зеленый

Выписать сначала одушевленные имена существительные. Затем выписать неодушевленные имена существительные .

  • В лесу тишина. Стучит только дятел по стволу. Он ищет корм под корой. Вот белка несёт сухой гриб. Зайчик спрятался под кустиком.

Проверка Кто? Дятел, белка, заяц. Что? Лес, тишина, ствол, корм, кора, гриб, кустик.

3гр. Лист голубой

Выписать имена собственные и нарицательные

  • Мы живём в Казахстане. Столица государства Астана. Город Рудный стоит на берегу реки Тобол. Река протекает по Костанайской области.

ПРОВЕРКА Имена собственные: Казахстан, Астана, Рудный, Тобол, Костанайская. Имена нарицательные: столица, государство, город, берег, река, область.

4 гр. Лист розовый

Выписать имена существительные в два столбика, распределить по числам .

Пришла зима. Реки скованы льдом. Поля и луга покрыты белым ковром.

Звери спрятались от мороза. Птицы давно улетели.

ПРОВЕРКА Ед.ч. Зима, лёд, ковёр, мороз. Мн. ч. Реки, поля, луга, звери, птицы.

5гр. Лист бежевый Распределить слова по постоянному признаку(по родам). Слайд 11
Снегопад, вьюга, буран, небо, метель, стекло, иней, солнце, пороша, узор, позёмка, морозец, снежинка, окно, зеркало.

ПРОВЕРКА

Ж.р. М.р. Ср.р
вьюга снегопад небо
метель буран солнце
пороша иней стекло
позёмка узор окно
снежинка морозец зеркало

6гр.Лист светло- зелёный.

Определи, каким членом предложения является выделенное слово

  • В морозный день снег скрипит под ногами. Подлежащее

  • Зима укрыла снегом поля и луга. Дополнение

  • Кусты и травы спрятались в снегу. Обстоятельство места.

Проверка по слайдам

Проблемный вопрос

По исследованиям ученых существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете почему?

ТАЙНЫ ЯЗЫКА Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие. СУЩИЙ - существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность - быть, пребывать, находиться… В. Даль

Подведение итога:

Что такое существительное? Что обозначает существительное?

На какие вопросы отвечают имена существительные? Какие бывают имена существительные7

Назовите постоянный признак имени существительного. Как изменяются имена существительные?

Какими членами предложений могут быть имена существительные ?

Составление опоры

Ф и з м и н у т к а

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носо,. на пятку, поскачите -ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните. Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите и писать, друзья, начните.

VI Творческая работа.

1).Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром. Зима.

2).А сейчас вы выполните творческую работу. Ваша задача -

составить предложения к фотографии, а затем вместе составим рассказ -описание по теме. (Работа в группах по партам)

Озвучивание предложений.

3).Списывание текста

Зима в лесу.

Пушистый снег укутал землю.

Лес стоит в сугробах.

Обрядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы.

Кусты и березы она опушила блестящим инеем.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе!

4).Самостоятельное списывание с заданием.

1в. Подчеркнуть имена существительные стоящие в единственном числе.

2 в. Имена существительные , стоящие во множественном числе.

* выделить орфограммы. .

VII. Итог урока. Смогли мы повторить всё, что знали и изучали об имени существительном? Всё ли запомнили? Докажите.

Д\з. на выбор 5- составить загадку о зиме.

4- Записать 3 предложения о зиме, определить род имен существительных

3- Выписать 12 слов из рассказа «На горке» определить род.


Пушистый снег укутал землю. Лес стоит в сугробах. Обрядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы. Кусты и березы она опушила инеем. блестящим Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе!




© 2010-2022