- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Музыка (3 класс)
Рабочая программа Музыка (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорофеева С.Г. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директор Директор МБОУ «СОШ №9
______/ Белова С.Н. / по УВР МБОУ «СОШ№ 9 имени М.И. Баркова»
Протокол № _______ от имени М. И. Баркова»
______ / Матюхова Г. Я. / ______/ Антонцева И.Г. /
«____» ________ 2014г. Приказ № _______ от
«____» __________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дорофеевой Светланы Георгиевны
II квалификационная категория
Музыка 3 б класс
УМК «Перспективная начальная школа»
2014-2015 учебный год
Аннотация Рабочая программа учебного предмета «Музыка», 3 класс разработана на основе авторской программы «Музыка. Начальная школа», Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012 и в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Основная цель личностно - ориентированного развивающего УМК - формирование базовых компетентностей, соответствующих современным целям общего образования: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования. УМК направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются фундаментом всего последующего обучения. В составе основных видов формируемых УУД, обеспечивающих умение учиться, - общеучебные действия (механизмы поиска, структурирования, преобразования и использования информации из разных источников, включая словари, справочники, интернет) и коммуникативные умения (умение договариваться и эффективно сотрудничать с другими). Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Всё это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Учебник входит в состав завершённой линии по музыке для 1- 4 классов. Программу обеспечивает:
Учебник «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагин, 3 класс, М., Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2012. Цели: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Задачи: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; - воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. - совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); - расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; - активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); - накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Данная программа не подразумевает жестко регламентиро ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки- концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Содержание программы
В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№
Разделы и темы
Кол-во час
Россия-Родина моя.
5
1
Мелодия - душа музыки.
1
2
Природа и музыка.
1
3
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
1
4
Кантата «Александр Невский».
1
5
Опера «Иван Сусанин».
1
День, полный событий.
4
6
Утро.
1
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
8
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
9
Обобщающий урок.
1
«О России петь - что стремиться в храм».
4
10
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
1
11
Древнейшая песнь материнства.
1
12
Вербное Воскресение. Вербочки.
1
13
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4
14
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе
1
15
Певцы русской старины. Лель.
1
16
Звучащие картины.
1
17
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
1
В музыкальном театре.
6
18
Опера «Руслан и Людмила».
1
19
Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф.
1
20
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
1
21
«Океан - море синее».
1
22
Балет «Спящая красавица».
1
23
В современных ритмах (мюзикл).
1
В концертном зале.
6
24
Музыкальное состязание (концерт).
1
25
Музыкальные инструменты (флейта , скрипка).
1
26
Звучащие картины.
1
27
Сюита «Пер Гюнт».
1
28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
1
29
Мир Бетховена.
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
5
30
Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки.
1
31
Мир Прокофьева.
1
32
Певцы родной природы.
1
33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
1
34
Обобщающий урок.
1
Итого:
34
Содержание программы
Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души. Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава - русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). Урок 16. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Урок 17. Обобщающий урок. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан - море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее». Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч.)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта. Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Урок 26. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений. Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм - джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель. Джаз - музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости. Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор - исполнитель - слушатель. Урок 33. «Радость к солнцу нас зовёт». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка - источник вдохновения и радости. Урок 34. Обобщающий урок. Заключительный урок - концерт. Обобщение музыкальных впечатлений. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Учебно-тематическое планирование
Предмет
Музыка
Класс
3 "б"
Количество часов всего
34
Количество часов в неделю
1
Плановых контрольных уроков
2
зачётов
-
тестов
-
Административных контрольных уроков
1
Планирование составлено на основе
Программы «Музыка. Начальная школа», Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.
Учебник
«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева Т. С, Шмагина, М., Просвещение, 2011
Дополнительная литература
Учебно - тематическое планирование по музыке
№ п/п
Раздел
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки
УУД
Формы контроля
Дата
1.
Россия - Родина моя.
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Мелодия - душа музыки.
1
комбинированный
Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов.
Выявлять мелодичность и песенность в музыке.
Регулятивные: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.
Познавательные: различать звучание музыкальных инструментов, использованных в мелодиях
Коммуникативные: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.
Личностные: Уважительно относится к творчеству русских композиторов.
Беседа
03.09
2.
Россия - Родина моя. Открываем для себя новые качества музыки.
Природа и музыка. Романс. Звучащие картины.
1
комбинированный
Осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера.
Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов.
Регулятивные:
Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.
Познавательные:
Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
Узнавать и определять различные составы оркестров (симфони-ческий, духовой, народных инструментов).
Коммуникативные:
Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности.
Личностные:
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Импровизировать на заданную и свободную тему.
Беседа
10.09
3.
Россия - Родина моя. Мелодичность - значит песенность?
Виват, Россия! Наша слава - русская держава.
1
комбинированный
Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня.
Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни.
Регулятивные:
Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП.
Познавательные:
Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки.
Коммуникативные:
Исполнение старинных кантов и песен.
Личностные:
Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях.
Беседа, практическая работа
17.09
4.
Россия - Родина моя. Танцевальность бывает не только в танцах.
Кантата
"Александр Невский". С.С.Прокофьев.
1
комбинированный
Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева.
Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества.
Регулятивные:
Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная.
Познавательные:
Определять выразительные возможности различных музыкальных образов.
Коммуникативные:
выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Личностные:
Уважать свою Родину и её Защитников.
Беседа, практическая работа
24.09
5.
Россия - Родина моя.
Где слышится маршевость?
Опера «Иван Сусанин».
М.И.Глинки.
1
комбинированный
Познакомить с жанром героической оперы.
Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества. Регулятивные: Знать песни о героических событиях истории Отечества. Познавательные: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. Коммуникативные: Исполнение фрагментов из оперы. Личностные:
Гордиться Защитниками Отечества.
Беседа, практическая работа
01.10
6.
День, полный событий.
Что значит танцевальность, песенность, маршевость?
Утро.
П. Чайковский
«Утренняя молитва».
Э. Григ «Утро».
1
комбинированный
Познакомить с жанром портрета в музыке.
Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли.
Регулятивные:
Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера».
Познавательные:
самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.
Коммуникативные:
Исполнение главных мелодий произведений.
Личностные:
Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига.
Беседа, практическая работа
08.10
7.
День, полный событий.
Встречи с песенно-танцевальной музыкой.
Портрет в музыке.
В каждой интонации спрятан человек.
1
комбинированный
Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева.
Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек.
Регулятивные:
Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Познавательные:
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения.
Коммуникативные:
самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.
Личностные:
Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии.
Беседа, практическая работа
8.
День, полный событий. Встречи с песенно-маршевой музыкой.
В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
комбинированный
Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров.
Отличать интонационные линии персонажей.
Регулятивные:
самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев.
Познавательные:
понимать содержание музыкального произведения.
Коммуникативные:
передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа.
Личностные:
Выявлять связь музыки и живописи.
Беседа, практическая работа
9.
День, полный событий.
Обобщающий урок. С.Прокофьев, П.Чайковский, Э.Григ, М.Мусоргский).
1
комбинированный
Дать понятие музыкальных и живописных образов.
Выявлять связь музыкальных и живописных образов.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии.
Познавательные:
Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов.
Коммуникативные:
разработать сценарий к музыкальному произведению.
Личностные:
Исполнять соло из музыкальных сочинений различных жанров.
Беседа, практическая работа
10.
О России петь - что стремиться в храм.
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!».
1
комбинированный
Дать представление о духовных песнопениях.
Узнавать жанры церковной музыки.
Регулятивные:
Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства.
Познавательные:
Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций.
Коммуникативные:
Исполнение молитвы.
Личностные:
Знать религиозные праздники России.
Беседа, практическая работа
11.
О России петь - что стремиться в храм.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
1
комбинированный
Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО.
Познакомить с величайшей Святыней Руси - Иконами Божией Матери.
Регулятивные:
Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.
Познавательные:
иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства.
Коммуникативные:
исполнять песни о матери.
Личностные:
Ценить и уважать свою мать.
Беседа, практическая работа
12.
О России петь - что стремиться в храм.
Вербное воскресенье. Вербочки.
1
комбинированный
Дать представление о празднике православной церкви - Вербное Воскресение.
Расширить представление о православных праздниках.
Регулятивные:
Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках.
Познавательные:
знать жанры церковной музыки.
Коммуникативные:
Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства.
Личностные:
Приобщаться с традициям православной церкви.
Беседа, практическая работа
13.
О России петь - что стремиться в храм.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга.
Князь Владимир.
1
комбинированный
Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых.
Расширить представление о Православных Святых.
Регулятивные:
Самостоятельно ориентироваться в терминах.
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные:
исполнение стихиры.
Личностные:
Уважать историю Родины.
Беседа, практическая работа
14.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Настрою гусли на старинный лад. Былины. Былина о Садко и Морском царе.
1
комбинированный
Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине.
Выявить общность жизненных истоков народного и профессионального творчества.
Регулятивные:
Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки.
Познавательные:
выявлять общность интонаций в музыке и поэзии.
Коммуникативные:
выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и литературных
произведений.
Личностные:
Хранить традиции народного фольклора.
Беседа, практическая работа
15.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Певцы русской старины. Баян. Садко.
«Лель, мой Лель…»
М.Глинки, Н.Римского-Корсакова
1
комбинированный
Дать представление о распевах в былине.
Знать древний Новгородский эпос.
Регулятивные:
Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах.
Познавательные:
аккомпанировать на воображаемых гуслях.
Коммуникативные:
Исполнить северный былинный напев.
Личностные:
Хранить традиции народного фольклора.
Беседа, практическая работа
16.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».
1
комбинированный
Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов.
Различать мелодии в народном стиле.
Регулятивные:
Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные:
разучивание масленичных песен.
Личностные:
Хранить традиции русского народа.
Беседа, практическая работа
17.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Обобщающий урок.
1
комбинированный
Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов.
Различать мелодии в народном стиле. Регулятивные:
Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. Познавательные:
отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные: разучивание масленичных песен. Личностные:
Хранить традиции русского народа.
Беседа, практическая работа
18.
В музыкальном театре.
Опера «Руслан и Людмила».
М.Глинки.
1
комбинированный
Познакомить с жанром оперы-сказки.
Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять музыкальные темы главных героев.
Познавательные:
называть и объяснять основные термины оперы.
Коммуникативные:
интонационно узнавать образы героев.
Личностные:
Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения.
Беседа, практическая работа
19.
В музыкальном театре.
Опера «Орфей и Эвридика».
К.Глюка
1
комбинированный
Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка.
Различать контрастные средства выразительности образов.
Регулятивные:
Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. Познавательные:
понимать значения терминов. Коммуникативные: с помощью мимики и жестов передавать характер персонажей.
Личностные:
Развивать ассоциативную связь музыки и этноса.
Беседа, практическая работа
20.
В музыкальном театре.
Опера «Снегурочка». «Океан - море синее».
Н.Римского-Корсакова.
1
комбинированный
Расширять представление об опере-сказке.
Рассуждать о смысле и значении оперного искусства.
Регулятивные:
самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. Познавательные:
понимать смысл терминов. Коммуникативные:
передавать свои муз. впечатления в рисунке. Личностные:
Рассуждать о смысле и значении опер-сказок.
Беседа, практическая индивидуальная работа
21.
В музыкальном театре.
Балет «Спящая красавица».
П.И.Чайковский.
1
комбинированный
Познакомить с балетом.
Сравнительный анализ оперы и балета.
Регулятивные:
Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев.
Познавательные:
понимать смысл терминов.
Коммуникативные:
передавать свои музыкальные впечатления с помощью пластики, мимики и жестов.
Личностные:
Выявлять связь музыки и танца.
Беседа, практическая индивидуальная работа
22.
В музыкальном театре.
В современных ритмах. Мюзиклы.
1
комбинированный
Закрепить полученные знания и навыки.
Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и музыкальных произведениях.
Регулятивные:
Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла.
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные:
сравнивать муз. произведение и литературное или живописное.
Личностные:
Гордиться полученными музыкальными знаниями.
Беседа, практическая работа
23.
В концертном зале.
Музыкальное состязание. Концерт.
Композитор - исполнитель - слушатель.
1
комбинированный
Дать представление о жанре музыкального концерта.
Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.
Регулятивные:
Самостоятельно ориентироваться в терминах.
Познавательные:
различать главные и побочные темы «Концерта».
Коммуникативные:
выполнить творческое задание.
Личностные:
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Беседа, практическая работа
24.
В концертном зале.
Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины.
1
комбинированный
Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Регулятивные:
Самостоятельно узнавать тембр флейты.
Познавательные:
стилевые особенности старинной и современной музыки.
Коммуникативные:
наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Личностные:
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Беседа, практическая работа
25.
В концертном зале.
Музыкальные инструменты. Скрипка.
1
комбинированный
Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах.
Узнавать на слух звучание скрипки.
Регулятивные:
Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.
Познавательные:
Расширить музыкальный кругозор.
Коммуникативные:
выполнение творческого задания.
Личностные:
Уважительно относится к симфонической музыки.
Беседа, практическая работа
26.
В концертном зале.
Обобщающий урок.
1
комбинированный
Дать представление о жанре музыкального концерта.
Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра.
Регулятивные:
Самостоятельно узнавать главные мелодические темы.
Познавательные:
Расширить музыкальный кругозор.
Коммуникативные:
выполнение творческого задания.
Личностные:
Уважительно относится к симфонической музыки.
Беседа, практическая работа
27.
В концертном зале.
Сюита «Пер Гюнт».
Э.Григ.
1
комбинированный
Дать представление о жанре сюита.
Знать понятие сюита.
Регулятивные:
Самостоятельно определять музыкальные темы.
Познавательные:
самостоятельно называть части сюита.
Коммуникативные:
выполнение творческого задания.
Личностные:
Уважать творчество зарубежных композиторов.
Беседа, практическая работа
28.
В концертном зале.
«Героическая» симфония.
Мир Бетховена.
1
комбинированный
Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония.
Различать контрастные средства выразительности.
Регулятивные:
самостоятельно определять музыкальные темы.
Познавательные:
Ориентироваться в динамических оттенках.
Коммуникативные:
Дирижирование главных тем.
Личностные:
Уметь анализировать сюжетную линию.
Беседа, практическая работа
29.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Чудо-музыка.
Острый ритм - джаза звуки.
1
комбинированный
Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях.
Различать и узнавать ритмы джазовой музыки.
Регулятивные:
самостоятельно сравнивать джазовые композиции.
Познавательные:
ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза.
Коммуникативные:
знать известных джазовых музыкантов-исполнителей.
Личностные:
Импровизировать джазовые мелодии.
Беседа, практическая работа
30.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Люблю я грусть твоих просторов.
Мир Прокофьева.
1
комбинированный
Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева.
Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова.
Регулятивные:
Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации.
Познавательные:
различать , как с развитием музыки меняются краски звучания.
Коммуникативные:
Выполнение творческого задания.
Личностные:
Определять жанры музыкальных произведений.
Беседа, практическая работа
31.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Певцы родной природы. Э.Григ, П.Чайковский.
1
комбинированный
Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов.
Различать музыкальную речь разных композиторов.
Регулятивные:
Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.
Познавательные:
определять особенности построения формы музыкальных сочинений.
Коммуникативные:
исполнение песен.
Личностные:
Исполнять музыкального сочинения разных жанров и стилей.
Беседа.
Практическая работа
32.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Прославим радость на земле.
1
комбинированный
Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя.
Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру.
Регулятивные:
Самостоятельно различать музыкальную речь
разных композиторов
Познавательные:
определять характерные черты языка современной музыки.
Коммуникативные:
определять жанровую принадлежность музыкального произведения.
Личностные:
Уважительно относится к музыке разных композиторов.
Беседа.
Практическая работа
33.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Радость к солнцу нас зовёт.
1
комбинированный
Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя.
Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру.
Регулятивные:
Самостоятельно различать музыкальную речь
разных композиторов.
Познавательные:
определять характерные черты языка современной музыки.
Коммуникативные:
определять жанровую принадлежность музыкального произведения.
Личностные:
Уважительно относится к музыке разных композиторов.
Тест.
Беседа, практическая работа
34.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Обобщающий урок. Концерт.
1
комбинированный
Закрепить полученные знания и навыки.
Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях.
Регулятивные:
самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки.
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные:
творческое задание.
Личностные:
Гордиться великой силой искусства.
Беседа, практическая работа
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
3 класс
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной; - понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл; - накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); - развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); - расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; - включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); - накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство,
к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; - проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Планируемые результаты освоения обучающимися
Предметные результаты
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых.
- овладеть способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать,
- выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве).
- формировать представление о мире музыки, формах её бытования в жизни.
- развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся.
Знать/ понимать:
- Слова и мелодию Гимна России;
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
- Названия изученных жанров и форм музыки;
- Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);
- Названия изученных произведений и их авторов;
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Уметь:
- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
- Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- Исполнения знакомых песен;
- Участие в коллективном пении;
- Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится: - воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний; - различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки; - понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; - эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; - понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека; - передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: - соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д. -осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ; -владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства - слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров; - наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки; - участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; - узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; - узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку; - импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша; - пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации; - находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; - различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть: - представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве; - музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится: - выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8) - петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; - различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; - сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; - различать язык музыки разных стран мира. Обучающийся получит возможность научиться: - сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; - узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; - приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; - собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Критерии уровня музыкального развития учащихся
- Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;
- Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
- позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
- образ Родины, представление о ее богатой истории, героях - защитниках, о культурном наследии России;
- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
- выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
- выбирать способы решения исполнительской задачи;
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать учебный материал;
- устанавливать аналогии;
- сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
- выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
9