Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по технологии - составлена на основе:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана ;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  • основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Темясово МР Баймакский район РБ;
  • положения о рабочей программе учителя начальных классов МОБУ СОШ с.Темясово;
  • Устава школы.

Основная цель обучения по предмету

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Основные задачи курса

• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологии конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, ном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.


Общая характеристика предмета учебного плана ОУ В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы, гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразователь- ной, проектной деятельности человека и овладения элементарными техника-технологическими знаниями, умениями и навыками. В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом - уровень ремесла и уровень мастерства. Первый - репродуктивный - благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия. Второй - творческий - предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную; поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.


Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ


Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения и разработки замысла изделия (создание ясного целостно представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учи гель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.





Место данного предмета в учебном плане ОУ. В четвертом классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Технология» отводится 34часов (1 час в неделю). Уровень обучения: базовый. УМК, реализующий данную программу: « Школа XXI века» Н.Ф.Виноградова



Результаты изучения предмета учебного плана ОУ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений: - оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; - описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-ехнологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла; - понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД Уметь: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи); - предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; - самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; - выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия; - осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД - искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; - приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать иклассифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач; - делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД - формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; - высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать; - слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (30 ч) Преобразовательная деятельность человека в ХХ - начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении. Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту. Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях. Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. -использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16 ч) Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы -полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг. 3. Конструирование и моделирование (10 ч) Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Техника ХХ - начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). 4. Использование информационных технологий (12 ч) Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

знать/понимать:

  1. область применения и назначение инструментов, различных машин, технических
    устройств (в том числе и компьютеров);

  2. основные источники информации;

  3. назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь:

  1. выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,
    осуществлять контроль за её ходом и результатами;

  3. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,
    эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  4. работать с текстом и изображением, представленным на компьютере,


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач,

  2. использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

  3. соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  4. осуществления сотрудничества в совместной работе.


IV. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом; • степень самостоятельности; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.











V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


урока

Кол.

часов

по разделу

Темы урока

Дата

УУД

Планиру-емая

Реализу-емая

Современное производство.

Самостоятельно организовывать свое

рабочее место в соответствии с целью

выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по

изучению незнакомого материала. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир». Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Определять план выполнения заданий н уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1

1ч.

Штучное и массовое.

2.09

2

1ч.

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше.

9.09

3

1ч.

Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс.

Современное производство.

16.09

4

1ч.

Как люди совершают открытия.

23.09

5

1ч.

Как работает современный завод

30.09

6

1ч.

Какие бывают двигатели.

7.10

Материалы для современного производства.

7

1ч.

Что изготавливают из нефти.

Черное золото. Как добывают нефть и газ

14.10

8

1ч.

Проблемы экологии.

21.10

9

1ч.

Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве.

28.10

10

1ч.

Природоохранные и сельскохозяйственные технологии.

11.11

11

1ч.

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений

18.11

12

1ч.

Чудеса в саду и огороде.

25.11

13

1ч.

Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий.

2.12

14

1ч.

Цветочная сказка.

9.12

Жилище человека

15

1ч.

О чём рассказывает дом. Дом для семьи

16.12

16

1ч.

Какие бывают города.

Как дом стал небоскребом.

23.12

17

1ч.

Города будущего

20.01

18

1ч.

Проверь себя.

27.01

Дизайн

19

1ч.

Что такое дизайн. Его роль и место в современной проектной деятельности.

3.02

20

1ч.

Этапы создания дизайна технического изделия.

10.02

21

1ч.

Дизайн рекламной продукции.

17.02

22

1ч.

Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг.

24.02

23

1ч.

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера - модельера.

2.03

24

1ч.

Отделка одежды.

9.03

25

1ч.

Аксессуары в одежде.

16.03

26

1ч.

Проверь себя

23.03

Компьютерный мир.

27

1ч.

Что такое компьютер?

6.04

28

1ч.

Современный информационный мир и информационные технологии.

13.04

29

1ч.

Что умеют компьютеры.

20.04

30

1ч.

Как создать документ.

27.04

31

1ч.

Файлы и папки. Создание текстов.

4.05

32

1ч.

Форматирование текста. Как вставить картинку в документ.

11.05

33

1ч.

Создание таблиц.

18.05

34

1ч.

Проверь себя.

25.05



VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Учебник: Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., дополненное. - М.: Вентана - Граф, 2013. - 158с.
Оборудование: Учебные столы. Интерактивная доска Ноутбук.
Таблицы.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Электронные образовательные ресурсы.
Название сайта Электронный адрес Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/ Федеральный российский общеобразовательный портал school.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» edu.ru Образовательный портал «Уроки» uroki.ru Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») festival.1september.ru

12


© 2010-2022