Авторская программа по внеурочной деятельности Юный Пифагор

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Князевская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано с рук. МО Утверждаю:

_________ Директор школы:

«____»_________2014 г ___________

«_____» _________2014 г


Образовательная программа

по внеурочной деятельности

«Юный Пифагор»

Срок реализации:

1 год


Возраст детей:

7-8 лет



Составила:

НовиковаЛ.Н.

учитель начальных классов.

I. Пояснительная записка Программа «Юный Пифагор» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы обусловлена тем, что младших школьников на сегодняшний день, в компьютерный век, необходимо мотивировать к обучению математики, к стремлению развивать свои интеллектуальные возможности и математические способности. Программа «Юный Пифагор» разработана таким образом, что учащиеся в игровой и интерактивной форме с помощью мобильного класса, могут ознакомиться со многими вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о специфики данной науки. Мобильный класс прошел, тесты на эффективность в реальных образовательных средах и многие школы на практике высоко оценили преимущества этого комплексного решения, эффективно поддерживающего методики преподавания и электронного обучения, которые нужны для приобретения навыков, необходимых в 21 веке». Решение математических задач, связанных с логическим, образным мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно принимать решения, думать, решать актуальные вопросы, а также научит ребят отстаивать свою точку зрения по конкретным математическим вопросам. Содержание программы соответствует возможностям младших школьников и позволяет применять навыки, полученные во внеурочной деятельности, в обучающейся среде. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики в игровой форме для первоклассников, а также расширенный, углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны способствовать развитию у детей математического образа мышления. Дети научаться с легкостью апеллировать математическими терминами, применять навыки решения задач, полученные во время занятий кружка. Творческие работы, интерактивные проекты и другие технологии, используемые в работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть мыслительными навыками, что поможет им достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Для эффективности работы кружка, внеурочная деятельность будет проводиться в малых группах с акцентом на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Мультимедийная среда обучения в мобильном классе предоставляет прекрасные возможности для развития способностей ребенка. Интерактивность позволяет ребенку осваивать предмет, в то же время, повышая интерес к еще более глубокому его изучению. Эта интерактивность проявляется и в самостоятельной работе ребенка, и проверке его знаний, и возможности создавать свои проекты. Мультимедийность здесь является средством, позволяющим заинтересовать учащегося. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС). Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2014 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель и задачи программы: Цель: - развивать математико-логический образ мышления. Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-способствовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения комбинаторного мышления; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 7-8 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важное значение имеют игровые формы при выполнении заданий.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Юный Пифагор» рассчитана на год обучения, 33 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность:

Создание условий для повышения стимула к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные и логические способности учащихся.
2.Научность:
Математика - учебная дисциплина, способствующая развитию умения логически мыслить, делать выводы, обобщать информацию.
3.Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров и задач) к общим (решение математических вопросов, при помощи интеллектуальных интерактивных игр).

4.Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, с использованием возможностей мобильного класса, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение увлекательных задач, которые впоследствии помогут школьникам принимать участие в олимпиадах и других играх и конкурсах.

5.Обеспечение мотивации:

  • развитие интереса к математике как науке научно-прикладного направления,
  • успешное усвоение учебного материала на уроках, самоуверенность в себе и вера в свои силы самостоятельно решать сложные логические задачи. 6.Реалистичность:
    Программа рассчитана на 33 занятия, для более успешного усвоения материала.

7.Курс ориентационный: Осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, позволяет выявить интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, увеличивает знания в математики, как учебной дисциплины.

Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 30-35 минут. Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • интерактивные игры в мобильном классе;
  • тематические праздники, конкурсы, викторины;
  • хитрости счета в математике.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на небольшие группы для выполнения заданий); - коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам, викторинам, олимпиадам).

Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;

- интерактивные математические игры;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; «Полиатлон», «Турнир первоклассника»;
- знакомство с источниками литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность (разработка игр, тематических викторин);
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в малых мобильных группах;
- творческие работы.


Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Выдвигать и отстаивать свою точку зрения. - Самостоятельно принимать решения. Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, деловые качества ученика) используется:

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • тестирование,
  • анкетирование,
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения изменений целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-игры на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • презентация работ (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • интерактивные игры в мобильном классе,
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимся в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • ответсвенность,
  • аккуратность,
  • системный подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в решении и выполнении заданий.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. -создавать условия, способствующие полному раскрытию потенциала ребенка. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:
  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, тематические игры, эстафеты и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • проведения математических лото, турниров.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную деятельность. Работа построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и более увлекательной, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и решение могут стать опорой и фундаментом в развитии личности ребёнка. Занятия в кружке предлагают ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Программа будет полезна как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Кружок содержит уроки и тесты, каждый из которых представляет маленький интерактивный мультфильм.

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль: определение учеником уровня своих знаний, потенциальных возможностей, а также выявления трудных для понимания областей, которые ещё предстоит решить в ходе внеурочной деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуального роста знаний и усвоения дисциплины учеником, без сравнительного анализа с другими учащимися. Результаты проверки отображаются в зачётном листе учителя.

Учебно-тематический план, 1 класс

Наименование тем курса

Всего ча

Сов

Виды деятельности

Форма контроля

1. Как люди научились считать. 1 Определение интересов, склонностей учащихся. выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» конкурс на лучший коллаж

2.Числа от 1 до 10. 1

3.Кубики. 1 устный счёт математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах. 1 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач Тестирование

5. Упражнения с числами 1 работа с алгоритмами Тестирование

6.Состав числа. 1 работа с числами Игры

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 решение теста - кроссворда проверочный тест

8. Поле чудес 1 работа с алгоритмом контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.


1 самостоятельная работа мини-олимпиада

10. Сколько? 1 составление схем, диаграмм Тестирование

11. Загадки- смекалки. 1 составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Математический экзамен. 1 работа с таблицей разрядов Тест

13. Пасьянс


1 работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши». 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами тестирование

15.Укажи картинку.


1 инсценирования задач конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных». 1 проектная деятельность конкурс на лучшую математическую газету

17.Найди пары. 1 решение задач на установление причинно-следственных отношений Тестирование

18.Решение олимпиадных задач. 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада 1 решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада

21. Тесты. 1 работа над ошибками олимпиадных заданий Тестирование

22.Математические горки. 1 решение задач на преобразование неравенств конкурс на лучший «Решебник»

23.Кроссворд. 1 работа в группах: инсценирование Тестирование

24.Решение логических задач. 1 схематическое изображение задач Тестирование

25.Разбей на группы. 1 творческая работа Тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед! 1 работа с энциклопедиями и справочной литературой создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Составьте картинки. 1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения Презентация

28.Знакомьтесь: Пифагор! 1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» Викторина

29.Задачи с многовариантными решениями. 1 Работа в парах по решению задач школьная олимпиада

30.Секретные материалы. 1 составление знаковых систем Тест

31.Запомни. 1 индивидуальная работа Тестирование

32.Математический КВН 1 работа в группах школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги» 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе Анкетирование



Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. - М., 1999.
  3. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. - Тамбов, 1999.
  4. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. - Тамбов, 1995.
  5. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. - М, 1997.
  6. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
  8. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. - М., 1995.
  9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой - М., 1996.
  10. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-пресс, 1999.
  11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
  12. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2004.
  13. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: Просвещение, 1975.
  14. Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. - Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
  15. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. - М., 1986.
  16. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. - М., 1990.
  17. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
  18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата - М., 2001.
  20. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. - Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
  21. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. - М., 1994.
  22. Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. - Волгоград, 2001.
  23. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  24. Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. - М., 1990.
  25. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
  26. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004.
  27. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
  28. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
  29. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.
  30. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч - М.: Сентябрь, 1996.





























© 2010-2022