Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»
1. Оргмомент. Психологический настрой. Самоопределение к деятельности. У: Сегодняшний наш урок я хотела бы начать с высказывания Римского политического деятеля, которое стало крылатым выражением. (Запись на доске: «Обсуждать надо часто, решать - однажды.» Публилий) Как вы понимаете это высказывание? Д: Надо уметь рассуждать. Надо искать ответ, обсуждая решение. Надо пользоваться знаниями, чтобы что-то решить. Надо научиться обсуждать, чтобы решить правильно задачу, а не переделывать несколько раз. У: Молодцы, ребята! Вы всё поняли и истолковали правильно. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке? Д: Будем обсуждать! Будем учиться решать! Будем искать правильный ответ! У: Конечно! И мы убедимся, что обсуждая и рассуждая, всегда легче прийти к самому рациональному и верному решению. Что ж! В конце урока мы посмотрим, помогло ли нам мудрое изречение. 2. Актуализация знаний. Работа по теме урока.
У: Итак, начнём наш урок рассуждений и обсуждений! Какое сегодня число? Что вы можете сказать о нём? (18 февраля) Д: Оно двузначное, чётное. Его соседи - числа 17 и 19. Вчера было 17 число, а завтра будет 19-ое! А февраль - второй месяц в году. Число 2 тоже чётное. У: Молодец! У: Назовите, сколько единиц в числе 18? Сколько десятков? Хорошо! Давайте запишем дату. (Оформление записи в тетради)
3. Постановка учебной задачи. Фиксация затруднений в деятельности. Поиск решения выхода из затруднений.
У: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? Д: Двузначные числа! Действительно, мы будем рассматривать двузначные числа и их состав. Что вы знаете о них? Д: Они имеют разряд десятков и единиц. Они записываются двузначными числами. У: Хорошо! А теперь запишите число 47. Подчеркните в нём разряд единиц одной чертой, а разряд десятков двумя чертами. (Дети записывают и подчёркивают) Что у вас получилось? Как можно представить это число при помощи палочек? Каждая группа, выложите это число на парте. (Дети выкладывают число так: 4 пучка десятка и 7 отдельных палочек). У: Молодцы, ребята! Давайте запишем в тетрадь, как мы представили число 47. Что это за слагаемые? Д: Это разрядные слагаемые. Записывают: 47 = 40 + 7. У: Какими суммами мы можем ещё представить это число? (Дети задумываются, потом дают ответы). Д: 46 + 1! 45 + 2! И т.д. У: Запишите эти суммы. Молодцы. А есть ещё варианты? Д: Есть… но тогда оба слагаемых будут двузначные числа, а мы не умеем их складывать! У: А вы попробуйте! Поработайте с палочками в группах. Пообсуждайте. (Дети передвигают пучки-десятки и отдельные палочки по-разному, у них получаются разные варианты сумм). У: Стоп! А теперь давайте запишем некоторые суммы и постараемся, чтобы они были разными. Советуйтесь в группе, какую запись выбрать. Первая группа! (Выходит к доске ученик и записывает: 47 = 30 + 17. Выходит представитель второй группы: 47 = 37 + 10, Третьей: 47 = 35 + 12, четвёртой: 47 = 26 + 21, пятой: 47 = 14 + 33) У: Хорошо! Действительно все эти суммы верны. Как можно все полученные ранее и полученные теперь суммы сгруппировать по общему признаку? Давайте будем обсуждать! (Дети обсуждают в группах, доказывают друг другу, пытаясь сформулировать правильные ответы) Дети предлагают: Мы можем складывать разрядные слагаемые. Мы можем к двузначному числу прибавлять единицы. Мы можем к двузначному числу прибавлять круглые десятки. Мы можем к двузначному числу прибавлять двузначное. У: Молодцы. Придумайте ещё варианты и запишите их под теми равенствами, к которым они относятся. Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети называют равенства, остальные внимательно слушают и исправляют по необходимости ошибочные ответы). А теперь запишите 4 двузначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых. Взаимопроверка в группах. (Это задание даётся детям легко). У: Оцените работу своей группы. Если все участники группы справлялись с заданием и если группа работала дружно, то нарисуйте любого цвета


Если вы считаете, что у вас были незначительные ошибки, но вы с ними справились, то нарисуйте любого цвета


Если вы считаете, что в вашей группе было много ошибок или вы при обсуждении не сразу могли договориться, то любым цветом нарисуйте
.
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились! Теперь посмотрим, как вы выполните следующее задание, и поможет ли вам при этом обсуждение?
4. Первичное закрепление. Проверка знания нумерации и умения рассуждать.
Прочитайте: Миша живёт на 16 этаже, а Серёжа - на 19. Таня и Лида живут выше Миши, но ниже Серёжи. Таня живёт выше Лиды. На каком этаже живёт Лида? А Таня?
У: Что вам поможет для того, чтобы ответить на данный вопрос? Д: Рисунок! У: Нужно ли рисовать все этажи дома? Д: Нет! Можно нарисовать только самый нижний этаж из указанных и самый верхний этаж. У: А мы знаем, какие это этажи? Как вы узнали? Обсудите это в группе и докажите. Д: Никто не живёт выше Серёжи, значит, его этаж 19-ый самый верхний. И никто не живёт ниже Миши, значит, его этаж самый нижний. Это 16-ый этаж. Нарисуйте эти этажи дома, подпишите номера и поселите туда Мишу и Серёжу. (Дети работают в группах, выполняя один общий рисунок от группы. Советуют и подсказывают. Кто-то рисует дома, кто-то подписывает имена детей.) Д: Теперь нам надо только определить, на каких этажах живут девочки Таня и Лида! Это промежуточные этажи - 17 и 18-ый! У: Давайте вспомним, что про них сказано? Д: Таня живёт выше Лиды. Значит, Таня живёт на 18, а Лида на 17 этаже! У: Вам осталось поселить девочек на их этажи. Сделайте это. (Дети подписывают на рисунках имена детей). Что помогло вам ответить на вопрос этого задания? Д: Обсуждения и рассуждения. Знания порядка чисел в ряду! У: Хорошо! Теперь на листочках оцените работу своей группы, рисуя ,

или .
5. Физминутка А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок.
6. Постановка следующей учебной задачи. Фиксация затруднений в деятельности. Поиск решения выхода из затруднений.
У: Вы отлично поработали, ребята! Молодцы! Готовы к новому заданию? Тогда слушайте его! Нам необходимо расшифровать засекреченный код, который откроет нам последнее задание урока. Будем работать индивидуально. Запишите разности в столбик и выполните вычитание при помощи натурального ряда чисел: 14 - 5 11 - 3 15 - 7
Запишите тот отрезок натурального ряда, который вы использовали для решения. Рядом с каждым равенством напишите, сколько шагов влево по натуральному ряду вы сделали до числа 10 и сколько после него. (Дети работают самостоятельно).
Запишите в столбик суммы и найдите их значения при помощи натурального ряда чисел: 5 + 9 8 + 3 7 + 8 Запишите тот отрезок натурального ряда, который вы использовали для решения. Рядом с каждым равенством напишите, сколько шагов влево по натуральному ряду вы сделали до числа 10 и сколько после него.
Проверьте выполнение своего задания в группах. А мне назовите полученные результаты вычитания и суммы - это и будет код для открытия следующего задания.
Д: 9, 8, 8, 13, 11, 15. У: Молодцы ребята! Это верный код! У кого все суммы совпали, рисуйте себе звёздочку! Если 1-2 ошибки, то квадрат, если ошибок больше, то треугольник.


, , .
У: А что вы можете сказать о данных разностях и суммах? Д: В первом примере числа 14, 5 и 9. В первой сумме те же числа - 5, 9 и 14. И так во вторых примерах! И в третьих! У: А как можно назвать такие примеры? Д: Они называются обратными!
7. Первичное закрепление.
У: Сегодня нам итоговое задание приготовил Мастер Карандаш.

Урок по математике для 2 класса «Двузначные числа и действия с ними»

Открываем закодированный конверт! О! Это конечно же геометрическое задание. Нужно начертить отрезок длиной 1 дм 1 см. Прежде, чем выполнять задание, давайте вспомним, а что такое отрезок? Д: Это геометрическая фигура, у которой есть начало и есть конец! У: Тогда с чего начнёте свой чертёж? Д: Сначала мы поставим точку, отмерим от неё нужную длину и поставим другую точку. Потом соединим их по линейке. (Самостоятельная работа) У: Запишите его длину. А теперь запишите длину этого отрезка в сантиметрах. Записали? У меня такая запись: 1 дм 1 см = 11 см. А у вас так? Д: Да! Верно! Тогда запишите в сантиметрах длину этих отрезков Из конверта извлекаю карточки, где написаны величины: 1 дм 4 см; 1 дм 6 см; 3 дм 2 см. И запишите в дециметрах и сантиметрах длину таких отрезков (достаю из конверта следующую карточку): 19 см; 25 см; 64 см; 38 см. Взаимопроверка в группах. Теперь каждому индивидуально по решению группы выставляется оценка в виде геометрических фигур:


, , .
У: Ребята, какие знания вам понадобились для выполнения этого задания? Д: Мы должны знать, сколько сантиметров в одном дециметре. И ещё мы заменяли двузначное число суммой разрядных слагаемых. Так из десятков получались дециметры, а единицы - это сантиметры.
8. Рефлексия деятельности.
У: А теперь, ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Помогло ли нам сегодня высказывание Публилия «Обсуждать надо часто, решать - однажды.»? Д: Да! Помогло! Мы много обсуждали! У: Например? Д: Когда надо было двузначные числа заменять слагаемыми. Сначала мы заменяли только разрядными слагаемыми, а потом разными! У: Ещё когда вам это пригодилось? Д: Когда мы определяли, на каком этаже живут дети! У: Верно! Д: И когда находили разности и суммы. И когда выполняли геометрическое задание! У: А кто из вас может сказать, чему новому он научился? Оцените свою работу, начиная со слов Сегодня я узнал(а)… Я запомнил(а)……… Теперь я могу………. У: Что ж, вы хорошо поработали! Молодцы!!! Давайте подведём итог вашей самооценке. Кто с каким фигурами пришёл к концу урока? (Дети называют свой набор фигур). А что мы посоветуем ребятам, у которых ещё нет звёздочек? (Дети дают свои варианты советов). У: Правильно, ребята! Мне тоже хотелось бы их заверить, что у них будут звёздочки уже на следующем уроке, надо только постараться быть внимательными, уметь рассуждать и обсуждать и в группе работать дружно! Ведь вы дружный класс! Все молодцы! Спасибо за урок!


© 2010-2022