Публикация Как повысить результативность обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публикация Как повысить результативность обученияОб основных направлениях деятельности учителя начальных классов по повышению результативности обучения

Как повысить результативность обучения


Главной целью начального образования сегодня становится обеспечение целостного развития личности учащегося и достижение высокой результативности образования. А результативность во многом зависит от профессиональной компетенции педагога. Следовательно, первым важным направлением деятельности по повышению результативности обучения должен стать профессиональный рост учителя, его самообразование. Важнейшим средством профессионального роста учителя является хорошо организованная методическая работа. «Творчество радиоактивно, - говорил писатель Юрий Олеша. - Происходит известный в психологии процесс «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие в работе, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой». Из года в год в школе осуществляется качественное обеспечение образования педагогических кадров через систему курсов, школ передового опыта, целевых семинаров, педагогических чтений, показ открытых уроков, мастер-классов. Обеспечение развития личности ребёнка в начальной школе базируется на развивающем содержании образования. Усиление развивающей направленности содержания образования - второе важное направление работы по повышению результативности начального обучения. Сегодня развивающая функция содержания обеспечивается наличием различных его вариантов, представленных в альтернативных учебно-методических комплексах. Выбор УМК осуществляется учителем с учётом особенностей принимаемых в школу детей, уровня их готовности к обучению, возможностей приобретения учебников и пособий, а также желания самого педагога, основанного на глубоком изучении особенностей работы по данному комплексу. Содержание образования не может обеспечить развитие личности ученика само по себе, без должной организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса в соответствии с современными требованиями - третье важнейшее направление деятельности по повышению результативности начального образования. Сегодня наиболее значимым требованием к образовательному процессу в начальной школе является его соответствие возрастным особенностям и возможностям детей, направленность на охрану и укрепление здоровья. Ребёнок и его здоровье признаны главными ценностями образовательного процесса, и поэтому в школе необходимо создать эмоционально и физически комфортную для ребёнка среду, где у него нет неудач, а есть только ошибки, которые можно исправить, где его любят и принимают. Следующим направлением деятельности по повышению результативности начального образования является использование в образовательном процессе современных технологий, форм, методов и средств работы с детьми. Вашему вниманию я представлю несколько приёмов, положительно влияющих на здоровье учащихся. «Письмо левой рукой». Этот метод таит в себе колоссальные возможности. В Японии детей учат с 1 класса писать и левой, и правой рукой. Чтобы развить пальцы обеих рук, в этой стране практикуется игра на скрипке с младшего школьного возраста. Если ребёнок пользуется только правой рукой, то другое полушарие, связанное с левой рукой, бездействует и атрофируется. Именно это полушарие мозга ответственно за восприятие и воспроизведение ритма, рифмы, музыки и картин - за так называемые творческие типы деятельности. Воображение, мечты, добрые чувства также, в первую очередь, связаны с этим эмоциональным центром мозга. Кроме того, правое полушарие тесно связано с системой, отвечающей за длительное хранение информации. Когда ребёнок пишет только правой рукой, угнетается левое полушарие мозга, что приводит к раздражительности, вспышке гнева, вызывает отчуждение к школе и к учёбе. «Письмо на спине». С приходом в школу ребёнок начинает осваивать множество символов. Особенно досаждают ему знаки «>, <». При изучении данной темы этот метод просто не заменим. Расставим детей так, чтобы за спиной каждого ребёнка стоял другой. Стоящий впереди ребенок играет роль - «доски», а другой - ученика. Учитель медленно произносит слово «больше» и на спине ученика чертит нужный символ. Ребёнок изображает знак на доске. После повторения этой процедуры примерно 5 раз, дети меняются местами - всё повторяется заново. На спине пишется только один знак. Иначе путаница неизбежна. «Мокрое письмо». В лексиконе учеников этот метод получил название «мокрое письмо», по причине, что обучение идет с использованием мокрой тряпки вместо мела. Данный метод лучше применять на уроках русского языка, так как дети много пишут и устают. К 3 и 4 урокам кончики пальцев сильно утомляются, так как дети вынуждены напрягать долгое время одни и те же мышцы. Учитель диктует словарные слова, исправляет ошибки по ходу написания. Такое письмо способствует запоминанию трудных слов. Ребёнок не испытывает напряжения при таком способе письма - не проходит и двух минут, как слово растворяется в воздухе, унося с собой ошибки. Результативность начального образования во многом определяется наличием у учителя постоянной и системной информации о ходе продвижения каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такая информация обеспечивается систематическим отслеживанием хода и результатов обучения и воспитания школьников, реализуемым на основе педагогической диагностики. Организация систематического отслеживания процесса обучения и динамики его результатов - ещё одно важнейшее направление по повышению результативности образования. Однако главным направлением деятельности учителя по повышению качества образования я считаю обеспечение результативности урока как центральной единицы обучения. В основе результативности урока лежит методически грамотное его построение. Современный урок - это урок развивающий, четко структурированный, эмоционально-комфортный, это творческая лаборатория сотрудничества учителя и учащихся, где решаются общие и специфические предметные задачи развития личности ребенка. Построение такого урока требует особого его проектирования, осмысления развивающих задач и возможностей, полной реализации специально-предметных путей повышения его результативности. «Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель", - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. Я люблю учиться, стремлюсь к повышению своего педагогического мастерства, хочу воспитать и вырастить из своих любимых учеников замечательных людей.


© 2010-2022