- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока риторики Слушаем по-разному
Конспект урока риторики Слушаем по-разному
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Г.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением русского языка и математики»
Урок риторики 3 класс
Тема. Слушаем по-разному.
Разработала
учитель первой
квалификационной категории
Симонова Г.А.
г. Оренбург, 2015
Тема: Слушаем по-разному.
Дата проведения: 28.11.15г.
Цель: научить учащихся умению слушать и слышать собеседника.
Задачи: 1. Формировать умение концентрировать внимание и запоминать информацию. 2. Развивать устную речь, мышление и память учащихся. 3. Воспитывать талантливого слушателя и талантливого собеседника.
Формируемые УУД: Предметные: знать и применять основные приёмы внимательного слушателя. Метапредметные: формулировать тему урока после предварительного обсуждения; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; доказывать;критически осмысливать свой опыт общения. Личностные: осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.
Оборудование: учебник по риторике, учебник по русскому языку, презентация «Слушаем по-разному», муз произведение Шостаковича «вальс- шутка».
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, математика.
Ход урока:
-
М.Н.У.
-
Постановка цели урока.
Учитель: - Ребята, послушайте внимательно произведение и подумайте, для кого оно предназначено.
Звучит «Вальс - шутка» Д.Шостаковича Дети: Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др..
Учитель: А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
Учитель: Молодцы, вы все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют? Дети: Вальс. Учитель: Верно,это «Вальс - шутка», которую написал великий русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Слайд1 (портрет+ илл. к вальсу) Я думаю, вы со мной согласитесь, что это очень красивое, нежное и весёлое произведение. Послушайте, как описывал вальс И. Бунин: Слайд2 (портрет+ текст) О вальсе сказано немало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев не бывало, Но лучше вальса, право, нет! Учитель: Как относится к этому танцу поэт? - Как вы об этом узнали? Зачитайте. Дети: Но лучше вальса, право, нет! Учитель: Вернёмся к муз. пьесе. Какой у неё характер? Дети:(мнения) Учитель:Легкий, изящный, но несколько «механический» за счет повторяющейся мелодии, четкого, но однообразного аккомпанемента. - Обратите внимание, вы все слушали один и тот же муз. фрагмент, а ответы прозвучали разные. Почему? Сделайте вывод, как же мы слышим. Дети: Слышим мы по-разному. Учитель: Верно, мы слышим все по-разному. Вы сформулировали тему урока. Слайд3 (тема) Учитель: Так кто же может танцевать «Вальс -шутку»? Дети: «Механическая, заводная кукла».
Физ. пауза Учитель: Изобразите того, о ком я прочитаю стихотворение. Наша кукла -непростая, Наша кукла -вот такая: Руки протянув вперед Наша куколка замрет. Учитель: Ребята, как вы считаете почему мы слышим по-разному? Дети: (мнения) Учитель: Значит, какую цель мы перед собой поставим? Дети: Научиться быть внимательным слушателем.
Учитель: А зачем нужно учиться слушать? Дети: (мнения). Учитель: Что поможет нам этого добиться? Дети: Задания, которые мы будем выполнять.
- Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель: Есть желающие повторить? Слайд 4 (скороговорка)
Учитель: Произнесём скороговорку вместе:
1-й раз - медленно;
2-й раз - с нарастанием скорости ( медленно - быстрее - ещё быстрее);
3-й раз - быстро.
Ваша задача - чётко проговаривать все звуки.
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 кл.Учебник, Ч.1. с.73-80
Учитель: Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке риторики?
Какими советами необходимо пользоваться при слушании учебных текстов? Найдите их в учебнике.
Учитель: Давайте проговорим их ещё раз.
-
Сосредоточься на слушании, не отвлекайся.
-
Постарайся понять самое главное.
-
Запиши то, что ты хочешь запомнить.
-
Не перебивай говорящего.
-
Запиши непонятные слова, выясни их значение.
-
Следи за выражением лица, жестами говорящего.
А теперь, давайте проверим домашнее задание, стараясь применять правила слушания.
Каленчук М.Л. Руский язык: 3 кл.: Учебник.- Ч.2. с.30-31 + работа по карточкам ( 4ч.)
Учитель: Какое событие произошло в мире?
Дети: Так в нашем мире одной чайкой стало больше.
Учитель: Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков?
Дети: Так как птенец только слышит звуки и ничего не видит.
Учитель: Какой момент кажется вам самым важным, значительным? Зачитайте. Докажите.
Дети: (мнения)
Учитель:Что такое тема текста?
Дети: Тема текста - это то, о чём говориться в тексте.
Учитель: Что такое основная мысль?
Дети: Основная мысль - это то, для чего написан текст, т.е. его идея.
Учитель: Название текста выражает тему или основную мысль? Докажите.
Дети: Основную мысль. (мнения)
Учитель: По прочитанному тексту вам нужно было составить план. Поработайте в паре, прочитайте планы друг друга. Выскажите своё мнение.
Учитель: Поднимите руките, кто считает, что сосед справился с заданием.
Учитель: Заслушаем план...
Дети: ( 2 учащихся на отметку)
Учитель: Молодцы, вы успешно справились с домашним заданием.
-
Работа по теме урока. Практическая деятельность.
-
Работа в тетради.
- Работа с толкованием слов.
Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова: слушать и слышать. Что между ними общего, в чём различие?
Дети: (мнение)
Учитель: Можно человека слушать, и не слышать его?
В толковом словаре Ожегова есть объяснение этих двух слов. Прочитайте про себя.
Слайд 6 (толкование слов) СЛУШАТЬ 1. кого-что. Направлять слух на что-нибудь. Слушать музыку. Слушай, что тебе говорят (т- е. принимай во внимание). 2. что. Публично разбирать, обсуждать . Слушать дело в суде. 3. кого-что. Исследовать на слух. Врач слушает больного.
СЛЫШАТЬ 1. кого-что. Различать, воспринимать что-н. слухом. Слышишь: зовут. 2. Обладать слухом. Старик не слышит (глух). 3. о ком-чем и с союзом ""что"". Получать какие-н. сведения, узнавать. Я слышал, что он скоро приедет.
Учитель: В чём же разница между этими словами?
Дети: (мнения)
Физ. пауза
«Четыре стихии»
Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Команда. Движение руки.
«Земля». Дети опускают руки вниз.
«Вода». Дети вытягивают руки вперёд.
«Воздух». Дети поднимают руки вверх.
«Огонь». Дети вращают руками.
-
Работа с учебником.
С. 76 № 86.
Учитель: Прочитайте задание про себя. Найдите глазками в тексте слово со *. Что это значит?
Дети: Его значение нужно найти в толковом словаре.
Учитель: Поработайте со словарём. Кому нужна помощь?
Учитель: Закройте учебники, приготовьтесь внимательно послушать.
Учитель: Древние египтяне ценили замечательные способности кошек уничтожать грызунов. Поэтому они были причислены к священным животным. Кошки жили в храмах, питаясь самой отборной пищей, у них были свои почитатели. При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку. Смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови. Учитель: О чём этот текст? Какова его тема? Дети:Тема - кошки в Древнем Египте. Учитель: Прослушайте текст ещё раз. По ходу чтения записывайте слова, которые помогут вам его пересказать. Дети: Вариант записи: Уничтожали грызунов; священные животные; в храмах; при пожаре; траур. Учитель: продолжите выполнять это упр. на с. 77, записи делайте в тетрадь. Дети: Основная мыль (возможные варианты): · Древние египтяне ценили кошек. · Древние египтяне считали кошек священными и т.д. Учитель: Какой можем сделать вывод после выполнения этого упражнения?
Дети: Вывод:
-
Нужно уметь внимательно слушать.
-
Если что-либо непонятно, нужно переспросить.
-
Нужно уметь запоминать и выделять существенные моменты.
-
Тренировать память.
С.77 № 87
Учитель: Послушайте шутливую задачу.
Шёл Кондрат в Ленинград.
А навстречу - двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят.
Сколько котят ребята несут в Ленинград?
Можете ли вы передать содержание задачи и решить её прослушав один раз?
Дети: (мнения)
Учитель: Откройте учебники, № 87, перечитайте задачу про себя и подумайте, можно ли решить её.
Дети: Нет, так как Кондрат шёл в Ленинград, а дети из города.
Учитель: Почему это задание трудно выполнить сразу?
Дети: (мнения)
Учитель: Как сегодня называют Ленинград?
Дети: Санкт-Петербург.
-
Работа с пословицами.
Учитель: Ребята, какие пословицы о слушании вам известны?
Дети: (мнения)
Учитель: Обратите внимание на эти высказывания. Слайд 7 (пословицы)
Слушай больше, говори меньше.
Глупым словам, глухое ухо.
Всякого слушай верь не всякому.
Учитель: Почему мы так говорим? Чему учит первое высказывание?
Дети: Надо уметь слушать, а прежде чем что-то сказать - подумать..
И чем больше слушаем, тем больше узнаём нового.
Учитель: Как вы понимаете второе высказывание?
Дети: Не надо слушать глупые слова.
Учитель: Как вы объясните третье выражение?
Дети: Слушать можно всех, но при этом подумать, где правда в сказанном, а где вымысел.
Учитель: Хорошо. Вы справились с этим заданием.
-
Игра «Отгадай, чей голос».
( дети по указанию учителя зачитывают фразы, 1 ребёнок угадывает)
-
Очень приятно видеть добрых людей.
-
Мне нравятся культурные мальчики.
-
Я очень надеюсь, что наш класс будет самым дружным.
-
Мне очень приятно с вами познакомится.
Учитель: Молодцы, вы были внимательными слушателями.
-
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вспомните цель урока. Сформулируйте её ещё раз.
Дети: Учиться быть внимательным слушателем.
Учитель: на шкале, в своей тетрадке, поставьте звёздочку в том месте, где вы считаете достигли нашей цели. ( шкала нарисована у детей на полях заранее) Я пройду и посмотрю.
Учитель: Поработайте с листами, продолжите фразу.
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Учитель: И в заключении мне бы хотелось прочитать вам притчу про умение слушать
Данута Рексць
Отправил как-то царь гонца к соседнему царю.
«Посланье на словах свезешь: то, что тебе велю! ...
Запомнил все, что я сказал? - ну что ж, седлай коня,
Чтоб к вечеру, поторопись, ответ был у меня!»
Быстрей стрелы мчался гонец, (ведь в срок надо успеть),
И впопыхах влетев к царю: « Привез для Вас я весть! ...
Мой господин велел сказать, чтоб дали белого коня,
А хвост его, чтоб черным был! А не дадите для меня… »
«Все, хватит! Доложи царю, я очень сожалею!
Но белого с черным хвостом в конюшнях не имею…
И если бы имел, тогда …» Гонец так испугался,
Что, недослушав до конца, скорей ретировался!
Дерзкий ответ царю повез,- царь очень рассердился!
Соседу объявил войну - на крайний шаг решился!
Долгих три года шла война, - земли опустошила,
Пролила кровушки людской, казну поистощила!
Чтобы претензии свои друг с другом обсудить,
Для перемирия сошлись - решить, как дальше жить!
Второй царь первого спросил: «Что ты имел ввиду,
Когда сказал, - « …Если не дашь, тогда…» - я не пойму?…»
«Если не дашь, тогда, мой друг, любого дай коня!
А что хотел сказать мне ты, ответ дав для меня?»
« …Если б имел коня, тогда я б подарил его царю!»...
«Из-за чего же мы с тобой, скажи, затеяли войну?!»...
***
Имей терпенье, не спеша дослушать до конца, …
Чтоб не случилась вдруг с тобой подобная беда!
Приложение:
Карточка №1.
Составь 5 комплиментов по учёбе своим одноклассникам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2.
-
Прочитай текст.
2. Раздели текст на четыре части по смыслу. Границы частей обозначь простым карандашом.
3. Какая тема соответствует каждой части ? Как можно назвать каждую часть текста? _1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________
4. Придумай для текста название , которое соответствует главному переживанию автора!_________________________________________________________________________