- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса
Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Г.Р. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗРАБОТКА УРОКА
по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
4 класс
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №23 Советского района г. Уфы
Орлова Гаянэ Рубеновна
Тема урока: Род и семья - исток нравственных отношений.
Цель: формирование представления о семье как части общества. Задачи:
1. Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях. 2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. 3. Воспитывать бережное отношение к семье. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах , игры. Опережающее задание по группам: составить генеалогическое древо своей семьи, подготовить рассказ о семейных традициях с использованием фотографий.
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Пробуждение интереса.
Выходит группа ребят, зачитывают стихотворение.
Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.
Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.
Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
Пусто, как в поле, хоть пляши.
И тогда нам нужен кто-то другой,
Кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
Кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
Ты мне близок и дорог любой...»
А секунды лапками шуршат как муравьи...
Нам порой не хватает обычной любви,
Нам порой не хватает простого тепла...
Учитель: Как вы думаете, ребята, отчего человеку одиноко? Чего ему не хватает? (Примерные ответы: друзей, семьи)
3.Тема и задачи урока.
Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте четверостишье, определите, о чём мы будем сегодня говорить
Мой род - это дерево весной в цветах,
Семья - это ветка осенью в плодах,
Мой сад - это жизнь моих родных детей,
Они продолжают жизнь моих корней. (О семье)
Учитель: Продолжите предложение: Моя семья для меня - это…(родители, спокойствие, главные люди, любимые, родные, мама, папа, брат, любовь, понимание…)
4.Раскрытие понятия «Семья» Учитель: Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями, больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие. Они больше не могут жить друг без друга… Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская. Супруги - ваши мама и папа. Они теперь вместе, в одной упряжке будут идти по жизни, любя и поддерживая друг друга. С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Работа с учебником. Прочтите текст. Выберите опорные слова. В процессе работы получаем схему.
ЛЮБОВЬ
согласие
милосердие
забота
гордость
искренность
Семейные
традиции
О родителях
О детях
О дедушках и бабушках
понимание
доверие
родители
дети
Учитель: СЕМЬЯ - это 7Я. Почему? (2бабушки, 2 дедушки, папа, мама, я). Что же такое любовь в семье? (Примерные ответы детей: доверие, понимание, согласие, забота, гордость, милосердие, искренность…)
5. Первичная проверка понимания. Выполнение заданий для работы в группах. (Испытания №1,2 даются за неделю до урока, испытания №3,4 заранее не готовятся)
Испытание №1 «Генеалогическое древо»
( Дети показывают свои творческие работы «Родословная моей семьи»)
Испытание №2 «Семейные традиции»
(Дети рассказывают о семейных традициях, сопровождая рассказ фотографиями, рисунками)
Испытание №3«Обязанности членов семьи» (Детям необходимо ответить на вопросы, используя карточки МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, Я. Показать знания о распределении обязанностей в семье).
Примерные вопросы:
- Кто посуду моет?
- Кто стул чинит?
- Кто носки вяжет?
- Кто сказки слушает?
- Кто готовит еду?
- Кто убирается в квартире? и т.д.
Испытание №4 «Семейное сказкочтение»
(Дети должны ответить на вопросы по сюжетам сказок).
Примерные вопросы:
- Как звали папу Буратино?
- Как звали сестру Кая?
- Сколько членов семьи было у Красной шапочки?
- Как зовут бабушку, у которой костяная нога?
- Какое отчество было у царя Гвидона?
- Сколько братьев было у Элизы? и т.д.
6. Физкультминутка.
Выполняем ритмичные движения под песню «Я, ты, он, она. Вместе - целая страна, вместе - дружная семья…»
7. Введение понятия «род».
Учитель: А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи ?
Вот послушайте: « Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков - родом». Давайте подберём однокоренные слова к слову РОД. (родня, родной, родина, родимый, родители, родственник, природа, родить, роднуля, родительский, родниться, родовой, родословие, родословная, родство, роды, рождение, рождество, рождение… Работа с притчей. Чтение вслух притчи детьми.
«Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете». Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…
Учитель: Итак, ребята, как вы думаете, какие слова написал старик? (Ответы детей). Из всех названных вами слов, выберите только три. 8. Подведение итогов. Учитель: Семья - это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому. В Конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них. - Что такое семья? - Что объединяет членов семьи? - Как должны себя вести дети по отношению к родителям? - Что детям запрещено делать? - В чём заключается твоя помощь семье? Ролевая игра. Разыграйте ситуацию «Ребёнок возвращается из школы» (дети распределяют роли в семье и разыгрывают ситуацию) Обсуждение. 9. Домашнее задание. Подобрать пословицы о семье и роде, нарисовать рисунок «Моя семья». Спасибо всем за интересную беседу и активную работу на уроке!