Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАЗРАБОТКА УРОКА

по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика»)

4 класс

















Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №23 Советского района г. Уфы

Орлова Гаянэ Рубеновна



Тема урока: Род и семья - исток нравственных отношений.

Цель: формирование представления о семье как части общества. Задачи:

1. Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях. 2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. 3. Воспитывать бережное отношение к семье. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах , игры. Опережающее задание по группам: составить генеалогическое древо своей семьи, подготовить рассказ о семейных традициях с использованием фотографий.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Пробуждение интереса.

Выходит группа ребят, зачитывают стихотворение.

Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.

Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.

Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
Пусто, как в поле, хоть пляши.


И тогда нам нужен кто-то другой,
Кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
Кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
Ты мне близок и дорог любой...»
А секунды лапками шуршат как муравьи...
Нам порой не хватает обычной любви,
Нам порой не хватает простого тепла...


Учитель: Как вы думаете, ребята, отчего человеку одиноко? Чего ему не хватает? (Примерные ответы: друзей, семьи)

3.Тема и задачи урока.

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте четверостишье, определите, о чём мы будем сегодня говорить

Мой род - это дерево весной в цветах,

Семья - это ветка осенью в плодах,

Мой сад - это жизнь моих родных детей,

Они продолжают жизнь моих корней. (О семье)

Учитель: Продолжите предложение: Моя семья для меня - это…(родители, спокойствие, главные люди, любимые, родные, мама, папа, брат, любовь, понимание…)

4.Раскрытие понятия «Семья» Учитель: Творцами семьи являются родители. Два человека встретились, у них появились общие интересы, а потом они стали друзьями, больше, чем друзья. Мужчина и женщина чувствуют искреннюю сердечную привязанность друг к другу, между ними вспыхнула любовь, породившая согласие. Они больше не могут жить друг без друга… Так образовалась семья. Отныне мужчина и женщина полны заботой друг о друге. Еще в Библии сказано: « Не хорошо быть человеку одному». Это любовь супружеская. Супруги - ваши мама и папа. Они теперь вместе, в одной упряжке будут идти по жизни, любя и поддерживая друг друга. С понимания, доброты, прощения, но главное, с заботы друг о друге начинается семья. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называется домашний очаг. Он дает человеку не только кров, но хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.







Работа с учебником. Прочтите текст. Выберите опорные слова. В процессе работы получаем схему.





ЛЮБОВЬ

согласие

милосердие

забота

гордость

искренность

Семейные

традиции

О родителях

О детях

О дедушках и бабушках

понимание

доверие

родители

дети



Учитель: СЕМЬЯ - это 7Я. Почему? (2бабушки, 2 дедушки, папа, мама, я). Что же такое любовь в семье? (Примерные ответы детей: доверие, понимание, согласие, забота, гордость, милосердие, искренность…)

5. Первичная проверка понимания. Выполнение заданий для работы в группах. (Испытания №1,2 даются за неделю до урока, испытания №3,4 заранее не готовятся)

Испытание №1 «Генеалогическое древо»

( Дети показывают свои творческие работы «Родословная моей семьи»)

Испытание №2 «Семейные традиции»

(Дети рассказывают о семейных традициях, сопровождая рассказ фотографиями, рисунками)


Испытание №3«Обязанности членов семьи» (Детям необходимо ответить на вопросы, используя карточки МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, Я. Показать знания о распределении обязанностей в семье).

Примерные вопросы:

- Кто посуду моет?

- Кто стул чинит?

- Кто носки вяжет?

- Кто сказки слушает?

- Кто готовит еду?

- Кто убирается в квартире? и т.д.

Испытание №4 «Семейное сказкочтение»

(Дети должны ответить на вопросы по сюжетам сказок).

Примерные вопросы:

- Как звали папу Буратино?

- Как звали сестру Кая?

- Сколько членов семьи было у Красной шапочки?

- Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

- Какое отчество было у царя Гвидона?

- Сколько братьев было у Элизы? и т.д.

6. Физкультминутка.

Выполняем ритмичные движения под песню «Я, ты, он, она. Вместе - целая страна, вместе - дружная семья…»

7. Введение понятия «род».

Учитель: А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было семьи ?

Вот послушайте: « Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков - родом». Давайте подберём однокоренные слова к слову РОД. (родня, родной, родина, родимый, родители, родственник, природа, родить, роднуля, родительский, родниться, родовой, родословие, родословная, родство, роды, рождение, рождество, рождение… Работа с притчей. Чтение вслух притчи детьми.


«Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете». Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…
Учитель: Итак, ребята, как вы думаете, какие слова написал старик? (Ответы детей). Из всех названных вами слов, выберите только три. 8. Подведение итогов. Учитель: Семья - это первое, с чем ты встречаешься в жизни. В семье тебя учат добру, справедливости, заботе, почитанию старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству и многому другому. В Конституции нашей страны записано, что обязанность родителей заботиться о детях. Но и ты, когда вырастишь, должен будешь заботиться о них. - Что такое семья? - Что объединяет членов семьи? - Как должны себя вести дети по отношению к родителям? - Что детям запрещено делать? - В чём заключается твоя помощь семье? Ролевая игра. Разыграйте ситуацию «Ребёнок возвращается из школы» (дети распределяют роли в семье и разыгрывают ситуацию) Обсуждение. 9. Домашнее задание. Подобрать пословицы о семье и роде, нарисовать рисунок «Моя семья». Спасибо всем за интересную беседу и активную работу на уроке!



© 2010-2022