- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Почему нужно мыть руки?
Исследовательская работа Почему нужно мыть руки?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Моруга Т.А. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление: биология
Тема «ПОЧЕМУ НУЖНО МЫТЬ РУКИ?»
Моруга Элина Сергеевна
МОУ СОШ № 5, г. Муравленко
4 класс
Руководитель:
Моруга Татьяна Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №5
г. Обнинск, 2011-2012 учебный год
Почему нужно мыть руки?
Моруга Элина,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «Б» класс
Краткая аннотация Все взрослые часто напоминают детям о необходимости мыть руки, но мы не любим это делать. И часто забываем их мыть, или просто делаем вид, что моем. В своей работе я пытаюсь разобраться: зачем нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка. Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий. Для ребят и родителей я предлагаю рекомендации, памятки. Надеюсь, что смогу убедить ребят в необходимости соблюдения навыков гигиены рук.
Почему нужно мыть руки?
Моруга Элина,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко МОУ СОШ № 5, 4 «б» класс
Аннотация Актуальность. Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Но не все ребята моют руки. Получается, у детей нет потребности, мыть руки? А значит, внимание ребят надо привлечь к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук. Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на наших руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям. Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки Объект исследования: руки Методы: анкетирование и эксперимент. Выводы. В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу, что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. А это оказалось совсем несложно - приучить себя следить за чистотой своих рук.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………… 5 - 6 I. Теоретическая часть …………………………………………………………… 7 - 9 1.1. Знакомство с терминами. 1.2. Бактерии . 1.3. Болезни «грязных рук». 1.4. Средства защиты от бактерий. II. Практическая часть ………………………………………………………… 10 - 13 Заключение…………………………………………………………………………… 14 Список литературы ………………………………………………………………… 15 Приложения……………………………………………………………………….16 - 21
Введение Актуальность. ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от диареи, заболевания, которое ещё называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения уборной. Именно поэтому ООН и, в частности, ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре. В моём классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Учитель всегда перед посещением столовой обращается к ребятам: «Мойте руки! Мойте руки чище!». И большинство детей делают это почти беспрекословно. А если ребятам просто напомнить «Скоро обед» или «Идём в столовую» большинство ребят равнодушно проходят мимо умывальника и забывают вымыть руки. Значит, у детей нет потребности, мыть руки перед едой. А может, в этом и нет, необходимости. Меня заинтересовали вопросы: - А зачем нужно мыть руки? - Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла. Я решила узнать об этом. Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека. Задачи: 1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки. 2. Провести опрос учащихся, узнать уровень осведомлённости сверстников по вопросам гигиены рук. 3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов. 4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть. 5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами. 6. Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки. Личная задача автора: получение первого опыта исследовательской деятельности. Новизна: существует специальная литература, посвященная данной проблеме, но она предназначена для взрослых людей. Я предлагаю провести исследование, в котором мои одноклассники будут непосредственными участниками эксперимента, смогут увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий. Гипотеза: если я докажу, что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это мне поможет убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям. Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки Объект исследования: руки Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы я выбрала анкетирование и эксперимент. Анкетирование заключается в том, что испытуемым задаются заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые они письменно отвечают. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Затем мне необходимо было провести эксперимент. Эти методы я считаю более рациональными для своего исследования.
Теоретическая часть
- Знакомство с терминами.
II. Практическая часть Я провела анкетирование среди учащихся 3 классов нашей школы. Опросила 55 ребят. Предложила ответить им на следующие вопросы: 1. Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть? 2. Знаешь ли ты когда нужно мыть руки? 3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут привести невымытые руки? 4. Выбери вариант ответа:
- перед едой мою руки всегда с мылом;
- перед едой мою руки тёплой водой;
- иногда забываю мыть руки;
- мою руки тогда, когда мне об этом напоминают;
- не мою руки.
- тщательно вымытые руки с мылом;
- не вымытые руки;
- тщательно вымытые руки с мылом, которые были повторно загрязнены (открывание дверей, работа на клавиатуре компьютера, посещение туалета), смыв взят по истечении 15 минут после мытья рук;
- вымытые руки без мыла.
температура, на 24 часа (оптимальная температура для роста бактерий 37 С). На второй день Эвелина Олеговна продемонстрировала мне пробирки со смывами. Появились пробирки, в которых изменился цвет среды (она изменила цвет с зелёного на желтый). Мне пояснили, что в этих пробирках произошло размножение бактерий. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, цвет среды не изменили, значит, роста бактерий в них не наблюдается. Пробирки, в которых находились смывы с чистых рук, которые мы специально загрязнили, тоже цвет среды не изменили. Следовательно, роста бактерий в них не наблюдалось. (Приложение 5). Все пробирки - отдаём на высев (отжимаем тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо). Это питательная среда розового цвета. Чашки Петри отправляем в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук и рук, вымытых без мыла. (Приложение 6, 7) Я поинтересовались, почему не появились колонии бактерий в тех чашках, где были помещены смывы с рук, которые мы специально загрязнили. Оказывается, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 минут уменьшается на 85%. Их осталось настолько мало, что они не смогли размножиться. Таким образом, я выяснила, что бактерии размножились в пробирках, где были смывы с грязных рук. Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы смываем с рук не только грязь и пыль, но и большую часть микробов, однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, то есть невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины. А так как мы проживаем на Севере и иммунитет у нас ослаблен, нам необходимо заботиться о своём здоровье. В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу, что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук. После представления ребятам моего класса результатов своего исследования, я провела наблюдение за тем, как одноклассники стали мыть руки. Оказалось, что необходимость напоминать им о правилах мытья рук отпала. И теперь каждый старательно моет руки, потому что понимает, что делает он это для себя.
Заключение Работая над исследовательской работой, я получила первый опыт исследовательской деятельности. Рот человека - очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом - и все будет в порядке. я надеюсь, что мои исследования, рекомендации помогут ребятам выработать в себе необходимый навык гигиены рук.
Список литературы: 1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. - с.360 2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109 3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415 4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15 5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98 6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342 7. Электронный ресурс «7ya.ru/article/Bolezn-gryaznyh-ruk/» 8.Электронный ресурс «zoj.kz/rubriki/doctornature/225-gepatit-a-bolezn-gryaznyx-ruk.html» 9. Электронный ресурс «kiz.ru/content/health/bolezni_grjaznykh_ruk.html» 10. Электронный ресурс «nnmama.ru/content/health/profilaxix/dizenteriya/» 11. Электронный ресурс « infomed.ru/articles/2004/05/25/oki.xml»
Приложение В опросе принимали участие 55 третьеклассников. Им были предложены вопросы, на которые я получила следующие ответы: Приложение 1.
Знаешь ли ты о том, что руки необходимо мыть?
Приложение 2
Знаешь ли ты о том, когда нужно мыть руки?
Приложение 3. Знаешь ли ты, к каким последствиям для твоего здоровья, могут, привести не вымытые руки?
Приложение 4. Выбери вариант ответа: а). перед едой мою руки всегда с мылом; б). перед едой мою руки тёплой водой; в). иногда забываю мыть руки; г). мою руки тогда, когда мне об этом напоминают; д). не мою руки.
Приложение 5.
Передо мною пробирки, в которых находятся смывы, взятые с чистых и грязных рук. Все смывы были помещены в пробирки с питательной средой для бактерий. Они имела зелёный цвет. После этого пробирки были помещены в термостат и находились там сутки. Разглядывая образцы, я обратила внимание на то, что в некоторых пробирках изменился цвет среды с зелёного на желтый. Я обратились за разъяснениями к Эвелине Олеговне. Оказалось, что изменился цвет питательной среды в тех пробирках, где размножились бактерии. Это пробирки, в которых находились смывы с грязных рук. Роста и размножения бактерий в пробирках, где находились смывы с чистых рук, не наблюдается.
Приложение 6
Смывы с грязных рук, на которых размножились бактерии.
После наблюдения все пробирки мы отдали на высев (отжали тампон о стенки пробирки и делаем рассев в чашках Петри на питательную среду Эндо для бактерий розового цвета). Отправляем образцы в термостат. На следующий день просматриваем чашки. Оказывается, что колонии бактерий выросли только в тех чашках, куда были посеяны смывы, взятые из грязных рук.
Приложение 7
Смывы с чистых рук.
Роста и размножения бактерий не произошло. Следовательно, можно сделать вывод о том, что с помощью мыла с рук человека смывается большая часть бактерий. А значит, таким простым способом, человек сможет защитить себя от опасных болезней.
Приложение 8
Рекомендации Правило мытья рук:
Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты. Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран. Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему.
1.Откройте кран, смочите руки
2.Нанесите жидкое мыло на ладони.
3. Тщательно намыливайте руки (не менее 2 мин.)
.
6. С помощью салфетки закройте
кран
5. Просушите руки салфеткой
4. Ополосните руки проточной водой
44
Памятка
- Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно
- Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом - ещё раз, выйдя из него.
- Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.
- Вымойте руки после игр с домашними животными.
- Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.
- Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.