Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Кировской области пгт Кикнур







Учёт доминирующей модальности младших школьников

как средство активизации познавательной деятельности







Выполнила

учитель начальных классов

Подоплелова Г.В.







2015г

Содержание

Введение 3 1. Литературный обзор: Каналы восприятия информации как основа усвоения учебного материала 4-5

2. Материалы, методы, методика исследования 6-7

3. Результаты исследования

3.1 Результаты наблюдения 8-10

3.2 Результаты анкетирования родителей 11-12

3.3 Сравнительная характеристика результатов анкетирования

и наблюдения 13-14

Выводы 15

3аключение 15

Библиографический список 16

Приложение 17














Введение Актуальность Каждый из нас знает, что происходит в школе на перемене? Одни носятся по коридорам, цепляясь друг за друга и за ближайшие углы, другие радостно орут, комментируя беготню первых. А третьи сидят или стоят где-нибудь в сторонке, с интересом наблюдая за происходящим. На уроках они ведут себя тоже по-разному. Одни тихонько слушают учителя, при случае еще и цыкая на шумящих, чтобы не мешали; вторые внимательно читают то, что написано на доске, рассматривают наглядные пособия и периодически заглядывают в книгу; а вот третьи вертятся, норовят что-то взять у соседа. Почему это происходит? Как построить учебный процесс так, чтобы изучаемый материал усваивался всеми учащимися? Как активизировать внимание современных детей? Так как доминирующие каналы восприятия информации детьми - показатель усвоения учебного материала, то проблема, которую предстояло решить: определить доминирующую модальность для учащихся 3б класса.

Объектом исследования стали типы модальности учащихся.

Предмет исследования - учащиеся 3б класса. Цель: Выяснить, какая модальность доминирует у учащихся моего класса; Задачи:

  1. Экспериментальным путём с помощью наблюдения
и анкетирования родителей выяснить, к какой модальности относятся учащиеся класса; 2. Соотнести результаты и выявить доминирующую модальность; 3. Узнать, зависит ли активизация познавательной деятельности учеников моего класса от принадлежности их к какому-либо типу модальности? Наблюдения за детьми на уроках и во внеурочное время позволили предположить: визуалы - доминирующая модальность учащихся моего класса.

1. Литературный обзор:

Каналы восприятия информации как основа усвоения учебного материала Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. [1] От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.) Анализ различных источников показал, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты. [2]Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. [3] При наблюдении обращала внимание на аспекты модальности, которые позволят в будущем улучшить работу по активизации познавательной деятельности: 1) Словарь общения. 2) Направление взгляда. 3) Особенности внимания. 4) Особенности запоминания. 5) Способ записывания домашнего задания. 6) Особенности поведения детей на перемене. - Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения. - Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз. - Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. - Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. - Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые. [4]



2. Материалы, методы, методика исследования

Исследования проводились в 3б классе, состояло из 2 частей:

  1. Собственные наблюдения за позой, движениями, губами, дыханием, речью взглядом, движениями глаз, употреблением слов детьми.
  2. Анкетирование родителей на предмет определения принадлежности ребёнка к той или иной модальности.
Наблюдение проводила по таблице (Приложение №1). При наблюдении обращала особое внимание на аспекты модальности, которые позволят в будущем улучшить работу по активизации познавательной деятельности: 1) Словарь общения. 2) Направление взгляда. 3) Особенности внимания. 4) Особенности запоминания. 5) Способ записывания домашнего задания. 6) Особенности поведения детей на перемене. Для того чтобы выяснить, к какому типу модальности относятся учащиеся 3б класса, было проведено наблюдение в урочное и внеурочное время по таблице (Приложении 1). Для того, чтобы выяснить, к какому типу модальности относят своих детей родители, было проведено анкетирование. В нём участвовали родители учащиеся. Всего опрошено 24 человека. (Приложение 2). Исследовательская работа проводилась в 2014 - 2015 учебном году в течение 2 месяцев. Методы исследования: - анкетирование, - поиск информации, - наблюдение, - сравнение, обобщение, - описание. Материалы, используемые в работе: - результаты анкетирования родителей, - информация о типах модальности, полученная из литературных источников и интернета, - результаты собственных исследований.

3. Результаты исследования

3.1. Результаты наблюдения Наблюдения проводила и в повседневных делах учащихся. Достаточно посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Записываю его на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое можно увидеть интересного, наблюдая за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Значит не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Результаты наблюдения занесены в таблицу№1.

Таблица №1



№ п/п

ФИ учащихся Употребляе- мые слова Поза Движения Губы Дыхание Речь Взгляд Правила слушания Движеня глаз

Преоблада ющий тип 1 Антонова Аня в к а к а а а а к аудиал 2 Бажин Костя а в а к а к к а в аудиал 3 Богатырёва Оля а в к а а в а а а аудиал 4 Вощинов Дима к а а а а к к к к кинестетик 5 Громов Рома к к в к к к к а к кинестетик 6 Дектерев Андрюша в к в в в к к в к кинестетик 7 Дектярева Марина в в а а а а в в в визуал 8 Журавлёв Гриша в в а а к к в в в визуал 9 Зверева Соня в в к в а а в в в визуал 10 Зенцова Алла к к а а к а к к а кинестетик 11 Коробейникова Даша к к к а в а а а а аудиал 12 Королев Денис к к в в в к к в к кинестетик 13 Костерина Настя в к в в а к к в в визуал 14 Ласкин Дима к а к в в к к а к кинестетик 15 Лаврентьева Ксюша а в а а а а а в в аудиа 16 Лучников Максим в в а а а к а в а аудиал 17 Масленников Кирилл к к к к в к а к в кинестетик 18 Огородникова Арина в к а в в к а к к кинестетик 19 Сазанова Карина в к в в к к к в в визуал 20 Спиглазов Федя к к к в к к а а к кинестетик 21 Сушенцов Андрюша в в в а а к к в а визуал 22 Чурпинова Аля в в а в в а в в а визуал 23 Чурпинов Костя в к в к а к а в в визуал 24 Чурпинова Юля в в в в к к к в а визуал
Согласно наблюдениям получились следующие результаты: Аудиалов - 6 Визуалов -9 Кинестетиков -9 Таким образом, по моим наблюдениям доминирующие типы модальности в классе кинестетики и визуалы. В процентном соотношении это представлено в диаграмме №1 Диаграмма №1 Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности










Проведенные наблюдения позволили сделать некоторые выводы:
  1. В классе есть дети всех типов модальности, но кинестетики и визуалы преобладают. Значит, в основном свою работу по активизации познавательной активности нужно строить в соответствии с этими типами.
2) Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

3.1. Результаты анкетирования родителей Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания. Далее я провела анкетирование среди родителей детей класса. (Приложение №2) Результаты опроса занесены в таблицу №2.

Таблица № 2

№п/п ФИ учащихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Преобладающий тип 1 Антонова Аня ав а ак ак ак к к а ак а в аудиал 2 Бажин Костя к а в к а к а а а в к аудиал 3 Богатырёва Оля в к вк ак к в а в а а ак аудиал- кинестетик 4 Вощинов Дима в а а а к в а в а в к аудиал 5 Громов Рома к к к к в к а а в в к кинестетик 6 Дектерев Андрюша к к в а к а а а к в к кинестетик 7 Дектярева Марина к а к а к к к а а к к кинестетик 8 Журавлёв Гриша к а к к к - ав а в а а аудиал 9 Зверева Соня а в к в а а а к к ав - а ав ав аудиал 10 Зенцова Алла а в к а а к в в а к к аудиал- кинестетик 11 Коробейникова Даша в к а к а к к а а а а в а аудиал 12 Королев Денис к к к в в к а в в к а кинестетик 13 Костерина Настя в к к в в в а в в а а визуал 14 Ласкин Дима к а к к к к а в к к а кинестетик 15 Лаврентьева Ксюша ав ав вк авк а к вк а вк а ав аудиа-визуал 16 Лучников Максим к а а к к в а а а в а аудиал 17 Масленников Кирилл в к к к к в а в в а к кинестетик 18 Огородникова Арина в а а к к в к в к в к кинестетик 19 Сазанова Карина в к к к к а - - а а в кинестетик 20 Спиглазов Федя - к к к к ак а в а к к кинестетик 21 Сушенцов Андрюша в в в к в - а - к а к визуал 22 Чурпинова Аля вк к к к к - а а а в к кинестетик 23 Чурпинов Костя а а к к к в а в в а к аудиал- кинестетик 24 Чурпинова Юля к к а в в а а а в в в визуал

По данным анкетирования видно, что: Аудиалов - 11 Визуалов - 4 Кинестетиков - 13 По мнению родителей доминирующей модальностью является кинестетики. Процентное соотношение типов модальности представлено в диаграмме №2. Диаграмма №2











3.3. Сравнительная характеристика результатов наблюдения и анкетирования Чтобы окончательно определить доминирующую модальность, рассмотрим пофамильно соотношение типов модальности. Данные занесеныв таблицу.

Таблица №3 Аудиалы. Выбор родителей Аудиалы. Выбор учителя Визуалы. Выбор родителей Визуалы. Выбор учителя Кинестетики. Выбор родителей Кинестетики. Выбор учителя 1.Антонова Аня 2.Бажин Костя 3.Богатырёва Оля 4.Вощинов Дима 5.Журавлёв Гриша 6.Зверева Соня 7.Зенцова Алла 8.Коробейникова Даша 9.Лаврентьева Ксюша 10.Лучников Максим 11.Чурпинов Костя 1.Антонова Аня 2.Бажин Костя 3.Богатырёва Оля 4.Коробейникова Даша 5.Лаврентьева Ксюша 6.Лучников Максим 1.Костерина Настя 2.Лаврентьева Ксюша 3.Сушенцов Андрей 4.Чурпинова Юля 1.Дектярева Марина 2.Журавлёв Гриша 3.Костерина Настя 4.Сушенцов Андрей 5.Сазанова Карина 6.Чурпинова Юля 7.Чурпинова Аля 8.Чурпинов Костя 9.Зверева Соня
1.Богатырёва Оля 2.Дектярев Андрюша 3.Дектярева Марина 4.Зенцова Алла 5.Королев Денис 6.Ласкин Дима 7.Масленников Кирилл 8.Огородникова Арина 9.Сазанова Карина 10.Спиглазов Федя 11.Чурпинова Аля 12.Чурпинов Костя 13.Громов Рома 1.Вощинов Дима 2.Дектярев Андрюша 3.Громов Рома 4.Зенцова Алла 5.Королев Денис 6.Ласкин Дима 7Масленников Кирилл 8.Огородникова Арина 9.Спиглазов Федя
11 - 39% 6 - 25% 4 - 14% 9 - 37% 13 - 47% 9 - 37%
По таблице видим, что некоторые фамилии повторяются в разных типах модальности. Это вполне естественно, так как «чистых» визаулов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один из каналов восприятия информации, все же лидирует. В основном мнение учителя и родителей совпало, хотя есть некоторые расхождения. Представим данные исследования в Гистограмму соотношений №3.

Гистограмма №3 Проект Учёт доминирующей модальности младших школьников как средство активизации познавательной деятельности Таким образом, совпадения наблюдения и анкетирования всё же видны. В том и другом случае доминируют кинестетики, но значительная часть детей относится к визуалам. Поэтому найдём характеристику того и другого типа (Приложение 3).












Выводы: Известно, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. 1. В ходе наблюдения выяснили, что в классе есть кинестетики, визуалы и аудиалы. 2. Провели анкетирование родителей. Сопоставили результаты и выявили: доминируют кинестетики, но значительная часть детей относится к визуалам 3. Выяснили, что активизация познавательной деятельности учеников моего класса зависит от принадлежности их к какому-либо типу модальности, но для повышения эффективности усвоения учебного материала необходимо использовать все каналы восприятия.

Заключение Получили, что предположение о том, что доминирующий тип модальности класса «визуалы» неверно, поскольку в классе присутствуют все типы модальности. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.









Библиографический список
1. mirsemji.com.ua/shkolniki/467-audial-vizual-ili-kinestetik 2. master-of-happy.org/forum/81-725-1 3.zayka.net/index.php?option=com_agora&Itemid=66&task=viewtopic&id=47 4. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. - М.: А+, 1997.






















Приложение 1

Характеристика типов модальности Признаки Правополушарные Левополушарные
Визуалы Кинестетики Аудиалы Используемые слова Смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный, яркий, красочный, прозрачный, на первый взгляд, как видите и так далее Дотронуться, хватать, чувствовать, придерживаться, трогать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, на ощупь Слушать, ритм, звуки, слова, голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный Движения На уровне глаз: моргание, прищуривание, насупленные брови На уровне живота, активная жестикуляция На уровне груди Язык Голос высокий, много интонаций, при разговоре подбородок приподнимается Голос низкий, с интонациями, при разговоре подбородок опускается вниз Голос средний, разговор монотонный Общая характеристика Наблюдательный, ориентирован на внешний вид. Тяжело запоминает внешние конструкции, его меньше отвлекает шум. Чувствует неуверенность, читая слова, которых раньше не видел. Силен в чтении, успешный, быстрый. Помнит то, что видит. Живая, образная фантазия При общении стоит близко, касаясь человека. Много движений, жестов. Раннее физическое развитие. Высокая координация движений, учится в труде. При чтении следит пальцем. Помнит общее впечатление, слаб в деталях. Лаконичен, использует общие слова и движения Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается на шум, потом тяжело возвращается к делу (учебе). Преобладает письмо и счет. Легко изучает языки. Обучается, слушая. Хорошо читает новые слова, разговорчив. Любит дискутировать, легко повторяет услышанное Как с ними общаться Используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные моменты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и прочее Активно используя жесты, прикосновения и типичную для них скорость мыслительных процессов, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации Используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия

















Приложение 2

ТЕСТ «Аудиал, визуал или кинестетик» В какие игрушки предпочитает играть ребенок? А. Игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки. В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук. К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.
Как относится к тому, во что одет? А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо. В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться. К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.
Как выражает чувства, любовь к родным? А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас. В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо. К. Нужен Физический контакт - объятия, поцелуи.
Чем любит заниматься? А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь. В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках. К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.
Во что предпочитает играть? А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает. В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают. К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.
Как ведет себя, когда волнуется, боится? А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам. В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть. К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.
Любимая воспитательница или педагог - скорее всего это: А. Женщина с приятным голосом. В. Самая миловидная и красиво одетая. К. Та, от которой приятно пахнет, которую можно потрогать, обнять.
Что отвлекает его на занятиях больше всего? А. Сосед бубнит все время что-то под нос. В. Интересно смотреть в окно. К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.
Как говорит? А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой. В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником. К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.
Какие слова использует наиболее часто? А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный. В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный. К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.
Любит ли читать? А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие. В. Читает сам взахлеб. К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.
БОЛЬШЕ «А». АУДИАЛ Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них - беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием. В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо». Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио. Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона - развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, - способность рассказывать только с самого начала. БОЛЬШЕ «В». ВИЗУАЛ Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»... Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации - как в кино (у маленьких визуалов бурная и живая фантазия). Малыши с визуальным восприятием ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию. Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала. Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать. БОЛЬШЕ «К». КИНЕСТЕТИК Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику,а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Малыш-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени. Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе. В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту. Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источни¬ком знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.















Приложение 3.

Общая характеристика выбранных типов, отношение их к учебной деятельности. Визуалы и кинестетики несколько схожи - это в основном правополушарные дети, которые воспринимают информацию активно, не боятся шума. Они часто образуют смешанный тип. Визуалы. Им нужно обязательно видеть - если нет наглядности, любая информация воспринимается плохо. Им необходима яркая образная картинка, ведь именно по такой мысленной картинке они помнят информацию. Например, если надо что-то вспомнить по уроку, они первым делом невольно представят тетрадку (книгу) и конкретное место в ней. При общении взгляд их направлен, как правило, вверх. Кинестетики. Они все должны попробовать на ощупь, потрогать. Чтобы максимально усвоить информацию, им нужна деятельность. Помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. На устных предметах таким детям надо давать возможность во время запоминания материала что-то лепить, клеить, складывать или вырезать. Их взгляд чаще всего направлен вниз. Легко в учении при правильном поведении Теперь рассмотрим их в учебной деятельности. Специалисты говорят: - от визуала можно требовать быстрого решения задач; - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: - визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; - кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": - с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; - с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; - аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. Многое зависит от учителя. Он может подавать информацию детям, используя и зрение, и слух, и кинестетику. В таком случае все ученики максимально усвоят материал. И все же, если учитель - визуал, легче других запомнят информацию дети-визуалы; если аудиал - соответственно дети-аудиалы. А вот кинестетиков, к сожалению, среди учителей практически нет (конечно, кроме учителей физкультуры, труда, рисования). Но: именно для ребенка-кинестетика больше всего интересны разные опыты, карточки с рисунками или буквами, используемые на уроках, или наглядные пособия. Каждый ребенок способный - только по-своему. Например, если визуал способен быстро решать задачки, а аудиал отлично повторит услышанный материал, то от кинестетика не стоит ждать ни первого, ни второго. И не потому, что он хуже, просто он нуждается в большем терпении со стороны своих родителей и учителя. Зато кинестетику (как, впрочем, и визуалу) очень подойдут методы устного опроса в игровой форме, задания с «открытыми» вопросами (подразумевающими свободную форму ответа, без предлагаемых вариантов), с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать развернутый ответ. В то время как аудиал проявит себя в письменных опросах с неограниченным сроком выполнения и с вопросами «закрытого» типа (по заданной схеме или плану). Письменное решение задач позволяет им проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов



















Приложение 4

Рекомендации родителям Как выполнять домашнее задание? Его лучше делать в том стиле, который ближе ребенку. Не заставляйте ребенка читать или учить, например, стих так, «как положено», иначе он через неделю возненавидит чтение. Не вталдычивайте монотонно математику - велика вероятность, что он в результате вообще ничего не поймет, разве только зазубрит. Если хотите, чтобы ребенок делал домашнее задание результативно, создайте ему комфортные условия. Кто, как не родители, знают сильные и слабые стороны своего ребенка, так помогите ему воспользоваться сильными сторонами во время учебы. А слабые развивайте в играх. Первым делом, когда вы усадили ребенка за «домашку»: аудиалу не делайте замечания. Он в процессе запоминания стиха или параграфа шепчет, издает монотонные звуки или просто шевелит губами? Ничего страшного, так ему легче справиться с заданием; визуалу разрешайте. Пусть он на подручном листе бумаги чертит, что-то заштриховывает, рисует - таким образом процесс обдумывания и запоминания материала происходит у него куда действеннее; кинестетика не заставляйте. Он не может сидеть долгое время неподвижно - так дайте ему возможность разрядки (сходить в другую комнату, на балкон, на кухню за чаем или соком и так далее) - запоминание материала у него легче происходит частями, во время движения. Делаем математику С аудиалами здесь проще всего - ведь они логики, хорошо разбираются в четких алгоритмах действия, не спеша, в тишине прекрасно справятся с заданиями. Ваша помощь может заключаться в том, чтобы проговаривать с ребенком особо трудные задачи или уравнения: пусть сначала решит их вслух, а потом уже с легкостью запишет. Но: им очень сложно переключаться с одной деятельности на другую, поэтому по возможности не отвлекайте маленького аудиала - ему трудно, делая одно дело, параллельно ответить на телефонный звонок, пойти взять себе сок, и потом так же лихо влиться в работу - на это надо отдельное время. С визуалами все надо прорисовывать. Им очень нравятся книги с картинками, и если вы решаете с ребенком какую-то задачку или читаете какой-то текст, которые проиллюстрированы, пусть хорошенько рассмотрит рисунок, или предложите ему рисовать то, о чем идет речь. У визуалов проблема со слуховой памятью, поэтому сколько бы вы ни проговаривали решение, это не возымеет такого действия, как наглядный рисунок или схема. Уча формулу, пусть пишет ее на листочке по нескольку раз. С кинестетиком сложнее, но проблема разрешима. Можно выйти из положения так: пусть ребенок вырежет из бумаги иксы, игреки, цифры, о которых идет речь в задании. Можно сделать и аппликацию целой формулы. Вообще, кинестетику надо что-то давать в руки, ему так легче будет усвоить и понять то, что задали. Кроме того, по правилам эйдетики, можно любой образ связать с другим ассоциативно. Фигурка, вырезанная из бумаги, потом напомнит о выученном. (Спросите у ребенка: о чем мы говорили, что учили, когда ты вырезал, например, бабочку или машинку.) Включается ассоциативное мышление. Учим стих Аудиалу надо четко, внятно, с выражением и с лексическим разбором несколько раз прочитать. Он должен обязательно понимать все, о чем идет речь - значит, ваша задача проанализировать и объяснить ему все непонятные слова. Визуал с удовольствием учит стих, представляя картинки-мультики. Поэтому прорисовывайте с ним (или он сам) каждую строчку - мысленно или на бумаге, главное, чтобы он мог создать в своем воображении определенный образ и понять, о чем в стихе идет речь (не в целом, а в частности, в каждом слове). Просите его представить себе каждую строчку или предложение. Кинестетику просто сидеть и читать стих практически бесполезно. Но стоит дать ему что-нибудь повертеть в руках, полепить или даже просто порисовать (но только то, о чем говорится в стихе), результаты не заставят себя ждать. А самое действенное - сделать аппликацию под этот стих. Упражнения для развития кинестетической, аудиальной и визуальной памяти Волшебный мешок. Дайте ребенку запустить руку в мешок, где много разных по форме, твердости и оболочке предметов, чтобы он определил на ощупь, а потом показал, где что (или наоборот). Компьютер. Назовите, не спеша, несколько раз 10-16 слов, чтобы ребенок запомнил, а потом попросите его повторить. Или такой вариант: один человек называет слово, второй - это слово и свое, третий (или первый, если вдвоем) - первое, второе слово и свое и так далее. Есть маленький секрет: чтобы лучше запоминалось, нужно мысленно сразу же придумывать истории для связки слов в последовательности. Причем это могут быть абсолютно абсурдные фантазии. Например, зима училась на пятерку, пятерка прыгнула в ведро, ведро скакало на коне… - главное, что слова тогда запомнятся легче. Телевизор. Покажите 10-15 картинок на отдельном листе (или на карточках - одну за другой), которые надо рассмотреть в течение 30 секунд, запомнить и повторить. Кстати, можно это проделывать с помощью таких же абсурдных историй. Конечно, «чистых» визаулов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один из каналов восприятия информации, все же лидирует. Учитесь понимать ребенка, и помогать ему. Мы все воспринимаем окружающий мир по-своему.




Приложение 5.

Общение с кинестетиком Дети-кинестетики мало внимания обращают на слова и предупредительные надписи. Расшалившегося ребенка можно остановить физическим воздействием: положить руку на плечо, обнять, взять за руку. Надо ли говорить, что телесные наказания недопустимы? Кинестетику довольно сложно сосредоточится на уроке. Память своеобразная - двигательная. Т.е, он помнит то, что делал, может это воспроизвести. Благодаря этому хорошо усваиваются навыки движения - кинестетик наверняка будет одним из первых учеников на уроках физкультуры и труда. Чтобы помочь ему, например, выучить стихотворение, попробуйте разыграть его в лицах. Таким детям очень нужны частые перерывы в занятиях, переменки, чтобы побегать-попрыгать. Не забывайте чаще обнимать, гладить ребенка. Общение с визуалом Визуал хорошо понимает жесты, «страшные глаза», обращенные к нему - этого бывает достаточно, чтобы утихомирить ребенка. В школе такие дети, как правило, самые беспроблемные ученики: они внимательны, сосредоточены, усидчивы. Правда, все обложки тетерадей у них изрисованы рыцарями, суперменами или принцессами. Могут помногу раз переписывать и оформлять свою работу, чтобы было «красиво». Когда решают задачи, рисуют условия, чтобы было понятнее. Как правило, рисование и точные науки, а особенно геометрия и черчение, визуалам даются легко. Также они любят делать конспекты и подчеркивать в учебниках, выделяя главное всеми цветами радуги. Им не обойтись без наглядных пособий, таблиц, схем и карт.




Приложение 6 Упражнения для развития кинестетической, аудиальной и визуальной памяти 1. Волшебный мешок. Дайте ребенку запустить руку в мешок, где много разных по форме, твердости и оболочке предметов, чтобы он определил на ощупь, а потом показал, где что (или наоборот). 2. Компьютер. Назовите, не спеша, несколько раз 10-16 слов, чтобы ребенок запомнил, а потом попросите его повторить. Или такой вариант: один человек называет слово, второй - это слово и свое, третий (или первый, если вдвоем) - первое, второе слово и свое и так далее. Есть маленький секрет: чтобы лучше запоминалось, нужно мысленно сразу же придумывать истории для связки слов в последовательности. Причем это могут быть абсолютно абсурдные фантазии. Например, зима училась на пятерку, пятерка прыгнула в ведро, ведро скакало на коне… - главное, что слова тогда запомнятся легче. 3. Телевизор. Покажите 10-15 картинок на отдельном листе (или на карточках - одну за другой), которые надо рассмотреть в течение 30 секунд, запомнить и повторить. Кстати, можно это проделывать с помощью таких же абсурдных историй.




33


© 2010-2022