Выступление на тему: О преемственности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Новые образовательные стандарты - это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:

- использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;

- разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;

- определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях и т.д. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения. Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.







«Преемственность федеральных образовательных стандартов начального и основного общего образования» В настоящее время на рынке труда успешно может конкурировать тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку, но и обладает способностью приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Следовательно, умение адаптироваться является важным для каждого человека. В школе ребенку приходится приспосабливаться к новым учителям, новым предметам. Ученик проходит этап адаптации в начале обучения, при переходе из начальной школы в среднюю, затем при переходе в старшие классы, при поступлении в вуз и т. д. Ситуация новизны для любого человека в любом возрасте является в определенной степени тревожной. В чем особенность адаптации в момент перехода из начальной школы в среднюю? Наиболее сложным является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями-предметниками. Ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребенка - теперь его оценивает не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации. Но вместе с тем школьники учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются. Трудность данного периода мы видим еще и в том, что изменяется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности. Если недооценивать психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками, то они могут привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, отстает в учебе, да и просто не хочет идти в школу.

При обучении, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы в школьном курсе можно назвать двусторонними. С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и предметное развитие учеников в начальных классах, с другой - учителя 5 классов не должны отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителей начальной школы, привычных для учеников приемов учебной деятельности. Им надо опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений и т. д., одновременно постепенно избавляя учащихся от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования, логикой изучаемого материала, применением имеющихся у школьников знаний и умений уже на новом уровне. В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности обучения на следующем этапе.

Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни: (слайд 19)

  • Умение ставить цель и добиваться ее

  • Умение адаптироваться к ситуации

  • Умение общаться

  • Умение ориентироваться в мире

  • Самостоятельно добывать и применять знания

  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком

  • Сохранить здоровье …

Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! (слайд 20)

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.

Хочется закончить словами героя Кеши из фильма: «Дети, они ведь перспективные. Их только почувствовать надо…»



Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,

  • проектировать пути её реализации,

  • контролировать и оценивать свои достижения.

Путь достижения этой цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности. Программа формирования УУД включает в себя: ценностные ориентиры содержания образования; характеристики УУД и типовые задачи их формирования; преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию. Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов УУД. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося. ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка. В НОО: обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Тогда как в ООО: обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие: Метапредметные результаты: НОО: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ООО: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Цели: НОО - учить ученика учиться; ООО - учить ученика учиться в общении. В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться. Преемственность - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.



© 2010-2022