Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-­правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Фе­дерации от 6.10.2009 г. №373.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании»
  3. Примерной программы начального общего образования и авторской программы А.Л. Чекина «Математика» УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/учебник 2011 г.)
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Изучение математики в 1 классе направлено на достижение следующих целей: Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения. Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различия, закономерности, основания для упорядочивания, вариантов; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению таких заданий, с которыми ему не приходилось сталкиваться. Основные учебные задачи курса: - Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения. - Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. - Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания вповседневной жизни. Общая характеристика учебного предмета В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение математики в 1 классе отводится 132 часов, из расчѐта 4 часа в неделю (33 рабочие недели) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний. Математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира. Обучение на уроках математики искусству решать задачи доставляет нам исключительно благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера. Основным ее содержанием являются целые числа и действия над ними, изучаемые в определенной последовательности. Вначале изучаются четыре действия в пределе 10 и 20, затем - устные вычисления в пределе 100, устные и письменные вычисления в пределе 1000 и, наконец, в пределе миллионов и миллиардов. В IV классе изучаются некоторые зависимости между данными и результатами арифметических действий, а также простейшие дроби. Наряду с этим программа предполагает изучение метрических мер и мер времени, овладение умением пользоваться ими для измерения, знание некоторых элементов наглядной геометрии - вычерчивание прямоугольника и квадрата, измерение отрезков, площадей прямоугольника и квадрата, вычисление объемов. Полученные знания и навыки ученики должны применять к решению задач и к выполнению простейших расчетов. На протяжении всего курса решение задач проводится параллельно изучению чисел и действий - для этого отводится половина соответствующего времени. Решение задач помогает учащимся понять конкретный смысл действий, уяснить различные случаи их применения, установить зависимость между величинами, получить элементарные навыки анализа и синтеза. С I по IV класс дети решают следующие основные типы задач (простых и составных): на нахождение суммы и остатка, произведения и частного, на увеличение и уменьшение данных чисел, на разностное и кратное сравнение, на простое тройное правило, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестного по двум разностям, на вычисление среднего арифметического и некоторые другие виды задач. На уроках математики в начальной школе учащиеся получают знания о размерах и формах, учатся правильно ориентироваться в пространстве, выполнять логические и аналитические операции; именно уроки математики учат детей думать и развивают интеллект. Имея все эти навыки, ребенок может полноценно осваивать окружающий его мир. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Математика 1 класс». В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов: простое заучивание правили определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Планируемые предметные результаты Учащиеся должны знать: • количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа; • смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми • неотрицательными числами; • взаимосвязь между действиями сложения и вычитания; • свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу; • свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа; • линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;, замкнутые и незамкнутые линии; • внутренняя область, ограниченная замкнутой линией; • прямой угол; • многоугольники и их виды; • измерение длины отрезка; • все цифры; • знаки больше (>), меньше (<), равно (=); • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20; • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое); • переместительный закон сложения; • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, • ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, • треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник); • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр); • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см); • термины, связанные с понятием «задача.», (условие, требование, решение, ответ). Уметь: • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка; • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =); • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения; • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем; • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские • геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, • прямоугольник, круг); • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через • разряд на уровне навыка; • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и • вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в • качестве справочника;• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; • определять прямые углы с помощью угольника; • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки; • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при • помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1дм 6 см или 16 см); • распознавать и формулировать простые задачи; • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к • тексту задачи. Планируемые метапредметные результаты Универсальные учебные действия обучающихся (УУД) 1. Личностные: - мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям учебника (Маше и Мише), которые в этом нуждаются или своему соседу по парте. - Осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?). - Осознание математических составляющих окружающего мира. - Осознание «количественности» мира. 2. Познавательные: - умение проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); - умение строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - умение использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; - умение выполнять действия по заданному алгоритму; - умение строить логическую цепь рассуждений; - умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений: 3. Регулятивные: - умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради; - умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности; - проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. 4.Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; - умение обосновывать собственное мнение и позицию; Содержание курса «Математика» 1 класс (132 ч) Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». 1. Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве (10 ч) Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего- то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют). 2. Геометрические фигуры и их свойства (18 ч) Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Пересечение прямых линий под прямым углом. Прямоугольник. Симметричные фигуры. 3. Числа и цифры (28 ч) Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Число 1 как количественный признак единственности (единичности), т. е. наличие в единственном числе. Цифра 1.Первый. Число 0 как количественный признак пустого множества. Цифра 0. Пара предметов. Составление пар. Число 2 как количественная характеристика пары. Цифра 2. Второй. Сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, < или =. Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый. Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия. 4. Сложение и вычитание (48 ч) Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 как переход к непосредственно следующему числу. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4 и 5 как последовательное прибавление чисел их аддитивного состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 как переход к непосредственно предшествующему числу. Вычитание по 1 как многократное повторение вычитания числа 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Табличные случаи вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме как один из случаев группировки слагаемых. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых. 5. Величины и их измерение (18 ч) Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам. Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче». Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Сравнение длин на основе их измерения. Сложение и вычитание длин. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше- позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу. 6. Арифметическая сюжетная задача (10 ч) Знакомство с формулировкой арифметической сюжетной задачи: условие и требование. Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Перечень учебно- методических средств обучения 1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. (94с., 96с.) - М.: Академкнига/ Учебник, 2011 год 2. Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. (128с.) - М.; Академкнига/Учебник, 2014 г. 3.Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Ака- демкнига/Учебник, 2011. Инструмент по отслеживанию результатов работы Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации кор­рекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

© 2010-2022