- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта и презентация к уроку музыки Русские народные инструменты
Технологическая карта и презентация к уроку музыки Русские народные инструменты
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ткаченко М.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ход урока.
- Орг. момент: (идет эмоциональное настраивание детей на занятие).
2. Я пою, хорошо пою. Поём, то все вместе, то по рядам. Играем на внимание. А я дирижирую. 3. Гоп, гоп, конь живой. С настоящей головой. С настоящей гривой. Ах, какой красивый! - Горлышко к пению подготовили, Не забываем о посадке. Сяду прямо, не согнусь и за пение примусь. «Достаем" наши очаровательные улыбки и поем! Если кто - то не доучил песню, откройте тетради и пойте смотря в текст. Песня «Моя Россия» (Слайды 3-12) А теперь мы продолжим путешествие по родным просторам и сегодня побываем в гостях у народных музыкантов и познакомимся с народными инструментами.(Слайды 13-15)
И первый наш гость свирель. (слайды 16 -17)
Свирель - это тростниковая дудочка из берёзы, ивы, черемухи или камыша. Духовой инструмент.В Россию свирель перекочевала из Древней Греции. На Руси считалось, что свирель - особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами. Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая - пятнадцатым.
Музыкант, играющий на свирели, называется свирилист. (Слайд 18) Прочитайте хором.
А теперь послушайте как звучит свирель. (Слайд 19).
Следующий инструмент рожок. (слайды 20-23)
Рожок - это труба конической формы от 30 до 80 см. Изготавливают из рога коровы или бересты. Человека, играющего на рожке, называют рожкистом.
Гусли.(слайды 24-30)
Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.
Посмотрите на картину Васнецова В.М. "Гусляры" 1899 г. (слайд 26)
На гуслях играли и русские богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович, Садко. (27-29). Послушайте как звучит этот инструмент. (30)
Существуют инструменты, которые издавна считаются символом какого-либо народа: у русских таким инструментом стала балалайка. (31-34)
БАЛАЛАЙКА появилась на Руси давно. Сделана из дерева. Музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта, играющего на балалайке, - балалаечником. В деревнях и сёлах балалайки делали народные музыканты-самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но ещё лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке.
Гармонь (35-37)
Гармо́нь (разговрное - гармошка, греч. αρμονικοζ - созвучный, стройный, гармоничный) язычковый клавишно-пневматический[1] музыкальный инструмент. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.
Колокольчики (38-39). Ударный инструмент.
Ложки. (40-43). Да, да! Это не только столовый прибор, Но и ударный инструмент. Посмотрите на эти красавицы.
А вот и ещё несколько инструментов к нам в гости пришли.
Гитара. Это испанский струнный щипковый народный инструмент. Но там у гитары 6 струн. А русскому человеку этот инструмент очень понравился, но не хватало струн выразить все чувства. И добавили ещё одну струну. Так семиструнная гитара стала русским инструментом.
Аккордион, бубен, домра.
Вы наверно уже устали от потока информации. Давайте немножко отдохнём. Я приглашаю вас на прогулку в лес. Идём и поём «Лесную песенку». Разминка. (44)
А теперь мы познакомимся с оркестрами и ансамблями русских народных инструментов.(45)
Как вы думаете, что такое оркест или ансамбль? (Одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов - это оркестр или ансамбль). (46)
В чём же разница между оркестром и ансамблем? До 12 человек- это ансамбль. Более 12 - оркестр.
Сейчас мы с вами перенесёмся в концертный зал. (47). Вы посмотрите выступление музыкантов. Внимательно посмотрите кто перед вами будет выступать оркестр или ансамбль. (оркестр). Почему? (Более 12 человек) Танец с платком. Попробуем стать музыкантами. (48-49) вы услышите в исполнении Государственного академического оркестра русских народных инструментов русскую народную песню «Барыня» и подыграете им на ложках. Наша задача выступить ансамблем. Я покажу темп. Следите за мной.(49)
Подумай! (50)
Какие музыкальные инструменты входят в состав русского народного оркестра?
-
Свирель
-
Скрипка
-
Кларнет
-
Балалайка
-
Рояль
-
Гармонь
-
К кому мы ходили сегодня в гости? (51)
-
С какими новыми словами вы познакомились?
-
В чём разница между оркестром и ансамблем?
-
Что на уроке вам запомнилось больше всего?
Нарисуй музыкальный инструмент (52)
А чтобы не было скучно слушайте ансамбль русских народных инструментов, звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». (53-56)
Спасибо за работу! (57)
СВИРЕЛЬ
СВИРЕЛИСТ
РОЖОК
РОЖКИСТ
ГУСЛИ
ГУСЛЯР
БАЛАЛАЙКА
БАЛАЛАЕЧНИК
ГАРМОНЬ
ГАРМОНИСТ
ЛОЖКИ
ЛОЖКАРЬ
КЛАВИАТУРА
МЕХ
СКАЗИТЕЛИ
БЫЛИНЫ
ОРКЕСТР
АНСАМБЛЬ
6