Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 4г классе

Тема: «Что есть красота? (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка») Цель:

Обучающая - познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль.

Развивающая - развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

Воспитательная - формирование собственной нравственной позиции.

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

Разминка «Делимся радостью» (слайд1)

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

- Вообразите, что каждый из вас солнышко. Вытягиваем руки и чувствуем, как по ним, как по лучикам, растекается тепло. Мы отдаём это тепло, чтобы всем кругом стало тоже тепло. Потянитесь настолько сильно, насколько вы можете, прогните спинку, поднимитесь на цыпочки, высоко поднимите голову. Отдайте столько тепла, сколько возможно.

- Ощутили, как мы все вместе наполнили наш класс теплом. Спасибо.

- Я надеюсь, что мы будем работать с хорошим настроением.

- Садитесь.

II. Введение в тему. Посещение выставки.

  1. Работа в группах.

- Выберите ту куклу, которая вам понравилась. (Одну на группу)

- Расскажите, что вам в ней понравилось? (Кратко)

( Среди кукол есть пугало. Если его выбрали - то за что, а если нет - почему не выбрали)

- Это ваш выбор, я уважаю ваш выбор.

2. Работа с пугалом.

- Красивая ли это кукла?

- Назовите положительное применение этой куклы. (оберег, охранник)

- А кто бы сейчас выбрал эту куклу?

3. Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек» (слайд 2)

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

- За какие черты характера Настя полюбила это страшное чудовище? (За доброту, внимание, ласковые речи, щедрость)

III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

- Давайте прочитаем тему урока. (слайд 3)

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

- О ком мы будем читать?

- На какой главный вопрос мы должны ответить? (Что есть красота?)

- Какие цели поставим?

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

- Встали.

- Давайте добавим тепло в наш класс. Одну руку вверх, другую на сердце и через вытянутую руку подарим тепло наших сердец всем кто здесь присутствует.

- Сели удобно.

IV. Изучение нового материала.

  1. Словарная работа.

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

2. Знакомство с произведением.

- Откройте учебник на стр. 116

Конспект урока литературного чтения «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»)

- Слушаем стихотворение. (звукозапись)

- Какие вы испытали чувства?

- Кому понравилось стихотворение?

- У кого появилось желание почитать его для себя? (чтение стих-ия «вполголоса»)

V. Работа по содержанию.

- Почему Николай Заболоцкий назвал ст-ие «Некрасивая девочка» (некрасивая по внешности)

- Найдите в тексте описание портрета девочки.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

- Что происходит вокруг, какую бытовую ситуацию вы увидели?

Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,

- А кем является девочка для мальчишек? (подружка)

- А почему они сейчас про неё забыли?

- А девочка обиделась на них?

- Докажите.

Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

- А почему она себя так ведёт?

- Читаем «хором» следующие 4 строчки.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

- Как вы понимаете эти строчки?

( она не завидует, не желает зла другим, она радуется за других, а радость других - это её радость)

- Читает учитель :

И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!

- О чём переживает автор?

( пока она маленькая, она не понимает, что она некрасивая, а взрослея, будет понимать, возможно, будет стыдиться, переживать и страдать)

- Во что верит автор?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.

- Что же, по мнению автора, даст девочке силу "переболеть боль", что главное в ней? ("младенческая грация души"). Как вы понимаете эти строки?

- Как автор к девочке относится? (он любит её, у неё богатая душа)

- В какой сказке гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя? ( Андерсен « Гадкий утёнок»)

-Перечитайте последние строчки.

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Какой бы вы дали ответ?

- Почему такую красоту "обожествляют люди"? (это большая редкость, очень ценное качество).

- Что же главное: внешний вид или внутренний мир человека?

- Так что же такое внутренняя красота?

  • Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем "величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие "грация души". Его стихи очищают и согревают душу читателя).

VI. Работа в группах.

1 и 3 группы:

- Составьте кластер «Солнышко» (черты характера девочки)

2 и 4 группы:

«Синквейн» (девочка)

VII. Защита. Оценивание.

VIII. Итог урока.

- Что главное вы на уроке запомнили? (что человека судят не по внешности, а по делам и поступкам)

- Во что верит автор? (Что найдутся такие люди, которые оценят богатый, внутренний мир девочки и обязательно найдутся друзья, которые будут её ценить, уважать и любить)

- Ребята, я хочу,

Чтобы вас любили без особых причин,

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. ( В. Берестов)

- Спасибо за урок.





© 2010-2022