Планирование. Использование датчиков на окружающем мире

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила Кнейс Е.А.

Использование датчиков на уроках «Окружающий мир» примерное тематическое планирование:

Тема урока

Название работы

Эксперимент

Датчик температуры


Планирование. Использование датчиков на окружающем мире


1 класс

День и ночь - сутки прочь.

Демонстрационный эксперимент

«Изучаем явление смены дня и ночи»

Оборудование:

Компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры.

Содержание: моделирование суточного вращения Земли; изучение освещенности и температуры «дневной» и «ночной» поверхностей модели Земли (глобуса, мяча)

    Что такое здоровье?

    Демонстрационный эксперимент «О чём говорят температура тела человека и частота ударов сердца?»

    Оборудование:

    Компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры, часы с секундной стрелкой.

    Содержание: измерение у нескольких учащихся температуры и частоты сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.

    2 класс

      Наши органы чувств - «окошки» в окружающий мир.

      Эксперимент «Для чего нам нужны термометры?»

      Оборудование:

      датчик температуры Go!Temp (-20°С - 110°С).

      Содержание: выяснение назначения термометра; измерение температуры воды с помощью датчика температуры и определение возможности правильного измерения температуры воды прикосновением

        Учимся находить ответы на вопросы.

        Твоё здоровье.

        Эксперимент «Почему в жаркий солнечный день следует носить светлый головной убор?»

        Оборудование:

        Компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go!Temp (-20°С - 110°С).

        Содержание: с помощью датчика температуры школьники измеряют количество света, отражённого от белой и чёрной бумаги, и выясняют, как под действием света нагреваются тёмные и светлые тела.

          Три состояния вещества.

          Эксперимент «Классная реакция! Взаимодействия пищевой соды и уксуса»

          Оборудование:

          Компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go!Temp (-20°С - 110°С).

          Содержание: наблюдение образования газообразного вещества (углекислого газа) при взаимодействии твёрдого вещества (сода) и жидкости.

            Изучаем свойства воды.

            Эксперимент «Вода может быть любой: жидкой, твердой и газообразной»

            Оборудование:

            датчик температуры Go!Temp (-20°С - 110°С).

            Содержание: учащиеся выясняют, как происходит таяние льда в воде; узнают о свойствах воды в твёрдом и жидком состояниях; определяют температуру, при которой тает лёд, закипает вода; наблюдают за изменением состояния воды: переходом из твёрдого состояния в жидкое, а затем из жидкого - в газообразное.

              Учимся быть бережливыми.

              Эксперимент «Ускользающее тепло»

              Оборудование: датчик температуры Go! Temp (-20 0 С- 110 0 С градусов).

              Содержание: школьники изучают теплоизоляционные свойства различных материалов. На основе проведённого исследования они делают вывод о том, какие материалы лучше других позволяют избежать потери тепла.

                Метеорологические наблюдения.

                Демонстрация «Знакомство со школьной метеостанцией».

                Оборудование: метеостанция Davis Vantage Pro2 (VantagePro2 Plus model).

                Содержание: младшие школьники знакомятся с устройством метеостанции, входящими в её состав датчиками; изучают отображаемую на мониторе консоли информацию; высказывают мнение о том, какие возможности открывает использование метеостанции для анализа и прогноза погоды.

                3 класс

                  Водоёмы и водотоки; их разнообразие.

                  Эксперимент «Холодная как лёд»

                  Оборудование: датчик температуры

                  Go!Temp (-20˚С-110˚С).

                  Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: какие водоёмы замерзают зимой раньше - пресные или солёные? В ходе эксперимента школьники изучают температуры замерзания солёной и пресной воды.

                    Пустыни и полупыстыни.

                    Эксперимент «Горячий песок»

                    Оборудование: датчик температуры

                    Go!Temp (-20˚С-110˚С).

                    Содержание: в ходе эксперимента школьники моделируют нагревание солнечными лучами песка и песчаной почвы, на которой растут травянистые злаки.

                    Для этого используются настольная лампа и две одинаковые ёмкости с песком, одна из которых с плотным травянистым покровом (с этой целью в песке проращиваются семена быстрорастущего растения, например, овса, кресс-салата и т.п.). После нагревания обеих поверхностей измеряется температура песка с помощью датчика температуры. Учащиеся высказывают предположение, почему песок, защищённый травой, нагрелся меньше.

                      «А у нас в квартире газ, а у вас?»

                      Эксперимент «Оставляем датчик температуры на сутки»

                      Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры

                      Go!Temp (-20˚С-110˚С).

                      Содержание: компьютер с подключённым датчиком необходимо оставить на сутки и затем проанализировать график изменения температуры, сопоставив его с изменением условий (например, понижение температуры на улице, отключение отопления на ночь и т.п.). В данном случае одна из наиболее существенных проблем - выбор подходящего места для компьютера с датчиком.

                        На плохую одёжку плохая надёжа.

                        Эксперимент «Варежки-мешочки»

                        Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры; две варежки из полиэтиленовых пакетов с различными наполнителями; пакет со льдом.

                        Содержание: школьники сравнивают теплоизоляционные свойства варежек, сделанных из полиэтиленовых пакетов, наполненных различными материалами; определяют, через какое время в разных варежках замёрзнут руки; описывают свойства различных теплоизоляционных материалов.

                          Какая обувь самая удобная.

                          Эксперимент «Секрет подошвы»

                          Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры; четыре образца обуви с подошвами из разных материалов.

                          Содержание: учащиеся выдвигают предположение о том, какая подошва после воздействия трением нагреется больше, а какая - меньше; сравнив графики температур, измеренных на разных подошвах после трения, проводят анализ полученных данных, обсуждают назначение разных видов обуви и выясняют, почему подошвы изготавливают из того или иного материала.

                            Как город влияет на человека.

                            Демонстрационный эксперимент «Чем опасны кислотные дожди»

                            Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go! Temp (-200С -1100С ).

                            Содержание: в ходе эксперимента моделируется процесс изменения металла, известняка и других материалов под действием кислоты. Данная реакция сопровождается изменением температуры, таким образом, наличие взаимодействия можно зафиксировать с помощью датчика температуры.

                              Что такое природная зона.

                              Эксперимент «Устанавливаем зависимость между освещённостью и температурой поверхности Земли».

                              Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go!Temp (-20˚С-110˚С) и света TI.

                              Содержание: моделируется освещенность Солнцем различных участков поверхности Земли, соответствующих основным природным зонам. На основе проведённых измерений освещённости и температуры поверхности учащиеся делают вывод о взаимосвязи этих двух параметров.

                              4 класс

                                Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика.

                                Эксперимент «Одинакова ли температура различных участков поверхности тела?»

                                Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go! Temp (- 20 0С-110 0С). Содержание: изучение температуры тела на различных участках поверхности тела (внешняя и внутренняя сторона кисти, в локтевом сгибе и др.)

                                  Какие условия комфортны для человека.

                                  Практическая работа «На сколько комфортна наша среда?»

                                  Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры Go! Temp (-20 0-110 0С), датчик света, датчик содержания углекислого газа и кислорода, метеостанция.

                                  Содержание: школьники знакомятся с показателями комфортной среды, затем проводят необходимые измерения с помощью датчиков и оценивают полученные данные с точки зрения их комфортности.

                                  Датчик света

                                  Планирование. Использование датчиков на окружающем мире


                                  2 класс

                                  Планеты - главные члены Солнечной семьи.

                                  Эксперимент «Как солнце освещает другие планеты»

                                  Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик света TI.

                                  Содержание: школьники изготавливают модели планет Солнечной системы и определят количество света, поступающее к ним от Солнца.

                                    Почему происходит смена времен года.

                                    Эксперимент «Как солнце светит летом и зимой»

                                    Оборудование: адаптер Go! Link; датчик света TI.

                                    Содержание: на модели Земли школьники наблюдают различия в освещенности её поверхности летом и зимой и делают выводы о влиянии Солнца на погоду и температуру воздуха.

                                    3 класс

                                      Что такое природная зона.

                                      Эксперимент «Устанавливаем зависимость между освещенностью температурой поверхности Земли»

                                      Оборудование: датчик температуры Go!Temp (-20˚С-110˚С) и света TI.

                                      Содержание: моделируется освещенность Солнцем различных участков поверхности Земли, соответствующих основным природным зонам. На основе проведённых измерений освещённости и температуры поверхности учащиеся делают вывод о взаимосвязи этих двух параметров.

                                        Ледяное безмолвие: арктическая пустыня.

                                        Эксперимент «Отражательная способность поверхности Земли»

                                        Оборудование: датчик света TI.

                                        Содержание: в ходе эксперимента школьники изучают способность различных поверхностей отражать солнечный свет. Для этого могут быть использованы бумага различных цветов (белая, чёрная), пищевая фольга, небольшие ёмкости с почвой, водой, снегом или льдом и т.п. Анализ данных позволяет школьникам получить первоначальные представления об отражательной способности земли. (Примечание: эта практическая работа может быть проведена на уроках, посвященных изучению времён года, снежного покрова, гидросферы и т.п.)

                                        4 класс

                                          Какие условия комфортны для человека.

                                          Практическая работа «На сколько комфортна наша среда?»

                                          Оборудование: датчик температуры Go! Temp (-20 0-110 0С), датчик света, датчик содержания углекислого газа и кислорода, метеостанция.

                                          Содержание: школьники знакомятся с показателями комфортной среды, затем проводят необходимые измерения с помощью датчиков и оценивают полученные данные с точки зрения их комфортности.

                                          Датчик расстояния Go! Motion.

                                          Планирование. Использование датчиков на окружающем мире


                                          2 класс

                                          Наш помощник - воображение

                                          Эксперимент «Учимся пользоваться датчиком расстояния Go! Motion».

                                          Оборудование: Датчик расстояния Go! Motion.

                                          Содержание: знакомство учеников с принципом работы датчика расстояния с последующей творческой работой в малых группах: необходимо предложить различные ситуации, в которых может применяться датчик расстояния, Работа завершается коллективным обсуждением предложенных вариантов

                                            Что такое энергия

                                            Эксперимент «Энергия приводит в движение».

                                            Оборудование:

                                            датчик расстояния Go! Motion.

                                            Содержание эксперимента: решение проблемной задачи - как заставить игрушечный автомобиль двигаться? В результате обсуждения школьники приходят к выводу, что машинке необходимо передать энергию, и предлагают для этого различные способы: её можно подтолкнуть (передать часть энергии), использовать пружину и ключ (механическая энергия), батарейки (электрическая энергия), можно скатить с наклонной плоскости (переход внутренней энергии машинки во внешнюю). Далее изучается зависимость расстояния, которое проехала машинка от её веса и угла наклона плоскости.

                                            3 класс


                                              Обитатели наземно-воздушной среды

                                              Эксперимент «Летучая мышь и наука».

                                              Оборудование: датчик расстояния Go!Motion.

                                              Содержание: данный эксперимент иллюстрирует, как летучие мыши приспособились к ночному образу жизни, используя эхолокацию для ориентирования во время полёта, а также для обнаружения и поимки своей добычи. В этом эксперименте датчик расстояния выполняет функцию аппарата ориентировки летучей мыши, а ученик - роль насекомого

                                              Датчик содержания О2 и СО2.

                                              Планирование. Использование датчиков на окружающем миреПланирование. Использование датчиков на окружающем мире


                                              3 класс


                                              Воздушная оболочка Земли

                                              Демонстрация «Сколько кислорода и углекислого газа в атмосфере?».

                                              Оборудование: датчики кислорода и углекислого газа.

                                              Содержание: в ходе демонстрации определяется процентное соотношение кислорода и углекислого газа в воздухе

                                              4 класс


                                                Дыхательная система

                                                Практическая работа: «Изменение содержания

                                                кислорода в классной комнате к концу урока».

                                                Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик содержания О2 и СО2.

                                                Содержание: выявление с помощью датчиков изменения состава воздуха в классе в начале и в конце урока (перед началом урока кабинет должен быть хорошо проветрен)

                                                Цифровой USB- микроскоп BasicProScope

                                                Планирование. Использование датчиков на окружающем мире


                                                1 класс

                                                Как мы узнаём что - то новое

                                                Демонстрация «Наш помощник - компьютер».

                                                Оборудование: цифровой USB- микроскоп

                                                BasicProScope.

                                                Содержание: демонстрация возможностей компьютера как источника получения новых знаний об окружающем мире, которые увеличиваются при использовании цифровых датчиков и приборов, в частности цифрового микроскопа

                                                  Зелёный народ Земли.

                                                  Демонстрация «Как устроен зелёный лист?».

                                                  Оборудование: цифровой USB- микроскоп

                                                  Содержание:

                                                  Демонстрация на большом экране полученных с помощью цифрового микроскопа фотографий внешнего строения листьев разных растений.


                                                    Животные нашей планеты

                                                    Демонстрация

                                                    «Знакомство с микроскопическими животными»

                                                    Оборудование: цифровой USB- микроскоп BasicProScope.

                                                    Содержание:

                                                    Демонстрация на большом экране фотографий одноклеточных простейших (амёбы, инфузории), мелких беспозвоночных, полученных с помощью цифрового микроскопа.

                                                    2 класс

                                                      Глазу верь, а прибором проверь.

                                                      Лабораторная работа «Как приборы и инструменты помогают изучать окружающий мир».

                                                      Оборудование: цифровой USB-микроскоп BasicProScope

                                                      Содержание: изучение строения пера птицы с помощью микроскопа

                                                        Царство: животные

                                                        Исследовательская работа «Знакомство с микроскопическими животными и растениями».

                                                        Оборудование: цифровой USB - микроскоп BasicProScope

                                                        Содержание: рассматривание растений (одноклеточных водорослей), мелких насекомых под микроскопом.

                                                          Самое необычное царство: грибы.

                                                          1. Демонстрация «Микроскопические грибы вокруг нас».

                                                          2. Демонстрация

                                                          «Изучаем шляпочные грибы».

                                                          1. Оборудование: цифровой USB - микроскоп BasicProScope

                                                          Содержание: с помощью цифрового микроскопа учитель демонстрирует на экране дрожжи и плесневые грибы и обращает внимание школьников на их общие признаки.

                                                          2.Содержание: с помощью цифрового микроскопа учитель демонстрирует на экране строение мицелия и спор шляпочного гриба.

                                                          3 класс

                                                            Самая тонкая оболочка Земли - почва

                                                            Практическая работа «Изучение состава почвы под микроскопом».

                                                            Оборудование: цифровой USB-микроскоп; образцы почвы.

                                                            Содержание: школьники изучают под микроскопом образцы различных типов почв (песчаные, глинистые, чернозёмные и др.); делают вывод о составе почвы и высказывают предположение о свойствах этих почв

                                                              Транспорт в городе

                                                              Эксперимент «Чист ли воздух, которым мы дышим?».

                                                              Оборудование: цифровой микроскоп.

                                                              Содержание: работа проводится в два этапа: на первом занятии школьники изготавливают из картона 3-5 квадратов одинакового размера, смазывают их вазелином и прочно прикрепляют в разных местах, например за окном школьного кабинета, у проезжей части и т. п. Через 4 дня прямоугольники снимают, стараясь не прикасаться к внешней поверхности. Второй этап работы - изучение прилипших к ним частичек пыли с помощью микроскопа , на основании чего школьники делают вывод о загрязненности на разных участках.

                                                              4 класс

                                                                Знакомимся с историческими животными

                                                                Практическая работа «Экспедиция в прошлое Земли».

                                                                Оборудование: цифровой USB-микроскоп

                                                                Содержание: изучение образцов горных пород и полезных ископаемых (известняк, песчаник, уголь и др.), включающих ископаемые останки.

                                                                  Кожа - «защитный скафандр» нашего организма

                                                                  Практическая работа «Кожа защитный скафандр» нашего организма».

                                                                  Оборудование: цифровой USB- микроскоп

                                                                  Содержание: с помощью микроскопа школьники рассматривают строение разных участков кожи руки (внешней, тыльной стороны кисти, ладони, кончиков пальцев)

                                                                  Источник:

                                                                  1. «Окружающий мир с AFS™. Тематическое планирование», В. А. Самкова /Москва,2012

                                                                  © 2010-2022