Формирование УУД на уроках русского языка в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД на уроках русского языка в 1 классе


Учитель начальных классов

МБОУ «Лянторская СОШ №3»

Степина М.Н.

В современном стремительно меняющемся мире перед школой стоит задача формирования личности, готовой самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, готовой сотрудничать с другими людьми.

Основным результатом обучения детей в начальной школе является умение учиться. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

Большую роль в становлении ребёнка школьником играют регулятивные УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД Задание 1. На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А - Что вы можете сказать об этих буквах? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.) - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось? (Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Задание 2.

Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу.

случай, отец, сыночек, жизнь

(Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)

Задание 3.

Выпишите слова, в которых все согласные твердые.

Проверь свою работу.

Парк, машина, орех, астра, лыжи, стул.

( Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)

Задание 4.

Спиши предложения, исправляя ошибки.

Во дворе растут кусты маленькая птичка села на ветку рыжий кот крадется к ней сережа прогнал кота.

(Умение контролировать и корректировать запись)

Задание 5.

Раздели слова на слоги.

Сова, урок, книга, ежи, ёлка.

Задание 6.

Из данных слогов составьте слова

Ша ба ры ка мыш ран

(шары, баран, камыш)

Задание 7.

Переставь буквы так, чтобы получилось новое слово

Колос- сокол сон- нос грива- враги

Исток- кости сила-лиса числа- силач

Задание 8.

Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)


Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Примеры заданий, которые формируют познавательные УУД

Задание 1.

Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами.

[й'ош ]- ёж, [сапаг'и]- сапоги , [л'иса] - лиса, [стол] -стол.

( Знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании)

Задание 2.

Найдите и подчеркните одинаковый звук в словах ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.

Задание 3.

Раздели текст на предложения.

Стоит жара Глеб и Олег бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег

(Умение находить части в целом)

Задание 4.

Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ).

(Умение находить части в целом)


Задание 5. Исправьте ошибки. бабушка поля вернулась с поля. коля арбузов принёс домой пять арбузов. Запишите в тетрадь любое предложение. Подчеркните опасные места. (Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).

Задание 6.

Из букв данного слова составь новые слова

Ловкость - вол, кость, кол, сок, лоск.

Задание 7.

Составьте и запишите слова

Каран-, порт-, клуб-, гряд-, пас-, аз-, -фель, -ка, -даш, -тух,- бука,-ника.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Примеры заданий, которые формируют коммуникативные УУД

Задание 1.

Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй - с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл-мял, нос-нёс, ложка-лиса, коса- киска ( Таким образом, каждый повторяет твердость и мягкость согласных звуков, оказывают взаимопомощь.)
Задание 2. Построение плана работы учащимися нацелено на формирование у них коммуникативных учебных действий. -Рассмотрите рисунки (схемы, условные обозначения) на этих страницах. -Как думаете, что будем делать?

(Составляем совместно с детьми план действий на уроке)
Задание 3. Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга -Кому бы вы поставили такую отметку? -Кому не поставили? Почему?

Задание 4.

-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук. (Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Личностные УУД

Чувство необходимости учения Организационный момент Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы- старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится!

-Успеха и удачи вам!



© 2010-2022