- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на МО Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности
Выступление на МО Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овечкина Е.П. |
Дата | 26.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Омска «Начальная общеобразовательная школа №35»
Секция: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности
Тема: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами внеурочной деятельности
Выполнили:
Овечкина Елена Петровна
учитель начальных классов, Розина Тамара Григорьевна
учитель начальных классов,
Шишменцева Елена Васильевна
учитель начальных классов,
БОУ г. Омска «Начальная
общеобразовательная школа №35»
раб.телефон 55 00 28 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня школа - единственный социальный институт, пока ещё не утративший способность для осуществления эффективного и массового воспитания граждан своей страны. «Именно общеобразовательной школе принадлежит особо важная роль, так как нравственные ценности формируются наиболее системно, последовательно и глубоко всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала»1. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Наша начальная школа является социально-культурным центром окраины Кировского округа. В школе со временем сложились свои традиции и обычаи. При этом формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности является одним из важных направлений нашей работы. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Внеурочная деятельность в учреждении организована с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
- Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы.
- Включение ребенка в систему мероприятий, проводимых в рамках деятельности детского объединения «Росинки», которое является частью воспитательной системы школы. Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности.
№ п/п Направление Курс Цель 1
Духовно-нравствен-ное
« Этика: азбука добра»
Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. 2 Социальное
« Школа жизни: уроки общения»
Развитие у обучающихся социально значимого комплекса жизненно важных навыков общения.
« Мир вокруг нас»
Расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе. 3
Общеин-теллектуальное
Клуб «Почитай
ка»
Формирование первоклассников как квалифицированных читателей, расширение читательского кругозора учащихся.
Кружок «Почемуч
ки»
Развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование познавательных потребностей.
Клуб «ШАНС» (школьная академия научных секретов)
Формирование основ проектной деятельности.
4
Общекультурное
«Куколь
ный театр»
Развитие познавательного интереса к театральной деятельности; эстетического восприятия, коммуникативных способностей.
«Вышив
ка»
Развитие художественного вкуса, творческой активности детей и эстетического отношения к действительности средствами вышивки, как наиболее распространенного вида ДПИ.
«Очуме-лые ручки»
Раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами.
«Волшеб-ный мир бумаги»
Развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности.
«Соловушка»
Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций 5
Спортивно-оздоровите
льное
Кружок «Ритмика»
Приобщение школьников к искусству хореографии, пластики, развитие художественного вкуса.
Кружок «ОФП»
Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Курс «Подвиж-ные игры»
Формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Программа «Школа Здоровья».
Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья.
Социальное направление представлено программой курса « Школа жизни: уроки общения» Цель курса: развитие у обучающихся социально значимого комплекса жизненно важных навыков общения. Задачи занятий:
- Осознавать, анализировать, понимать, соотносить собственные эмоции и эмоциональное состояние;
- Произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния;
- Вычленять и точно формулировать проблему;
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
Когда он живёт в мире игры сказки,
музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
Василий Александрович Сухомлинский Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека. В рамках внеурочной деятельности я работаю по направлению художественно-эстетического цикла: «Этика: азбука добра». Данная программа представлена как продолжение внеурочной деятельности в системе учебников «Начальная школа ХХI века». Содержание материалов программы ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. На своих занятиях я говорю с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. Из урока урок мы наполняем нашу жизнь очень важным и необходимым понятием: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Участие каждого ребёнка в литературных сценках, пьесах даёт ему возможность попробовать свои силы в роли артиста, развивает речь ребёнка, увеличивает его словарный запас, делает его более уверенным в жизни, раскованным, умеющим держаться на сцене перед зрительской аудиторией. Проведение таких мероприятий дает свои результаты. Дети становятся более искренни, терпимы, дружелюбны, свободно выражают свои мысли и эмоции. Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении учащимися вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Всё это в полной мере было бы невозможно без взаимосвязи с родителями, которые вместе с детьми готовят костюмы, украшают помещение, пекут выпечку для детского чаепития, сопровождают детей в поездках в театры и музеи; и даже сами помогают в инсценировке представлений. Только действуя сообща, мы получаем положительный эффект и радость детей от этого совместного времяпрепровождения, похвалы со стороны родителей, гордости за свой успех. Общекультурное направление представлено кружком «Волшебный мир бумаги». Цель курса: развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации личности. Задачи курса:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству.
- Реализовывать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании создать свои работы общественно значимыми.
Результаты проведения методики
«Ранжирование личностных качеств и человеческих ценностей»
-
№ п.п.
Ценности
Качества личности
1
семья
умный
2
здоровье
общительный
3
друзья
добрый
4
знания
верный
5
природа
весёлый
6
Родина
смелый
7
творчество
честный
8
труд
предприимчивый
9
человек
решительный
10
школа
трудолюбивый
11
общество
справедливый
12
деньги
скромный
При диагностике уровня воспитанности (Н. П. Капустин) составляется карта воспитанности и диаграмма. В заключение отмечу, что формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности позволяют актуализировать ценностные представления участников образовательного процесса, приобщить к общественно значимым и личностным ценностям, составляющим основы культуры личности, управлять формированием нравственных установок, то есть осуществлять воспитание.
Список литературы:
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
-
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 35».
-
«Начальная школа» №1- 2011г. «Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности».
-
Беляева Л. И. Нравственное воспитание ребёнка на уроках театра «Начальная школа плюс до и после». 2003, № 2.
-
Стандарты второго поколения, «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва, «Просвещение», 2010.
Приложение 1
Игры - тренинги
УПРАЖНЕНИЕ «Я НЕ ЛЮБЛЮ»
Каждому из участников предлагается по очереди рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Если в группе уже сформировалась доверительная атмосфера, то упражнение можно усложнить, придав ему форму свободного обмена мнениями с выражением согласия или несогласия. В этом случае ведущий помогает участникам выражать мнения в форме «Я - высказывания».
УПРАЖНЕНИЕ «ПОХВАЛА»
Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.
Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание - тяжелый труд. Кроме того, оно готовит учащихся к выполнению следующего задания.
УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятно Обязательные условия «Комплимента»:
1. Обращение по имени.
2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Посидите в кругу молча и посмотрите друг на друга. Подумайте, что в товарищах вызывает у вас чувство спокойствия, радости или другие приятные эмоции. Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас в данный момент. А сейчас вы выскажете свои симпатии тому, кто у вас их вызвал.
Можно предложить участникам сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?» Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»
Участники разбиваются на пары и встают друг против друга.
Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.)
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет ведущему организовать наблюдение и обсуждение.
Спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему?
В процессе обсуждения участники приходят к выводу, как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
1 Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.