Конспект урока открытия нового знания по русскому языку Гласные е-и в корнях с чередованием

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок открытия нового знания.

Тема урока: «Правописание гласных « И» - «Е» в корнях с чередованием». Цели урока: предметные: - развивать умения определять падежи, различать именительный и винительный падежи. - вывести алгоритм определения падежа у имен существительных. - развивать орфографическую зоркость; метапредметные: - составить совместно с учителем алгоритм определения падежа ; учить им пользоваться - научить решать самостоятельно орфографическую задачу по алгоритму; -учить оценивать правильность определения падежа при самоконтроле; - содействовать в ходе урока формированию работы в группах; - развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя проблемные ситуации. личностные: - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

















Ход урока:


  1. Организационный момент: эмоциональный настрой, подготовка к работе.


  1. Актуализация знаний:

Слайд 1.

Учитель:

- Начинаем урок русского языка. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…». О чем это четверостишье?

Дети:

- На уроке нас ждут открытия.

Учитель:

- Сегодня вы первооткрыватели, исследователи.

- Вспомним основной алгоритм, последовательность шагов, по которому проводим исследование.

Дети:

- Определимся с темой, поставим цели, выдвинем гипотезу и будем ее проверять.

Учитель:

- Итак, вперед! А вот и первый документ.

Слайд 2.

(Прод.раю, од.ваюсь, умываюсь, соб.раюсь, б.гу, опаздываю, п.шу, ч.таю, думаю, получаю, доволен, сп.шу, устал, выб.ру.)

Учитель:

- Что необычного в нем?

Дети:

- Состоит из одних глаголов.

Учитель:

- Его величество глагол и будет объектом нашего исследования.

Слайд 3.

Работа в группах

- Восстановите пропуски в таблице и составьте свои загадки про эту часть речи.

Элемент

Имя признака

Значение признака

Морфологические признаки

Число, время, в прошедшем времени - род, в настоящем и будущем - лицо.

Член предложения

Сказуемое, подлежащее

Глагол

Вопросы

Глагол

Действие предмета

глагол

Формообразующие суффиксы

Дети представляют полученные загадки.

Учитель:

- Как вы думаете, с какой целью мы придумывали и загадывали свои загадки?

Дети:

- Вспомнить и закрепить наши знания о глаголе.

Учитель:

- Открытие, которое нас ждет сегодня на уроке, будет связано именно с этой деятельностной частью речи.

3. Мотивация : (учебный интерес).

Учитель:

- Вернемся к нашему документу. Закончили ли мы работу с ним?

Дети:

- Нет. Мы не вставили пропущенные буквы.

Учитель:

- Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность постановки.

Работа в группах.

Представители от команды защищают свою работу и объясняют постановку гласных.

Учитель:

- Написание каких слов вызвало у вас затруднение?

Дети:

- Продираю, собираюсь, выберу.

Эти слова вывешиваются на доску. Дети предлагают разные варианты постановки гласных.

Учитель:

- Правописание глаголов с чередующимися гласными и есть предмет нашего сегодняшнего исследования.

- Сформулируйте тему урока.

Дети:

- Правило постановки гласных «И» - «Е» в корнях с чередованием.

Слайд 4.



  1. Целеполагание:

Учитель:

- Как вы думаете, существуют ли приёмы проверки, которые нам бы помогли решить правильно эту орфографическую задачу?

- Какие цели стоят перед нами?

Дети:

- выделить группу слов, в корнях которых встречаются гласные с чередованием.

- открыть, узнать правило правописания таких корней.

- построить алгоритм действий для проверки корней с чередованием гласных и-е.

Учитель:

- Давайте разберемся, какие еще глаголы мы возьмем сегодня с собой. Игра «Я беру тебя с собой».

На партах у детей карточки со словами, среди которых глаголы с чередующимися гласными в корне и - е. Карточки с такими глаголами вывешиваются на доску.

Учитель:

- По какому признаку мы берем сегодня эти слова с собой?

Дети:

- Есть в корне чередующиеся гласные и - е.

Учитель:

- Посмотрите на копилку слов, которая у нас получилась. Разделить ее на 2 группы по выбранному вами признаку.

Работа в группах.

Дети распределяют глаголы в 2 группы.

разбирает - выберу отпирать - запер

растирать - протереть расстилает - постелить

умирать - умереть сжигает - сжечь

продирать - раздеру

Учитель:

- По какому признаку разделили слова?

Дети:

- Первая картотека состоит из глаголов, в корне которых пишется буква «и», вторая из глаголов с безударной гласной «е» в корне.

Учитель:

- Выдвинете гипотезу, предположение. От чего зависит написание гласных в корнях данных глаголов….

Дети выдвигают различные гипотезы.

  1. Построение и фиксация нового знания.

Учитель:

-Выделите корни в словах, подчеркните чередующиеся гласные (гласные, которые изменяются в корне). Заполните в группах таблицу и проверьте свою гипотезу.

Слайд 5.

Было

Стало

Изменилось

Умирать

Умереть

Появился суффикс -а-

Продирать

Раздеру

Появился суффикс -а-

Растирать

Протереть

Появился суффикс -а-

Выбирать

Выберу

Появился суффикс -а-

Дети заполняют таблицу и доказывают или опровергают выдвинутые ранее гипотезы.

Учитель:

- Сформулируйте вывод, который вы получили.

Дети:

Вывод: если после корня есть суффикс «а», то в корне пишется гласная «И». Если суффикса «а» нет, то в корне «Е».

Слайд 6.

Учитель:

- Молодцы, вы самостоятельно провели исследование. Давайте сопоставим то, что у нас получилось с уже существующим правилом.

Слайд 7, 8.

Дети сверяют полученные данные с эталоном.

Учитель:

- Попробуйте вспомнить все свои действия со словами из копилки и составьте алгоритм, который поможет нам в дальнейшем правильно писать гласные «И» - «Е» в корнях с чередованием.

Работа в группах.

Дети составляют алгоритм. Защита своего алгоритма.

Учитель:

- Сравним полученные результаты:

Слайд 9.

  1. Выделить корень

  2. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

  3. Если есть суффикс -а-, то в корне - «И».

  4. Если нет суффикса - а-, то в корне - «Е».

ФИЗМИНУТКА.

  1. Первичное закрепление во внешней речи с комментиованием.

Учитель: - Вернёмся к заданию, которое было в начале урока. - Давайте попробуем воспользоваться этим правилом и вставить пропущенные буквы в те слова, которые вызвали у нас некоторые трудности. (Продираю, собираюсь, выберу). Дети проговаривают вслух правило и объясняют по алгоритму выбор гласных в корне слов. Учитель: - Получается? - Еще раз вас поздравляю, вы совершили новое открытие «Как ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ безударные гласные « И» - «Е» в корнях с чередованием».
Физпауза.
Учитель:

- Чтобы закрепить свое умение правильно писать слова с чередованием в корне, давайте выполним некоторые упражнения.

Слайд 10. Учитель:

- Прочитайте, что перед вами?

Дети:

- Диалог. Учитель:

- Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них морфемы.

- Бабушка, а туда далеко добираться?

- Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.

- А сундук у него запирается? - Да уж, наверно, он его на семь замков запер.
Учитель:

- Кто справился с заданием, не испытывая затруднения?

- У кого возникли затруднения? Почему?

Слайд 11.

Работа в группах. Учитель:

- Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова, запишите, выделите морфемы.

Проверка в форме игры «Аукцион». Орфографическое чтение с объяснением.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 12.

Выб..ри книгу, выб..рать книгу, выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль, зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы. Базовый уровень:

- Вставьте пропущенные буквы, графически объясните постановку буквы в корне.

Самоконтроль по образцу.

Повышенный уровень:

- Распределите словосочетания в 2 столбика. Графически объясните выбор гласной в корне. Объясните, почему так распределили?

Слайд 13. Самоконтроль по образцу. Слайд 14. Игра «Четвертое лишнее».
Учитель:

- Найдите лишнее слово, почему оно лишнее?

Будьте внимательнее и не торопитесь.

Слайд 15. Самоконтроль


Учитель:

- Что необходимо уметь и знать, чтобы правильно писать корни с чередованием и-е?

- Поднимите руку, кто не испытывал затруднений. У кого не было ошибок при выполнении заданий, поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

Ответы детей.

8. Включение в систему знаний.


Учитель:

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

Дети:

-Правописание корней с чередованием «И» - «Е». Учитель:

- Где нам могут пригодиться эти знания?

Дети:

- В жизни, при написании смс, писем, различных работ в школе, при заполнении анкет.

Слайд 16.




Учитель:

- Вернемся к документу, с которым мы начали сегодняшний урок. Все ли пропущенные буквы смогли восстановить правильно? (Да.)

- Какое задание, по вашему мнению, еще осталось не выполненным?

Дети:

- Можно восстановить все послание, добавив недостающие слова. Учитель:

- Самостоятельно пофантазируйте и попробуйте восстановить документ полностью. У кого будут возникать трудности, попросите помощи у соседа по команде.

Дети по желанию зачитывают то, что у них получилось. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:

-Какое открытие сделали сегодня на уроке?

-Каков алгоритм действий при выборе гласной в корнях с чередованием?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились мы с затруднением?

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

Заполните лист самооценки

_________________________(Ф.И.) ______________(число)


отлично

хорошо

удовлет.

пока плохо

Я умею правильно писать слова с чередованием в корне и-е.

Я умею пользоваться алгоритмом выбора гласной в корнях с чередованием.


Вывод: ______________________________________________

_____________________________________________________________

Слайд 17.

Домашнее задание по выбору

  1. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередованием. (Б.У.)

Выделите условие выбора орфограммы.

Разд.ру, прод.рается, ум.рает, ум.р, выт.рает, выт.р, разб.рает, разб.рет, расст.лает,

расст.лить , выж.гает, выж.чь.

2. Распределите слова в 3 столбика, выделите орфограмму, составьте 2 предложения

с любыми из этих слов. Проведите синтаксический анализ полученных предложений.(П.У.)

М.дведь, .кно, расст.лается, б.жит, л.тит, ж.лтый, ч.рный, ст.лица, прот.реть, прож.гает, разд.рает, расцв.тает.

Слайд 18. Учитель:

- Закончите предложения…

Я узнал для себя…..

Смогу научить …..

В команде я …. Учитель:

- Спасибо за урок!



© 2010-2022