Урок окружающего мира в 3 классе по теме «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир в 3 классе.
Тема: «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества». Цель: расширить знания учащихся об организме человека. Задачи: узнать об органах дыхания, органах выделения и о движении крови; учиться заботиться о своём здоровье; развивать память, мышление, речь. Оборудование: А.А. Плешаков. Мир вокруг нас, 3 класс, часть 1; мультимедийная презентация, секундомер, полоски красного и зелёного цветов, кроссворд, запись музыки, цветные карандаши, белый лист бумаги.


Ход I Орг. момент Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И ни минуты не терять. II Проверка домашнего задания - На прошлом уроке окружающего мира мы с вами рассматривали тему «Наше питание. Пищеварительная система». 1.Хорошо ли вы поработали дома, мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд.
  1. Расширенный отдел пищеварительного канала.
  2. Трубчатый мышечный орган, соединяющий глотку с желудком.
  3. Отдел пищеварительной системы, состоящий из кишок.
  4. Полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами.
- Итак, рот, желудок, пищевод и кишечник - это органы пищеварения. Они перерабатывают пищу и снабжают организм человека питательными веществами. Если мы с вами разгадаем кроссворд до конца. То узнаем о продуктах, полезных и вредных для организма.
  1. Белый как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал.
  2. Жидко, а не вода. Бело, а не снег.
  3. Во что лягушка, барахтаясь в сметане, превратила её? Масло, сало, маргарин - это… .
  4. Какой продукт получают из молока?
  5. Что делили два жадных медвежонка из венгерской сказки.


1ж е л у д о к


2 п и щ е в о д
3 к и ш е ч н и к



4 р о т


5
7 с а х а р


6 м о л о к о


ж и р ы


8с м е т а н а


9 с ы р



- Каким из этих продуктов питания не следует злоупотреблять? Почему? - От сладкой еды жди беды. - Да. Так гласит народная мудрость. Что полезно употреблять в пищу, вы узнаете, прочитав в кроссворде слово по вертикали. Витамины. 2. Игра «Красный - зелёный». - Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку с зелёным сигналом, если нет - левую руку с красным сигналом.

  • Мою руки перед едой.
  • Кушаю в одно и то же время.
  • Ем быстро, глотая большие куски.
  • Тщательно пережёвываю пищу.
  • Ем очень много.
  • Беру пищи столько, столько смогу съесть.
  • Питаюсь разнообразной пищей.
  • Когда стану взрослым, не буду пить алкогольные напитки и курить.
III Постановка учебной задачи. (Слайд №1) «Дыхание, движение крови и как удаляются из организма вредные вещества» - тема сегодняшнего урока. Сформулируйте учебную задачу. (Узнать, как работают лёгкие и сердце, как движется в организме кровь, какой газ необходим для дыхания и как удаляются из организма вредные вещества.) IV Новый материал 1.- Человек постоянно дышит, поочерёдно делая вдох и выдох. Мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем. Опыты: 1.Попробуйте не дышать. Засекаю время. Кто сколько выдержит? Что вы сразу почувствовали? (Необходимо глубоко вздохнуть) Это, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!» Сделайте вывод. (Человек не может не дышать.) Что входит в понятие дыхание? (Вдох - выдох) 2.Сделайте вдох и выдох, положив руки на грудь. Что происходит при вдохе и выдохе? Вывод. Наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающей средой. 2. Дыхание, дыхательная система - Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком. (Слайды №2, №3 - органы дыхания, дыхательная система) Всю жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Заранее подготовленный ученик рассказывает дополнительный материал про нос (по А.Дорохову) При вдохе воздух заполняет лёгкие и всасывается в кровь, которая доставляет воздух во все уголки нашего тела. Отработанный воздух по другим сосудам - трубкам возвращается к лёгким и выбрасывается при выдохе. В нём много углекислого газа. Итак, лёгкие через вдох - выдох обеспечивают приток свежего воздуха ко всем частям тела через кровь. Закрепление. Учащиеся работают парами. Читают первый и второй абзацы параграфа (с.148 Мир вокруг нас 1часть), по учебнику показывают друг другу и называют органы дыхания Дыхательная гимнастика. Звучит музыка, слышен шум моря.
  1. «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
  2. «Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).
  3. «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза)
3. О движении крови (Слайды №4, №5 - кровеносная система, сердце и движение крови) На слайдах дети находят сердце, кровеносные сосуды, прослеживают движение крови. Работа в парах. Дети читают третий, четвёртый и пятый абзацы учебника (с.149), показывают друг другу и называют органы кровообращения. Беседа по восприятию: -Какова роль крови в организме? -Как устроена и работает кровеносная система? -Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и оправляется в новое путешествие? Практическая работа Рассмотрите рисунок в учебнике на с.150. Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считаю кол-во ударов пульса за это время. Затем полученное число ударов умножают на четыре. -Сколько ударов делает ваше сердце в минуту? -А сколько оно бьётся за 10 минут? Посчитайте? Копилка интересных фактов с.150 учебник. Физминутка Руки в стороны поставим Правой левую достанем. А потом наоборот, Будет вправо поворот. Раз - хлопок, Два - хлопок, Повернись ещё разок, Раз, два, три, четыре. Плечи выше, руки шире, Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. 4. О том, как удаляются из организма вредные вещества. (Слайды №6, №7, №8, №9 - органы выделения: почки и мочевой пузырь, лёгкие, кожа) -Откуда в организме появляются вредные вещества и углекислый газ? На слайдах учащиеся знакомятся с органами выделения: лёгкие, почки - главный орган выделения, кожа. -Какими способами вредные вещества и углекислый газ удаляются из организма? -Назовите органы выделения. Заранее подготовленный ученик рассказывает о вреде курения (по А. Дорохову) V Повторение изученного - тестовый контроль (тесты у каждого ученика)
  1. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
А) благодаря крови; Б) благодаря нервным волокнам; В) благодаря мышцам. 2. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы? А) кислород; Б) углекислый газ; В) азот. 3. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? А) в носу; Б) в бронхах; В) в лёгких. 4. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ? А) через печень, кишечник, мочевой пузырь; Б) через кожу, почки, лёгкие; В) через сердце, желудок, желчный пузырь.
Ответы занесите в таблицу Номер вопроса 1 2 3 4 Буква ответа




VI Итог урока. Учащиеся читают вывод в учебнике с. 150 При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через лёгкие, кожу, почки. VII Рефлексия. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасьте пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала - не красьте. Большой - для меня тема была важной и интересной - красным. Указательный - узнал много нового - жёлтым. Средний - мне было трудно - зелёным. Безымянный - мне было комфортно - синим. Мизинец - для меня было недостаточно информации - фиолетовым. VIII Домашнее задание Придумать и изготовить модель, показывающую, как в организме человека перемещаются кислород, питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности.
Всем спасибо за урок.
Информационные источники: Ж-л Начальная школа №1 2009, Т.Майер «Наше здоровье: витамины», №2 2009, О. Свалова «Сохранение и укрепление здоровья учащихся»; Учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» - 3 класс, 1часть; Т. Целоусова, Т. Максимова - Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» в 3 классе; images.yandex.ru
© 2010-2022