- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по межпредметному модулю Занимательная лингвистика. 3 класс
Рабочая программа по межпредметному модулю Занимательная лингвистика. 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пойманова С.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_____ /Мистюрина М.С_/
ФИО
Протокол № 1 от
« 25 _» августа 2015__г.
Рассмотрена на заседании
методического совета лицея
Протокол № 7 от
« 26 » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ лицей №11
_____ /Маснева Н.Н./
ФИО
Приказ № 145 от
« 31_» августа 2015_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по межпредметному модулю «Занимательная лингвистика»
Ступень обучения (класс) начальное, основное общее образование , 3 класс
Составитель Пойманова Светлана Викторовна
Количество часов по программе -10
Количество часов по годовому календарному графику - 10
2015 - 2016 уч. г.
-
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по межпредметному модулю «Занимательная лингвистика» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7. Закона «Об образовании Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373")
Используемый УМК:
- «Дидактические материалы по русскому языку «Путешествия в страну слов». И.Голуб. М: «Владос». 1997.
-
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
-
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
-
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
- Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru
2. Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные задания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель программы: сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.
Данная цель достигается через:
-
знакомство с основными разделами языкознания;
-
совершенствование навыков лингвистического анализа;
-
знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними;
-
уточнением и обогащением словарного запаса.
Задачи программы:
-
содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
-
помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему,
-
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
-
знание и различение понятий «историзмы» и «архаизмы»; «неологизмы», понятия «заимствованные слова»; «анаграмма» и «метаграмма»; понятий «шарада» и «логогриф»; «крылатое выражение»;
-
знание истории возникновения своих имён;
-
использование полученных знаний на практике;
-
умение работать со словарями;
-
умение группировать и подбирать необходимые слова.
-
Система оценки деятельности.
-
Формирование самостоятельной деятельности учащихся.
- производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
- производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
- различать оценку личности и оценку действия;
- сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
- выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
- задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
- указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
- поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
- проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
- использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
- использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
- инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
- договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
-
Содержание тем межпредметного модуля «Занимательная лингвистика»
Раздел
учебного курса,
кол-во часов
Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)
Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении
Направления проектной деятельности учащихся
Использование резерва учебного времени
Раздел 1
Словообразование
(7 ч)
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч )
Практическая работа № 1 «Знакомство историзмами и архаизмами».
Новые слова в русском языке.( 1 ч)
Практическая работа № 2 «Нахождение неологизмов в текстах». Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями. ( 1ч )
Игра «Шесть и шесть».
Анаграммы и метаграммы. ( 2 ч )
Шарады и логогрифы.( 2 ч )
Творческая работа «Иллюстрирование слов - ответов».
Раздел 2
«Фразеология»
(1 ч)
Крылатые слова. ( 1 ч)
Практическая работа № 3 «Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Раздел 3
«Лексикология»
(2 ч)
Откуда пришли наши имена. ( 1 ч )
Творческая работа «Нарисуй свое имя»
КВН по русскому языку. (1 ч )
Командное соревнование
-
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч )
1
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Научатся различать историзмы и архаизмы.
Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться
словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить
рассуждения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план
решения учебной проблемы
совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные: Эмоциональность; умение осознавать
и определять(называть) свои
эмоции; эмпатия -умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его
языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога
с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
осознание ответственности за
произнесённое и написанное слово.
2
Новые слова в русском языке 1
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Научатся находить неологизмы в текстах. 3
Встреча с зарубежными друзьями. ( 1ч ) 1
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Научатся находить заимствованные слова в текстах. 4-5
Анаграммы и метаграммы. 2
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер - терка ).
Научатся различать анаграммы и метаграммы. 6-7
Шарады и логогрифы 2
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
Научатся составлять и разгадывать шарады и логогрифы. 8
Крылатые слова. ( 1 ч) 1
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Научатся раскрывать значение «крылатых выражений». 9
Откуда пришли наши имена. 1
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Научатся находить историю происхождения имён в различных информационных источниках.
10
КВН по русскому языку. 1
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Научатся давать лаконичные ответы на поставленные вопросы.
-
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд
2. Печатные пособия Дидактические материалы по русскому языку «Путешествия в страну слов». И.Голуб. М: «Владос». 1997.
1
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
1
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
1
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
1
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
1
3.Технические средства обучения
1
1
1
1
1
1
1
4.Экранно-звуковые пособия, ЭОР
1