Рабочая программа по межпредметному модулю Занимательная лингвистика. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11

города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области



«Согласовано»



Руководитель МО

_____ /Мистюрина М.С_/

ФИО

Протокол № 1 от

« 25 _» августа 2015__г.




Рассмотрена на заседании


методического совета лицея


Протокол № 7 от

« 26 » августа 2015 г.



«Утверждаю»


Директор

МКОУ лицей №11

_____ /Маснева Н.Н./

ФИО

Приказ № 145 от

« 31_» августа 2015_г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по межпредметному модулю «Занимательная лингвистика»

Ступень обучения (класс) начальное, основное общее образование , 3 класс

Составитель Пойманова Светлана Викторовна

Количество часов по программе -10

Количество часов по годовому календарному графику - 10


2015 - 2016 уч. г.


  1. Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа по межпредметному модулю «Занимательная лингвистика» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7. Закона «Об образовании Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373")
Используемый УМК:

  1. «Дидактические материалы по русскому языку «Путешествия в страну слов». И.Голуб. М: «Владос». 1997.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.

  6. Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru


2. Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные задания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предлагаемый межпредметный модуль «Занимательная лингвистика» введён как дополнение к курсам «Русский язык» и «Литературное чтение». Рассчитан на 10 часов и будет проведён в 3 четверти 1 раз в неделю.
  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель программы: сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.

Данная цель достигается через:

  • знакомство с основными разделами языкознания;

  • совершенствование навыков лингвистического анализа;

  • знакомство с различными словарями, и правилами работы с ними;

  • уточнением и обогащением словарного запаса.

Задачи программы:

  • содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;

  • помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему,

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

В результате освоения предметного содержания предлагаемого модуля «Математика и конструирование» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • знание и различение понятий «историзмы» и «архаизмы»; «неологизмы», понятия «заимствованные слова»; «анаграмма» и «метаграмма»; понятий «шарада» и «логогриф»; «крылатое выражение»;

  • знание истории возникновения своих имён;

  • использование полученных знаний на практике;

  • умение работать со словарями;

  • умение группировать и подбирать необходимые слова.


  1. Система оценки деятельности.

Деятельность учащихся оценивается согласно Положению о системе оценки, принятому в лицее.
  1. Формирование самостоятельной деятельности учащихся.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе). Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном материале. Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач. Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:
  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
  • различать оценку личности и оценку действия;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
  • задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
  • указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
  • поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  • находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
  • использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
  • использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
  • инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

  1. Содержание тем межпредметного модуля «Занимательная лингвистика»

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)

Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении

Направления проектной деятельности учащихся

Использование резерва учебного времени

Раздел 1

Словообразование

(7 ч)

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч )

Практическая работа № 1 «Знакомство историзмами и архаизмами».



Новые слова в русском языке.( 1 ч)

Практическая работа № 2 «Нахождение неологизмов в текстах». Игра «Угадай-ка».





Встреча с зарубежными друзьями. ( 1ч )

Игра «Шесть и шесть».





Анаграммы и метаграммы. ( 2 ч )





Шарады и логогрифы.( 2 ч )

Творческая работа «Иллюстрирование слов - ответов».





Раздел 2

«Фразеология»

(1 ч)

Крылатые слова. ( 1 ч)

Практическая работа № 3 «Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».





Раздел 3

«Лексикология»

(2 ч)

Откуда пришли наши имена. ( 1 ч )

Творческая работа «Нарисуй свое имя»



КВН по русскому языку. (1 ч )

Командное соревнование



  1. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.

№ п/п Тема Кол-во часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. 1

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч )


1

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Научатся различать историзмы и архаизмы.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться

словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить

рассуждения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план

решения учебной проблемы

совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Личностные: Эмоциональность; умение осознавать

и определять(называть) свои

эмоции; эмпатия -умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного умение чувствовать красоту и

выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его

языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога

с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;

осознание ответственности за

произнесённое и написанное слово.


2

Новые слова в русском языке 1

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Научатся находить неологизмы в текстах. 3

Встреча с зарубежными друзьями. ( 1ч ) 1

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Научатся находить заимствованные слова в текстах. 4-5

Анаграммы и метаграммы. 2

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер - терка ).

Научатся различать анаграммы и метаграммы. 6-7

Шарады и логогрифы 2

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

Научатся составлять и разгадывать шарады и логогрифы. 8

Крылатые слова. ( 1 ч) 1

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Научатся раскрывать значение «крылатых выражений». 9

Откуда пришли наши имена. 1

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Научатся находить историю происхождения имён в различных информационных источниках.


10

КВН по русскому языку. 1

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Научатся давать лаконичные ответы на поставленные вопросы.


  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество

1. Библиотечный фонд



2. Печатные пособия Дидактические материалы по русскому языку «Путешествия в страну слов». И.Голуб. М: «Владос». 1997.

1

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

1

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

1

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

1

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.

1

3.Технические средства обучения

Ноутбук

1

Монитор

1

Проектор

1

Принтер/Копир/сканер

1

Доска интерактивная

1

Доска аудиторная

1

Доска магнитно-маркерная

1

4.Экранно-звуковые пособия, ЭОР

Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции school-collection.edu.ru

1





























































© 2010-2022