- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова В.Ф. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка
4 класс
УМК «Школа России»
Выполнила: Колесникова В. Ф учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 городского округа Семеновский
2015 г.
Тема: Имя существительное как часть речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Сказка о снежинке».
Тип урока : комбинированный
Цель: обобщить представление об имени существительном как части речи.
Задачи:
- вспомнить об имени существительном общие понятия;
- определить постоянные и непостоянные признаки, роль имён существительных в речи;
- развивать устную речь и продолжить обучение написанию сочинения
Планируемый результат: Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории существительного; активизировать познавательную деятельность Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Ход урока.
-
Организационный момент
Улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.
На уроке мы сегодня
Будем все внимательны.
И с заданием справляться
Будем обязательно.
-
Актуализация знаний
Послушайте стихотворение и доскажите его.
Гудят метели озорные,
По окна в снег ушли дома.
Надела платья кружевные
На все кустарники …(зима)
У зимы много красивых слов. А кто догадался на какую букву очень любит слова зимушка - зима? ( На букву с)
Какие звуки может обозначать буква с?
Написание прописной и строчной С ,с. Придумаем слова на эту букву.
Написание слов: снежок, сугроб, снегопад, подснежник.
Посмотрите внимательно на записанные слова. Что общего?
(Это имена существительные, м. р. 2 скл.)
Что мы будем повторять на уроке? (Имена существительные)
Какое слово лишнее и почему? (сугроб, т.к. оно не является однокоренным)
-
Словарная работа
«Доскажи словечко»
Дети записывают слова в тетрадь.
- Дремучий лес к стеклу прирос
Нарисовал его …(мороз)
- Не колючий светло-синий
На кустах развешен …(иней)
- Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг …(серебро)
- То по лесу кружит, то в поле свистит,
Но мы не видали, каков он на вид …(ветер)
- Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки,
Кто несет меня …(коньки)
- Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы … (салазки)
Задания:
Какой части речи относятся слова?
Найдите слово в котором все согласные мягкие?
В каком слове звуков меньше, чем букв?
Подберите синонимы к слову мороз. (Стужа, холод)
Подберите глаголы к слову мороз. (Трещит, рисует, шагает, поет, грустит и др.)
К слову ветер подберите красивые определения. (Сердитый, злой, холодный, северный, ледяной и др.)
Составление предложений устно.
Запись в тетрадь.
Крупные мохнатые снежинки весело танцуют в воздухе.
Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?(танцуют)
А что можно еще сказать о снежинках?
(Веселятся, кружатся, порхают, мелькают, водят хороводы, поют, грустят )
-
Физминутка
А хотите ли вы стать на минутку снежинками и станцевать снежный вальс?
Звучит «Вальс снежных хлопьев)
5. Наблюдение и слушание.
- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.
- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учителем)
- Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)
- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.
- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?
- Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.
- Что такое вьюга? Какая будет музыка?
Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".
Закройте глаза и шепотом произнесите предложение «Летят пушистые снежинки» и представьте эту картину.
Какое настроение у вас возникло?
Превратимся в сказочников и сочиним сказку о снежинке.
Жила-была маленькая снежинка. Родилась она на далеком севере. Её родителями были Мороз и Снежная Туча. Она была нежная, сверкающая, белая. Со своими сестрами она ,то плавно кружилась в воздухе, танцуя снежный вальс, то отдыхала.
Однажды налетела Снежная вьюга и унесла снежинку далеко-далеко от родного дома. Оказалась снежинка в лесу.
Увидела она зайчика, у него был розовый носик. Зайчик снежинке так понравился, что она решила с ним поиграть. Опустилась к нему на нос, но нос оказался такой горячий, что снежинка быстро улетела, чтобы не растаять.
Снежинка полетела дальше.
Что же могло произойти дальше?
-
Самостоятельная работа
А сейчас мы с вами будем художниками и напишем картину о снежинках, но нашими помощниками будут не краски, а красивые слова. Мы должны найти точные, яркие слова, чтобы выразить свои чувства. Представьте себе, кА тихо- тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку.
Опишите, какие они?
Дети говорят и слова появляются на доске. ( Серебристые, легкие, пушистые, кружевные, вырезные и др.)
На что похожи снежинки? С чем мы можем их сравнить?
(Кружево, пух, звездочки, цветы)
Самостоятельная работа. Детям раздаются карточки. Дифференциация по степени самостоятельности и сложности.
Снежинки
Жили-были сн. ж. нки. Р.дились они в ________________
облаке. С каждым ч.сом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна была, как _________________ , с шестью луч.ми. Другая словно_____________. Трет.я сверкала, точно___________________________.
Выросли снежинки и пол.тели к земле_________________________________,
чтобы укрыть её__________________________________________________,
Снежинки
Жили-были сн. ж. нки. Р.дились они в ________________
облаке. С каждым ч.сом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна была, как _________________ , с шестью луч.ми. Другая словно_____________. Трет.я сверкала, точно___________________________.
Выросли снежинки и пол.тели к земле_________________________________,
чтобы укрыть её__________________________________________________,
_________________________________________________________________.
Слова для справок: маленький, пушистый, снежный, белый, стая, звездочка, цветок, пушинка, ежик, серебро, драгоценный камень, пух, покрывало, одеяло, ковер.
7. Написание сочинения-миниатюры.
- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)
Что такое миниатюра?
Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.
8. Итог урока.
- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?
9. Рефлексия.
Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!
- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.