Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области»




Самостоятельная работа слушателя

курсов повышения квалификации учителя начальных классов по теме «Организация исследовательской деятельности в современной начальной школе»








Выполнила:

Яловая Валентина Ивановна

Район Габита Мусрепова

КГУ « Литвиновская основная школа»










Петропавловск, 2015

Глоссарий

Понятие

Значение

Источник

1.

Исследователь -ское обучение

Особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

htt://pnsportal.ru

2.

Исследователь -ская позиция



Не только то, что актуализируется в ситуации неопределённости, но и та позиция, исходя из которой человеку потребностно попадать в эти ситуации, находить их, а после нахождения ситуации, требующей осуществления исследовательской деятельности, последовательно пройти основные этапы исследования.

admin@resear cher.ru

3.

Исследователь -ские способности

Индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Под исследовательскими способностями понимают следующие:

- умение видеть проблему

- умение вырабатывать гипотезу

- умение наблюдать

- умение проводить эксперименты

- умение давать определение понятиям

ecosystema.ru

4.

Исследователь -ская деятельность

Образовательная технология, направленная на приобщение ученика к активным формам получения знаний, самообучение, саморазвитие.

Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография/ П.В. Середенко.- Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014.

5.

Исследователь-

ское поведение

Способность находить и формулировать проблемы, способность генерировать максимально большее количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом - всё это не только проявление способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения.

Мельничук И.А. Исследовательская деятельность младших школьников/ И.А.Мельничук; Брест.гос.ун-т им. А.С.Пушкина, кафедра педагогики начального обучения.- Брест: БрГУ, 2011.

6.

Мониторинг (лат.monitor- предостерегающий) - система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Bookucheba.com/issledovanie-psihologii-knigi/terminlogicheskiy-slovar

7.

Наблюдатель -ность Свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.

Bookucheba.com|issledovanie-psihologii-knigi|terminlogicheskiy-slovar

8.

Наблюдение Исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

Bookucheba.com|issledovanie-psihologii-knigi|terminlogicheskiy-slovar

9.

Исследователь -ская компетентность

Интегральная характеристика личности обучающегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений.

www/moluch.ru/archive

10

Гипотеза

Основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

moluch.ru/archive

11

Классификация

Операция деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы.

moluch.ru/archive

12

Проблемно-реферативные работы

Творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

faners.ru/lektsii/urok

13

Эксперименталь- ные работы

Творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

faners.ru/lektsii/urok

14

Натуралистичес-кие и описательные работы

Творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

faners.ru/lektsii/urok

15

Исследователь -ские работы

Творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределён -ность результата, который могут дать исследования.

faners.ru/lektsii/urok





Таблица к 2 пункту

Описание применения технологии

Пункт для описания технологии

Описание применения педагогической технологии, реализуемой в начальной школе

1.

Название педагогической технологии.

Технология исследовательского обучения

2.

Автор/авторы технологии, год создания.

Одним из первых учёных, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. В 1896 году в опытной начальной школе при Чикагском университете, куда принимались дети с 4 лет, американский педагог и философ Джон Дьюи стал активно применять идеи исследовательского обучения. Он считал, что занятия младших школьников должны быть построены на базе игр, собственных исследований и практической деятельности.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И.Новиковым во второй половине 18 века. Великие деятели и педагоги России Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский внесли огромный вклад в теоретическое обоснование проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков. Для разработки модели формирования исследовательской деятельности учащихся базовыми явились концептуальные основы, получившие развитие в трудах С.Кейплан, А.В.Леонтовича, А.С.Обухова, Н.Б. Шумаковой, А.И.Савенкова, В.А.Краевского, Д.Треффингер, Г.В.Макотровой.

3.

Главные особенности деятельности в рамках этой технологии.

Задачи исследовательской деятельности должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Элементы исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над исследованием и вне её.

Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей творческий характер, и таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара коллега-коллега. Вторая составляющая - «наставник -младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

4.

Инструментальный компонент. Логика действий педагога в рамках данной технологии.

1.Подготовительный этап.

Познакомить со смыслом исследовательского подхода и мотивировать учащихся, помочь в постановке цели. Наблюдать за деятельностью учащихся.

2. Планирование.

Предлагает идеи, высказывает предположение, наблюдает.

3. Исследование.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Формулирование результатов или выводов.

Консультирует учащихся.

5. Защита исследования.

Слушает, задаёт вопросы, при необходимости направляет процесс анализа.

6. Оценка результатов процесса исследовательской деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения исследовательской работы.

5.

Ведущие средства для реализации технологии.

Эвристическая беседа, наблюдение, моделирование, опыты, игры

6.

Результативные составляющие для ребёнка.

В процессе исследовательской деятельности у учащихся развивается творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с одноклассниками, мотивация достижений. Эти качества важны для личностной самореализации. Учебно-исследовательская деятельность помогает младшему школьнику овладеть рефлексией, теоретическим анализом, планированием своих действий. Самостоятельное целеполагание, осознанность и избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое, дивергентное мышление.

Ориентироваться в разных жизненных ситуациях и легко адаптироваться к окружающим условиям.

7.

Недостатки рассматриваемой технологии.

Переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Такое исследование может привести к отрывочным, а не системным знаниям. К недостаткам или ошибкам также можно отнести отсутствие учёта интересов учащихся, перегрузку учеников, неправильное формулирование темы.

8.

Достоинства педагогической технологии.

Исследовательская деятельность позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, выявить одарённых детей, повысить эрудицию учащихся, активизировать познавательные интересы. Главная цель исследовательской деятельности - развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, расширение личного опыта учащихся посредством включения в поисковую исследовательскую деятельность. Самостоятельная исследовательская практика младших школьников рассматривается как важнейший фактор их личностного развития.

9.

Знания, умения и качества педагога, которыми он должен обладать для более эффективной реализации данной технологии.

Знания об опыте работы коллег, знания принципов проведения исследования, о современных подходах к исследовательской деятельности учащихся, умение осмысливать, анализировать и оценивать ситуации, возникающие в процессе руководства исследовательской деятельностью учащихся. Современная школа нуждается в учителе, способном к восприятию новых идей, к активному участию в инновационных процессах, к компетентному решению имеющихся и вновь возникающих профессиональных задач.

10.

Рекламный слоган.

В творческой форме с помощью одной фразы отразите важность, необходимость и преимущества в использовании этой технологии

«От мыслительных умений - к исследовательским навыкам»

11.

Ожидаемые результаты.

Главный из ожидаемых результатов - приобретение и развитие ребёнком новых исследовательских умений и навыков. Что приобретут учащиеся? Во-первых, мыслительную деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал. Была и коммуникативная деятельность - все делились своими мыслями, идеями.

Развитие активности, конкретные результаты работы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками - исследователями в школьном научном обществе. Учащиеся научатся самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.

Структурно-содержательная модель организации исследовательской

деятельности младших школьников

Цель: приобретение функционального навыка исследования



Прогнозируемый результат: приобретение и развитие исследовательских умений и навыков

Методологическая основа:

-эвристические беседы;

- наблюдение;

- моделирование;

- опыты;

-



-

-

-

-дидактические игры

Педагогические условия:



Личностно-ориентированное обучение. Системно-деятельностный подход


Учитель

Ученик

Диагностический инструментарий:

-тесты на определение исследовательских умений;

-тренинги




Процесс организации ИД:

1.Подготовительный этап

2. Планирование

3.Исследование

4.Формулирование результатов или выводы

5.Защита исследования

Уровни развития

исследовательских умений учащихся:

-репродуктивный;

-поисковый;

-творческий







Тренинги по программе исследовательского обучения на развитие

исследовательских способностей у младших школьников

Тренинги на развитие основных свойств внимания

Упражнение №1. Найди лишний предмет

Помоги найти лишний символ.

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Какие из этих насекомых могут только ползать?

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Упражнение№2. Обведи предложенный фрагмент на каждой строке

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Упражнение №3. Не верь глазам своим.

Сколько здесь кубиков?

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Упражнение №4. Учимся наблюдать

На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?

Какую фигуру напоминает ствол дерева?

На какую геометрическую фигуру похожи шипы розы?

Внимательно осмотри комнату и найди предметы:

- красного цвета

- в которых есть круг, окружность

- мягкие предметы

Упражнение №5.

Понаблюдайте за поведением людей и дорисуйте на схемах, какие прически (а также брови, ресницы, усы, бакенбарды, бороды) имеют разные люди. Например:

весёлый грустный аккуратный неряха добрый злой

сильный слабый серьёзный несерьёзный умный глупый

Тренинги по развитию умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

1. Кто самый внимательный.

Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах. В упражнение включаются следующие пары слов.

а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:

косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;

б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

вслух-глух, слух;

город-голод, горох, грохот;

вьют-вьюн, вьюга, бьют;

в) слова с твердым и мягким согласным:

ест-есть;

галка-галька;

полка-полька.

г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:

развел-развесил,

прогибать-пробегают, (для слабочитающих)

д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:

салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка

Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске.

е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.

ВОДА, ВОДНЫЙ, чистила зубы - чистое платье

БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ, у крутого берега - морского дна.

РОДИНА, РОДНОЙ.

2. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)

ЦВ_Т_К Л_НД_Ш Б_Р_З_ К_Р_Г_Ч

3. Лесенки слов ЕЛ Б_

МЕЛ Б_ _

ОБЕД Б_ _ _

ВЕСЕЛ Б_ _ _ _

4. Слова в слове

Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

5. Превращение слов

М

З

Л АЙКА

Ш

Упражнения на развитие внимания

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Кажется, что все игрушки похожи одна на другую. Но на самом деле одинаковых только две. Какие именно?

………………………………………………………………………………………….

Что приготовила мышка к чаю?

На этой картинке спрятано 10 предметов

Организация исследовательской деятельности в начальной школе



…………………………..

Найди 10 отличий.

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

………………………………………………………………………………………………….

Найди 5 отличий.

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

…………………………………………………………………………………………………….

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

……………………………………………………………………………………………………..

Братья-близнецы сдавали фигуры высшего пилотажа..

Найдите отличия между ними.

Тренинг на сплочение

Цель тренинга:

сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели - обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

  2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

  3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

  4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

  5. развитие умения работать в команде;

  6. сплочение группы.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

Название упражнений: «Смысл моего имени», «Правила группы»

Время: 5 минут.

Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2. Фаза контакта

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Название упражнений: «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)

Время: 5-7 минут.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Название упражнений: «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»

Время: 20-25 минут.

Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4. Фаза обучения

Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

Название упражнений: «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»

Время: 30 минут.

Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.

5.Заключительная фаза

Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения

Название упражнений: «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»

Время: 10-15 минут.

Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.

Общее время: 80 минут.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 5 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.

  • Слушать друг друга, не перебивая.

  • Говорить только от своего лица.

  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения

  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение.

Время: 2-3 минуты.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь - добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Тренинги на умение классифицировать

Упражнение 1. «Найди лишнее»

Объяснить по какому признаку отличается выбранное то остальных.

Какое слово лишнее?

- Дом, стол, стрела, кот. (Основания: живое-неживое, род имён существительных)

- Лес, ленник, лесной, лестница. (Основание: части речи, однокоренные слова)

- Треугольник, квадрат, круг, куб. (Основание: фигура-тело)

Какой предмет лишний?

Организация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школеОрганизация исследовательской деятельности в начальной школе

Упражнение 2. «Раздели на группы»

Возможно использование слов или картинок. Основание (в зависимости от уровня подготовки) может предлагаться учителем или выбираться самими учащимися. В группе могут быть лишние предметы, не попадающие под данные основания

- Вода, птица, камень, ёжик, дерево, облако, дом. (Живая и неживая природа, создано человеком)

- Берёза, сирень, одуванчик, смородина, тополь, ландыш. (Деревья, кустарники, травы)

- Тигр, кошка, корова, волк, собака, косуля. (Дикие-домашние животные, травоядные-хищные).

И т.д.

Упражнение 3 «Схожие-непохожие»

Возможно использование слов или картинок. Приветствуется как можно большее количество признаков.

Чем похожи и чем различаются:

- кошка и ёжик,

- ёжик и кактус,

- кошка и курица,

- кошка и кресло ит.д.

Можно ли объединить их в одну группу? В какую?

Упражнение 4 «Найди ошибку»

Ваня разделил имена существительные на 3 группы. Определи, по какому признаку это сделано? Правильно ли мальчик выполнил задание? Докажи свою точку зрения.

Сосна

Лисица

Парта

Книга

Учебник

Солнце

Окно

Зеркало

Озеро

Стекло

Спорт

Кактус

Кот

Кошка

Котёнок

Упражнение 5 «Кто прав?»

Учитель дал задание разделить числа на две группы.

Маша выполнила задание так: 2, 3, 5, 8

11, 14, 17, 20.

А Миша выполнил задание так: 2, 8, 14, 20

3, 5, 11, 17.

Как вы думаете, кто выполнил задание правильно и почему?

Если изначально не было задано основание, задание правильно выполнили оба: Маша разделила числа на однозначные и двузначные, а Миша - на чётные и нечётные.


© 2010-2022