Программа по внеурочной деятельности Веселая математика 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. ОМА»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы « » 2015 г. « » 2015 г. « » 2015 г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Веселая математика»

(направление: интеллектуальное)

1 класс





Составитель:

учитель начальных классов

Никандрова Татьяна Николаевна








2015 г.



Пояснительная записка При составлении программы использовалась авторская программа О.А. Багиной, От игры к познанию: программа развития интеллектуальных и организационных способностей первоклассников, Киров: ООО издательство «Радуга-ПРЕСС, 2015 г., материалов популярных пособий известных авторов по развитию познавательных способностей младших школьников. Цель программы «Весёлая математика»: создать условия для интеллектуального и деятельностного развития первоклассников. Результаты курса Личностные: В сфере личностных результатов ведется работа по формированию: - учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - понимания причин успеха в учебной деятельности, умений самоанализа и самоконтроля результата, анализа соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимания оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способности к оценке своей учебной деятельности Метапредметные: В сфере метапредметных результатов ведется работа по формированию умений: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия, оценивать соответствие результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: В сфере предметных результатов ведется работа по формированию и совершенствованию умений:

- устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур), составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу); - выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел; - находить неизвестный компонент арифметического действия; - читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов). - анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; - характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), - распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед; - читать, заполнять несложные готовые таблицы; - понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова ( «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», не»); устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах; - классифицировать числа (геометрические фигуры) по нескольким основаниям, объяснять свои действия; - находить разные способы решения задачи - сравнивать геометрические фигуры; - сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц; - работать с информацией, представленной в разных формах (таблица, текст, схема, рисунок). Актуальность обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС НОО, педагогам, начиная с первого класса, необходимо формировать универсальные учебные действия младших школьников. Интеллектуальные и учебно-организационные способности являются основой формирования познавательных и регулятивных учебных действий учащихся.




Интеллектуальные способности

Входят в состав познавательных универсальных учебных действий

(метапредметные результаты) осуществлять логические действия в комплексе (анализ, сравнение, синтез и др.) устанавливать причинно-следственные связи ориентироваться в пространстве в направлениях «вправо», «влево» воспринимать (читать) математический текст изобразить модель логической задачи (рисунок, схема) рассуждать логически выявлять закономерности выявлять аналогии

Учебно-организационные способности

Входят в состав регулятивных универсальных учебных действий

(метапредметные результаты) слушать учителя (в дальнейшем себя), выполнять его (свою) инструкцию выполнять инструкцию, удерживать цель работы работать по образцу координировать мелкую моторику осуществлять пошаговый контроль контролировать свои действия, регулировать темп своей работы, подстраиваться под общий темп работы класса доводить дело (задание) до конца (завершения) распределять внимание на три признака; переключать внимание на три признака; качественные и количественные характеристики работоспособности
Психолого-педагогические идеи, заложенные в основу программы:

  1. Учет возрастных особенностей мышления первоклассников. Последовательный переход от наглядно-образного мышления (ведущего в этом возрасте) к наглядно-схематическому и к словесно-логическому.
  2. От коллективной работы через групповую (парную) к индивидуальной самостоятельной работе.
Принципы программы.
  1. Принцип постепенного усложнения заданий и задач
  2. Принцип ситуативной педагогики
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации
  4. Принцип диалогичности
  5. Принцип интеграции содержания нескольких учебных предметов
  6. Принцип работы с информацией в разных видах
Ценностные ориентиры курса Ценность данной программы в том, что интеграция тем, информации из разных учебных предметов помогает ученикам действовать в пространстве метапредметности, быть компетентными в нестандартных ситуациях, организовывать свою деятельность по разрешению различных учебных и жизненных проблем. Методы: эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа учащихся Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная Формы контроля и оценки результатов реализации программы. В программу включены диагностические работы (стартовая, промежуточная, итоговая диагностики) в целях проведения оценки динамики формирования интеллектуальных и учебно-организационных способностей первоклассников, являющихся важной частью познавательных и регулятивных учебных действий учеников. Результаты выполнения диагностических работ позволят качественно и количественно оценить интеллектуальные и учебно-организационные умения первоклассников. Количественная оценка содержится в Листе оценки диагностических работ. Общее количество баллов - 27. Условно можно выделить уровни сформированности данных способностей:


Уровни

Количество баллов

1.

Нулевой

0-3

2.

Низкий

4-9

3.

Ниже среднего

10-14

4.

Средний

15-20

5.

Выше среднего

21-25

6.

Высокий

25-27


Качественно оценить наличие отдельных умений (сформировано, в стадии формирования, не сформировано) можно, проанализировав выполнение каждого задания. В диагностических работах 7 заданий. Задание №1 «Копирование образца по точкам» направлено на проверку следующих способностей: - работать по образцу; - выполнять инструкцию, удерживать цель работы; - координировать мелкую моторику. Задание №2 «Восстановление последовательности событий» направлено на оценку способностей: - осуществлять логические действия в комплексе (анализ, сравнение, синтез и др.); - устанавливать причинно-следственные связи; - выполнять инструкцию, удерживать цель работы, осуществлять пошаговый контроль. Задание №3 «Рисование узора» помогает определить способности: - слушать учителя (в дальнейшем себя), выполнять его (свою) инструкцию, - контролировать свои действия, регулировать темп своей работы, подстраиваться под общий темп работы класса; - доводить дело (задание) до конца (завершения); - координировать мелкую моторику; - ориентироваться в пространстве в направлениях «вправо», «влево». Задание №4 «Решение логической задачи» нацелено на выявление способностей: - осуществлять логические действия в комплексе (анализ, сравнение, синтез и др.); - выполнять инструкцию, удерживать цель работы; - воспринимать (читать) математический текст; - изобразить модель логической задачи (рисунок, схема). Задание №5 «Поиск девятого» направлено на проверку способностей: - осуществлять логические действия в комплексе (анализ, сравнение, синтез и др.); - выполнять инструкцию, удерживать цель работы; - рассуждать логически, выявлять закономерности. Задание №6 «Нахождение аналогий» имеет цель определить следующие способности: - осуществлять логические действия в комплексе (анализ, сравнение, синтез и др.); - выполнять инструкцию, удерживать цель работы; - выявлять аналогии. Задание № 7 «Распределение, переключение внимания» выявляет способности: - распределять внимание на три признака; - переключать внимание на три признака; - выполнять инструкцию, удерживать цель работы; - качественные и количественные характеристики работоспособности. Завершается курс занятий командным соревнованием «умников» и «умниц».
Срок реализации программы - 1 год, возраст - 1 класс, 1 час в неделю.



Материально-техническое обеспечение курса

  1. Интерактивная доска или ноутбук, проектор, экран.
  2. Рабочие тетради

Содержание курса

Программа содержит нестандартные задания и задачи, которые отобраны и структурированы в целях создания условий для получения первоклассниками опыта решения разнообразных по содержанию, форме заданий и задач и с учетом особенностей данного возрастного периода. Структура занятий: Первая страница Листа 1 в каждом занятии посвящена психологической разминке. Здесь включены упражнения И.В. Данилова []. Разминка состоит из 6 заданий, в каждом есть 2 варианта задания: А (для совместной работы педагога и учащихся на этапе знакомства с подобными заданиями, затем для самостоятельной работы детей) и Б (для самостоятельной работы детей).

  1. Рисование узора по схеме, по образцу

  2. Распределение и переключение внимания

  3. Продолжить закономерность

  4. Восстановить закономерность

  5. Найти лишний предмет

  6. Заплатка для коврика


Вторая страница Листа 1 содержит в большинстве занятий раскраски с логическим заданием, а также с восьмого занятия включены графические диктанты («Нарисуй узор»). Работа с графическими диктантами постепенно усложняется. Лист 2 (обе страницы) каждого занятия содержит разнообразные нестандартные задания и задачи. Причем здесь также учитываются возрастные особенности мышления (и деятельности в целом) первоклассников. В начале тетради преобладают задания на наглядно-образной основе (например, предметные рисунки, абстрактные рисунки в серии однотипных, но усложняющихся, затем постепенно появляются задания, требующие активизации взаимосвязанной работы наглядно-образного, наглядно-схематического и словесно-логического мышления. На первых занятиях целенаправленно включены легкие задания, чтобы создать ситуацию успеха, положительную мотивацию для следующих занятий. Такой доступный материал еще удобен тем, что каждый ученик усваивает, отрабатывает алгоритм (общий прием) работы с заданием: послушать или прочитать инструкцию, анализировать информацию (картинку, схему, текст), подумать, как действовать, затем выполнять задание, синтезировать ответ, оформить ответ (отметить, обвести, соединить, раскрасить, записать - что часто ученики забывают делать), проверить правильность действий, проконтролировать себя. А также включено много простых текстовых логических задач, которые первоклассники могут решать устно. Но цель включения данных задач - обучение первоклассников составлению разных моделей задачи, которые помогают ребенку «мыслить с карандашом в руке». При проведении занятий можно использовать развивающий потенциал каждого задания в соответствии с конкретными педагогическими ситуациями, создающимися на занятиях. Проблемные вопросы, ловушки, объяснение значений слов и другие приемы помогут активизировать детское мышление и включить всех детей в продуктивный диалог. Ошибочные ответы учеников - дополнительный повод для деликатной дискуссии по поводу задания и естественная ситуация для проявления поддержки и взаимопомощи учеников друг другу. В однотипных усложняющихся заданиях в дальнейшем будут исключены инструкции - это возможность развития умения формулировать задание, познавательную задачу. Нумерация в тетрадях представлена по-разному (цифрами, буквами, знаками (-, ∙) и способствует развитию умения ориентироваться в пространстве листа, текста. Несмотря на то, что целью курса является познавательное и деятельностное развитие, в программе предусмотрено формирование и других УУД - коммуникативных и личностных. Для формирования умения сотрудничать предусмотрены некоторые задания (узоры, блиц-опросы, игра в полоску и др.). На занятия постоянно обсуждаются разные точки зрения учеников на один и тот же вопрос. И в целом курс занятий способствует развитию личностных УУД (способность к самооценке, формирование познавательной мотивации).



Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1

Детский праздник. Понятия «узкий - широкий», «низкий - высокий»

1

2

В цирке. Стартовая диагностика развития интеллектуальных и учебно-организационных способностей учеников

1

3

Сколько нужно прибавить? Пространственные отношения, предлоги

1

4

Сколько животных? Последовательность натуральных чисел от 1 до 10

1

5

В космосе. Пространственные представления «право - лево» (в зависимости от позиции)

1

6

Части фигур. Исключение понятий

1

7

Комната Анны. Зашифрованные слова

1

8

Снеговики. Поиск девятого

1

9

Приятный вечер. Игры на внимание

1

10

Воздушные шары. Логика в картинках

1

11

Новая дверь. Задания на развитие пространственного мышления

1

12

Да здравствует снег! Составление закономерности при раскрашивании

1

13

Игра в домино. Игра «Перестановки»

1

14

На игровой площадке. Блиц-опрос. Текстовые логические задачи

1

15

Копилки. Промежуточная диагностика развития интеллектуальных и учебно-организационных способностей учеников

1

16

Узнай время. Игра «Шаги»

1

17

Скоро Новый год. Игра «Прыжки»

1

18

Игра «В полоску». Игра «Передвижения»

1

19

Елка Буратино. Игра «Перестановки»

1

20

Игры с числами. Ребусы

1

21

«Прародители» вещей. Игра «Перестановки»

1

22

Рассматриваем схемы. Игра «Передвижения»

1

23

Игры с числами. Игра «Что подходит?»

1

24

Код фигуры. Игра «Одинаковое, разное у двух»

1

25

Игра «Сходство, отличие». Текстовые логические задачи

1

26

Последовательность событий. Забавные беспозвоночные

1

27

Игры с числами. Игра «Так же, как…»

1

28

Игра «Раньше, позже». Итоговая диагностика развития интеллектуальных и учебно-организационных способностей учеников

1

29

Черепаха. Немного о рыбах

1

30

Соревнование умников и умниц

1

31

Лабиринт. Игра «Соседний, через один»

1

32

Игры с числами. Отгадай пословицы

1

33

Террариум. Верно-неверно

1

34

Вымершие рептилии. Анаграммы

1






Список литературы:

  1. Большая книга загадок и головоломок.-Тула: «Лев Толстой», 2007.-96 с.
  2. Буденко М.В. Математика на каникулах: Простые задачи, сложные и вычитание в пределах 20: 1 класс/М.В.Буденко.-М.:3 за знания, 2010.-128с.
  3. Гаврина С.Е. Пространство вокруг нас: развиваем пространственное мышление. Смоленск, 2005.-24 с.
  4. Данилов И.В. Система упражнений. М.:УЦ «Перспектива», 2009 г. - 64 с.
  5. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005 г.
  6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе. М.: Илекса, 2006 г.- 56 с.
  7. Мандалы для раскрашивания. Ресурс: deti-online.com
© 2010-2022