- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заводская Т.Н. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме
"Упражнения в определении рода имен существительных с применением морфемного чтения и письма"
Цель: закрепить знания о роде имён существительных и умение определять род.
Задачи:
- обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
- закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по формированию умения определять род имен существительных в единственном и множественном числе;
- организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
- развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование: опорные таблицы, картинки с изображением цветочных ваз, портфели, раздаточный материал для учащихся с заданиями (цветы и карандаши), карточки с заданиями для работы разного уровня сложности разных по цвету.
ХОД УРОКА I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели. II. Актуализация полученных знаний Учитель. Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем? Дети. Имя существительное. У. Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа. Один человек составляет алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а остальные у себя на листе должны продолжить запись (у каждого ребенка на столе карточка)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЭТО____________________
ОБОЗНАЧАЕТ___________
ОТВЕЧАЕТ______________
ИЗМЕНЯЕТСЯ___________
БЫВАЕТ________________
В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______ III. Сообщение темы и цели урока У. Как вы думаете, почему я данный блок выделила красным цветом (блок -« бывает» м.р., ж.р., ср.р. выделяется красным цветом )? Д. Мы сегодня на уроке будем выполнять упражнения в определении рода имен существительных. У. Вы сами определили тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем определять род у имен существительных. У. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?
Д.
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно - мое»
Это правило - твое! IV. Упражнения в определении рода имен существительных, стоящих в единственном числе У. Начнем с разминки. Игра «Собери букет». У некоторых ребят на столе лежат цветы. На обратной стороне цветка написано задание. Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем, вы называете отгаданное слово, определяете его род и ставите цветок в вазу. (Рисунки цветочных ваз находятся на доске, на 1-й вазе указан мужской род, на 2-й женский род, на 3-й средний род) Задания, записанные на цветках.
- Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.
- Я землю копала, ничуть не устала.
- То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, называюсь я _________.
- Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
- Какой это мастер на окна нанес и листья и травы, и заросли роз?
- Помещение, где стоят машины.
- Не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
- Ко дню рожденья Кате мама сшила _____.
- Съел сластена в воскресенье все вишневое ________.
Физминутка для глаз.
Игра « Три портфеля» У. На доске три портфеля. А у вас на столах карандаши. Переверните карандаш, прочитайте слово, которое там написано и определите его род. А портфельчики у нас необычные. Если вы работу выполните правильно, появится зеленый огонек, а если есть ошибки, загорится красный. Каждое слово записывается на доске и в них выделяются морфемы. Затем дети записывают слова в тетрадь, выделяя корень зелёным цветом. Слова записываются в 3 столбика. Слова, написанные на карандашах: тетрадка, книга, погода, волшебник, картина, петушок, блокнот, пенал, молоко, солнышко, заяц, окно, поле, сердечко, ветер, комната. У. У кого существительные женского род положите его в первый портфель. У. У кого существительные мужского рода положите его во второй портфель. У. У кого существительные среднего рода положите его в третий портфель. V. Определение рода имен существительных, стоящих во множественном числе У. С существительными, которые стоят в единственном числе вы справились хорошо. А как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? Д. Поставить существительное в единственное число и определить род. У. Я сейчас буду называть вам слова, стоящие во множественном числе, а вы должны будете определить их род. Будьте очень внимательными. Яблоки, паруса, орехи, санки, осины, крылья, брюки, шахматы, перья, овощи, мячи, каникулы, прятки, минуты. Слова записываются парами во множественном и единственном числе, сначала послоговое чтение, а затем морфемное. Выделение корня в словах зелёным цветом. VI. Работа по карточкам разного уровня сложности (Приложение 1) У. Сейчас мы будем работать по группам. Кто, в какой группе находится, вы знаете. 1-я группа работает со мной.(Карточка зеленого цвета). На карточке у вас записаны слова, которые обозначают разные части речи. Вы должны найти только существительные и определить у них род.
Слова для 1-й группы: лежит, красивая, лист, осень, озеро, читает, белый, красит, море, урожай, волшебный, корабль, ягода, суббота, мелкий, строгий, река, кричит, глубокий, чистый, ножницы. У. 2-я группа работает по схеме: (карточка желтого цвета) прилагательное + прилагательное(антоним) + существительное. Но существительное должно подходить по смыслу к обоим прилагательным. Определить род.
Маленький -
Низкая -
Кислое -
Горячий -
Узкая -
Темный -
Чистый -
Новый -
Длинная - VII. Составление предложения по опорным словам У. Имена существительные, как и все другие, части речи ходят на работу в разные предложения. Мы сейчас с вами отправим на работу два слова. Что за предметы я вам показываю? (Показывается цветок и на нем сидит бабочка). Составьте и запишите с ними распространенное предложение и определите род имен существительных. Предложение записывается на доске с выделением корня в словах. Затем предложение разбирается по составу с определением рода имён существительных. Домашнее задание: Добавить еще три предложения, чтобы получился мини-текст. VIII. Итог - Чему учились? - Какие задания вам показались особенно интересными, наиболее трудными? Поднимите карточку жёлтого цвета, если во всём разобрались, зелёного - были трудности и красного цвета - не совсем разобрались, не всё понятно. Сформулируйте ответ, используя начало предложения: Я узнал, что ….. Я уверен, что …. Я понял как нужно … Я хочу узнать …. Спасибо всем за урок. Литература:
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык 3 класс.
- Методическое пособие по русскому языку 3 класса. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
- Речевые секреты. Т.А. Ладыженская.
- Итернет ресурсы.
6