Пояснительная записка по ИЗо, 1 класс, Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

ИЗО «Школа России» 1-4 классы Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта НОО (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г., Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания, планируемых результатов НОО, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Новонукутская СОШ, авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»). и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Ты изображаешь , украшаешь и строишь». 1 класс Е.И. Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты». 2 класс Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». 3 класс Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». 4 класс Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2014. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1-4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. Сборник рабочих программ для 1-4 классов. «Просвещение» 2011г. под редакцией Плешакова.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания., а также:

Задачи курса:

- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям,

уважения к культуре народов других стран;

- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,

формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности;


Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год


Учебно-тематический план

п/п

1класс (33ч.) Разделы и темы

Кол-во часов

1.

Ты учишься изображать

9

2.

Ты украшаешь

8

3.

Ты строишь

11

4.

Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу

5


Всего

33

п/п

2класс (34ч) Разделы и темы

Кол-во часов

1.

Как и чем работает художник

8

2.

Реальность и фантазии

7

3.

О чём говорит искусство

11

4.

Как говорит искусство

8


Всего

34

п/п

3 класс (34ч) Разделы и темы

Кол-во часов

1.

Искусство в твоём доме

8

2.

Искусство на улицах твоего города

7

3.

Художник и зрелище

11

4.

Художник и музей

8


Всего

34

п/п

4 класс (34 ч) Разделы и темы

Кол-во часов

1.

Истоки родного искусства

8

2.

Древние города нашей земли

7

3.

Каждый народ -художник

11

4.

Искусство объединяет народы

8


Всего

34


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания; (ОНЗ)

2).Уроки отработки умений и рефлексии; (УР)

3).Уроки общеметодологической направленности; (УОМН)

4).Уроки развивающего контроля. (УРК)

Планируемые результаты освоения предмета

Характеристика предметных результатов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится / получит возможность:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство);
  • высказывать небольшие суждения о художественном произведении, изображающем природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • называть выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений.
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • навыкам коллективного творчества, умением взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • называть ведущие художественные музеи России и родного края;
  • общаться через выражение художественных смысловвыражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • иметь представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится / получит возможность научиться:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет.

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета,

  • изображать предметы различной формы.


  • различать названия цветов и оттенков;
  • правилам смешивания красок и получения составных цветов;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет) для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образы предметного мира (растения и животных);
  • изображать пространства на плоскости и пространственным построениям;
  • первичным представлениям об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • различать богатство и разнообразие художественных культур народов Земли и основы этого многообразия;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится / получит возможность научиться:

  • осознавать главные темы искусства;

  • передавать характер объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления) в живописи, выражая свое отношение.

  • различать виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, декоративно - прикладное искусство;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы и передачи своего отношения к ней;
  • решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё эмоциональное отношение.


  • анализировать произведения искусства;
  • называть конкретные произведения выдающихся художников в различных видах искусства;
  • использовать в речи художественные термины и понятия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя предмета, явления и т.п.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта;
  • изображать портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение.
  • понимать роль художника в различных сферах жизнедеятельности человека, роль художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Личностные универсальные способы действий

У обучающегося будут сформированы:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике, родному языку, к России;
  • первоначальный опыт участия в межкультурной коммуникации и умение представлять родную культуру;
  • элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры англоязычных стран;
  • ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие;
  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
  • любознательность и стремление расширять кругозор.


  • элементарные представления о культурном достоянии малой Родины;
  • первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
  • первоначальный опыт участия в учебной деятельности по овладению иностранным языком и осознание её значимости для личности учащегося;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;


  • первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными этическими нормами;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры;


- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. уважение к иному мнению и культуре других народов. - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи; - отношение к учёбе как творческой деятельности.- первоначальные навыки сотрудничества в процессе учебной и игровой деятельности со сверстниками и взрослыми; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;


Регулятивные универсальные способы действий

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • осуществлять действие по образцу и заданной инструкции;

  • принимать и понимать алгоритм выполнения задания;

  • оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем действия при выполнении задания;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов выполнения учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;


  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа выполнения задания;

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

  • отбирать средства достижения цели деятельности;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

  • различать способ и результат действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки о допущенных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками


  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные способы действия

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;

  • понимать различные произведения изобразительного искусства;

конструировать здания из картона, бумаги, астилина.

моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д.

  • выполнять простые макеты.

  • различать произведения ведущих народных художественных промыслов России.

  • называть известные центры художественных ремесел России

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  • использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре.

  • моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или инопланетян на плоскости и в объеме.

  • использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения фантастических образов.

  • выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

  • осуществлять поиск нужной информации из учебника и дополнительных источников, расширять свои представления об изобразительном искусстве

  • использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях

  • изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека.


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве

  • овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

  • понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

  • использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

  • использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам изобразительного искусства (цвет, тень и др.);

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.

  • осуществлять поиск дополнительной информации;

  • соотносить различные тексты по настроению, стилю, средствам изобразительного искусства;

  • строить рассуждения о воспринимаемых свойствах изобразительного искусства.

  • использовать возможности компьютерных технологий для выполнения художественной работы;

  • сравнивать средства художественной выразительности в живописи и других видах искусства (литературе, музыке);

  • представлять информацию в виде сообщения (презентации).

  • использовать простейшие средства компьютерной графики для передачи с помощью ритма движения и эмоционального состояния на плоскости;

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам изобразительного искусства (цвет, тень, динамика, стиль);

  • строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;

  • произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме , компьютерной презентации.

Коммуникативные универсальные способы действий

Обучающийся научится:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс - воспринимать художественное произведение и мнение других людей об изобразительном искусстве; - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия изобразительного искусства; - принимать участие в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе. - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления картин; - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия художественного произведения; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении впечатлений;
- выражать свое мнение об изобразительном искусстве;- проявлять инициативу, участвуя в групповой работе; - контролировать свои действия в коллективной работе - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками - выражать свое мнение об изобразительном искусстве, - контролировать свои действия в коллективной работе соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа художественного произведения.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


1 КЛАСС (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь 11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

2 КЛАСС (34ч)

Искусство и ты


Как и чем работает художник? (8) Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7) Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11) Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусства (8) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

3 КЛАСС (34 ч)

Искусство вокруг нас


Искусство в твоем доме (8) В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7) Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (11) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (8) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

4 КЛАСС (34 ч)


Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов всей Земли)

Истоки родного искусства (8)


Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ - художник (11) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8)

От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни


Кол-во распределения часов

Классы №

Практических работ

Коллективных творческих работ

Заочная экскурсия

Контрольный /тематический срез знаний

Общее кол-во часов

1 класс

27ч.

5ч.

-

1ч.

33ч.

2 класс

26ч.

3ч.

1ч.

4ч.

34ч.

3 класс

26ч.

3ч.

1ч.

4ч.

34ч.

4 класс

24ч.

5ч.

1ч.

4ч.

34ч.

Формы контроля:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

- Конференция

достижений учащихся

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио











Учебно-методическое обеспечение курса

Программы:

1.Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А

2.. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа по учебникам под редакцией Б.М. Неменского.

Учебники:

3.Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл.нач.шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменскаго.М.:Просвещение, 2015

4. Изобразительное искусство:искусство и ты: учеб. Для 2 кл.нач.шк./Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменскаго. М.: Просвещение, 2015

5.Искусство вокруг нас:Учеб. Для 3 кл. нач.шк./Н.А.Горячева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.: под ред.Б.М. Неменскаго.М.: Просвещение2006

6.Каждый народ художник:учеб.для 4 кл.нач.шк.под ред. Б.М. Неменскаго М.: Просвещение2015

Пособия:

7. Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 класс. Часть 1,2. По учебнику Неменского Б.Н.

8. Поурочные планы Изобразительное искусство. 2 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

9. Поурочные планы Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

10. Поурочные планы Изобразительное искусство. 4 класс. По учебнику Неменского Б.Н.

11. Коротеева Е.И. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 кл. (1-3), 2 кл. (1-4).
12. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство. Искусство и ты" для 2 класса начальной школы
13. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под. ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас" для 3 класса начальной школы
14. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 кл.

15. . Изобразительное искусство. 1 - 4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009

18


© 2010-2022