Рабочая программа по ОРКСЭ (Светская этика) 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ОРКСЭ (Светская этика) 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения), Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и с учётом авторской программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики" для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва "Просвещение" 2011 г. Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей - «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» - одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программа реализуется в учебнике, адресованном учащимся «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.М. Просвещение,2011г.

Место изучения модуля «Основы светской этики » в учебном плане. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34часа. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса «Основы светской этики» Цели курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с поставленной целью определяются задачи курса: знакомство учащихся с основами светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия - и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

Содержание программы модуля «Основы светской этики» Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »

  • любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
  • правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.

Принципы построения модуля «Основы светской этики» При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность. 1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4-х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов. 2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам: Знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

Учебно-тематический план модуля « Светская этика»

Содержание курса.


Тема раздела

Количество

часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы православной культуры часть 1

16

3.

Основы православной культуры часть2

13

4.

Духовные традиции многонационального народа России

4


Итого

34 часа



Календарно-тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

модуль основы светской этики 4 класс

п/п

Дата

План/

факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты Научится

Получит возможность научиться

Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1

Россия - наша Родина.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные

традиции - богатство нашей страны.

узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уваже-ние к народам, насе-ляющим Россию, к их истории и культуре.

принимать нравст-венные ценности: Отечество, долг, нравственность,

миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России.

ЛУУД: формировать основы российской гражданской иденти-чности, чувства гор-дости за свою Родину.

РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.

Блок №2 Основы православной культуры - часть 1 (16 часов)

2

Что такое светская этика

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика.

первоначальным представлениям о свет-

ской этике.

понимать значение

этики в выстраива-

нии конструктивных отношений в общес-

тве.

РУУД: овладевать способностью при-нимать и сохранять

цели и задачи учеб-ной деятельности, находить средства её осуществления.

ПУУД: овладевать логическими дейст-виями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рассуж-дений.

ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций сво

ей страны.

3

Культура и мораль

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения.

первоначальным представлениям об

основах светской

морали.

понимать значение морали и культуры в

жизни людей и об-ществе.

4

Особенности морали

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе.

осознавать прочитан-ный и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с мо-ральными и нравст-венными нормами, де-лать выводы.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности.

5

Добро и зло

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

чувству ответствен-ности за себя и своих близких.

понимать чувства других людей, сопереживать и помогать им.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

КУУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

РУУД: овладевать способностью прини-мать и сохранять це-ли и задачи учебной деятельности, а так-же находить средства её осуществления.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на тексто-вом материале.

6

Добро и зло

Закрепление знаний и способов деятельности.


Изменение представлений о добре и зле в ходе исторического развития.

осознавать прочитанный и услышанный текст, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы.

7

Добродетель и порок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он?


строить сообщения в устной и письменной форме.

преобразовывать практическую зада-

чу в познавательную.

8

Добродетель и порок.

Закрепление знаний и способов деятельности.




Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок - две противоположные характеристики личности.

анализировать изуча-

емые объекты с выде-лением существенных признаков.

9

Свобода и моральный выбор человека

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением.

осознавать ценность нравственности и духовности в челове-ческой жизни.

проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

в групповой работе.

ЛУУД: развитие само-стоятельности и лич-

ной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра-ведливости.

ПУУД: обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить сравнения на тексто-

вом материале.

10

Свобода и ответственность

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия.

строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением сущест-венных признаков.

11

Моральный долг

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе.

учитывать другое

мнение и позицию, стремиться к коорди-

нации различных пози-

ций в сотрудничестве.

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

12

Справедливость

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Сущность понятия справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости.

формулировать собственное мнение и позицию.

РУУД: развитие эти-ческих чувств как регуляторов мораль-

ного поведения.

КУУД: готовность слушать собеседни-

ка, вести диалог, приз-навать существование различных точек зре-

ния и права каждого иметь свою собствен-

ную

13

Альтруизм и эгоизм

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм.

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со словарём.

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.

14

Дружба

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты.

оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции развития этических чувств, по-нимания чувств дру-

гих людей и сопере-

живания им.

проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

в групповой работе.

ЛУУД: формирование моральной самооцен-

ки, ориентации на моральные нормы

и их выполнение.

РУУД: осуществлять пошаговый и итого-

вый самоконтроль результатов деятель-ности.

15

Что значит быть моральным

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?»

работать со словарём.

анализировать ответ.

16


Творческие работы учащихся.

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Индивидуальные консуль-тации, сбор материала

излагать свое мнение

по поводу значения православной куль-туры в жизни людей и

общества.

осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель-

ности на основе осоз-

наваемых целей,

намечать новые це-

ли.

ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

РУУД: определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

17


Творческие работы учащихся. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности.
Оценка деятельности учащихся.

при контроле своей

работы уметь обраща-

ться к различным источникам информации.

давать оценку и анализировать ответ.

проявлять творческ-

ую инициативу, самостоятельность

в групповой работе

Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов)

18

Род и семья-исток нравственных отношений

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

КУУД: Излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

ПУУД: обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить срав-нения на текстовом материале.

19

Нравственный поступок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки.

грамотно формулиро-вать вопросы.

самостоятельно обра-щаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

20

Золотое правило нравственности

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

21

Стыд, вина и извинение

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение.

оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции разви-тия этических чувств, понимания чувств других людей и сопереживания им.


ЛУУД: ценить и при-нимать базовые цен-ности: «добро»,

«родина», «семья», «мир», «настоящий

друг», «справедли-

вость», «понимать позицию другого.

ПУУД: овладевать логическими дейст-вииями сравнения, установления анало-гий и причинно- следственных связей, построений рас-суждений.

ЛУУД: формиро-

вать основы для принятия культурных традиций сво-

ей страны.

22

Честь и достоинство

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство.

отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

чувствам

нравственности, основанных на свободе совести и духовных традициях народов России.

23

Совесть

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, това-

рищей

24

Нравственные идеалы

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность.

формулировать собственное мнение и позицию.

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.





























РУУД: развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения.

КУУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, призна-

вать существование различных точек зре-

ния и права каждого иметь свою собствен-

ную

25

Нравственные идеалы

Закрепление знаний и способов деятельности.


Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди.

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-

ние и позицию, стре-

миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

понимать и прини-мать значение нрав-ственных норм для достойной жизни личности.

27

Этикет

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Правила хорошего поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого.

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжела-тельности и эмоцио-нально - нравственной отзывчивости, пони-мания чувств других людей и сопережива-ния им

28

Семейные праздники

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор.

понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность


Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи.

30


Любовь и уважение к Отечеству

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества.

чувствам гордости за

свою Родину, герои-ческое прошлое Рос-сии, чувствовать эмо-циональную сопричас-тность подвигам и до-стижениям её граж-дан.

понимать и осозна-

вать ценность нрав-ственности и духов-

ности в человечес-

кой жизни.

ЛУУД: воспитывать

доверие и уважение к истории и культуре

Отечества. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)

31


Подготовка творческих проектов.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


Индивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам.

поиск необходимой информации для вы-полнения заданий.

подготовка сообще-ний и проектов по выбранным темам.

вносить необходимые коррективы в дейст-вия на основе его оценки и учета харак-тера сделанных ошибок.

проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить дополнительную информацию по теме или проблеме

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-

сурсов сети Интернет.

РУУД: самостоя-

тельное создание способов решения проблем творческо-го и познавательно-го характера. Вносить необходи-мые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов.

КУУД: определять общую цель и пути её достижения, уметь договаривать-ся о распределении ролей в совместной деятельности.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и допол-нительной литера-туры и источников Интернета.Отбирать, систематизировать и фиксировать инфор-мацию.

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе».

Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспу-тах: слушать собесед-ника и излагать своё мнение.

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России».Урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи.

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений.

соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.


34

Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Оценка деятельности учащихся

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, товарищей.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности и семьи.

понимать и принимать значение морально- ответстве-ного поведения в жизни человека и общества.




© 2010-2022